ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

23 марта 2015

Измерения и сравнения скоростей разных лодок


Байдарки Фортуна и Мерман 
можно пощупать в Москве
и оттестировать в Белых Столбах
Что такое лодка Фортуна
Контакты

***
Это не рассказы "фантазеров", тут собраны собственноручные или достоверные данные со 100%-ной фактологией

Оглавление в порядке поступления данных
1. Игла-1 (Нэрис)
2. Игла-2
3. Современный сияк
4. Ладога-2
5. Викинг 3.6 
6. Варяг, Викинг, Илекса, Шуя
7. Скорость Илексы и Шуи 1
8. Илекса, В3.6, А-14 и Игла-1
9. Игла-1 vs Лагуна-400
10. Лагуна-440 и Одиссей-370(2012)
11. Аккорд "с помелом"
12. Ё2013 и Вектор
13. Немного цифр от "Биороботов"
14. Лена-1 против Вектора и Зефира (сияк п/э) и Ладога-1(косвенно)
15. Рэйнбоу Оазис 430
16. Свирь, Вектор-2, Ладога и Лагуна-540
17. Свирь (2-е место на Налибоках)
18. Сияк Prijоn SK 7,5
19. Seabird Sport 600
20. Гарпун 4,5
21. Вега-1
22. Кадиллак (самоделка Беспалова Андрея)
С какого-то времени я перестал фиксировать результаты тут, отдав предпочтение "черенковым " результатам, про которые будут ссылки ниже

Вместо предисловия
Имхо все последующие цифры не отражают всей совокупности факторов реального похода, когда на РЕАЛЬНУЮ скорость передвижения по маршруту влияет много факторов, и зачастую влияют сильно. Это просто скорости лодок на плаву в разных условиях

Итоговый сводный рейтинг лодок по скоростям собирается ТУТ

1. Игла-1 (Нэрис)
Мой личный тест в Карелии на озерах почти без ветра. 7:30 ч гребли на 30-ти км с перекурами и перекусом. Неспешно. По дороге испытывая сей дивайс на разные скоростя. Навигатор в режиме монитора скорости. То есть цифры постоянно "прыгают". Способ измерения сомнительный и скорее ориентировочный. Правильной технологией работы с навигатором я обучился чуть позже.
- 5.3 км/ч при "никакой" гребле (так и ехал). Мне тогда  было нельзя по другому долго.
- 5.7(5.9) крейсерская скорость (походный караван среднего темпа без тупизма)
- 6.7(7.0) скорость "моя Скитульская", на победу.
-  7.2 максимальная, но недолго, минут 5-7
- 7.5 одну минуту и капут
Ньюанс - измерял по "текущей" скорости. Цифры "периодического взгляда" на навигатор.

2. Игла-2 (чужой материал с фиксацией)
"Наша средняя скорость получилась 7,5. (полумарафон 21 км за 2:48) Приличный ветер (встречно-боковой) поднялся во второй половине гонки, как раз начали идти вдоль другой стороны острова. Не взяли фартук, поэтому немного заливало, пришлось даже раз остановиться вылить воду. Но по такой воде с короткой волной нам удалось обогнать несколько соседних морских каяков, которых до ветра никак догнать не могли."

3. Современный сияк в реальном походе.
Против ветра 11 км за 1:35 с "пожалуй лучшими гребцами" страны.
Всего(!) 7 км/час. И это у монстров! Шишков - один из сильнейших каякеров страны.
Еще один пример: 
"Так что во второй половине трипа мы обрели истинную для сияков легкость и маневренность. И кпд, конечно же, возрос. Скорость 6-7 км/ч стала реальностью. А это неплохо, поверьте." источник. Это рядовые сиякеры на п/э сияках.

4. Ладога-2 в реальном походе. (те же ребята, что с Вектором-2 в послесловии)
"Обедаем и обнаруживаем, что фронт уходит в море, а за ним идет попутный ветер. Прыгаем на него, и делаем пересечение залива. Идется быстро, но на сильной попутной волне не расслабиться, ветер норовит развернуть нас по волне.
Но это хорошая плата за скорость 6-7 км/ч. "

5. Викинг 3.6 (чужой материал)
"Посчитал точнее: расстояние по навигатору (точка каждые 10м) - 1970 м; Греб с усилием, время по навигатору 17:30 минут.
Получается 6.8 км/ч.
Уточняю - чуть усиленный крейсерский ход?
Ответ - да. (материал с ВП)

Результат не заслуживает доверия в смысле статистики. Я подробно однажды (п. 5) пробовал В3.6 в режиме Скитулец-ралли в течение трех заездов на 700 метров по навигатору(!) по текущей(!) Вашане с отдыхом и у меня получилось 6.35 км/ч, которые я (наверное) могу додержать до финиша в течении 4-х часов, но если мотивироваться именно Скитульцем. Но это не крейсерский ход явно. Поэтому в скорость 6.8 км/ч  "усиленного крейсерского" хода не очень верю. Что-то недосказано. Или 17:30 минут и дальше "все умерли", а это некорректно. Или автор - "лось", что в принципе бывает. 

6. Варяг, Викинг, Илекса, Шуя. Замеры на  текущей Вашане (мой личный тест)
350 метров туда и 350 и обратно, средняя скорость Вашаны на этом участке в 350м, пройденном банкой с полуналитой водой  за 20:35, составляет  0.35/1235*3600=1.02км/ч
Темп "мой Скитульский"

Измерения по каждой лодке (средние из трех попыток, и очень близких друг к другу)
Варяг 370 - 716м/436сек(5.8км/ч*)
Викинг 3.6 - 715м/405сек(6.35км/ч*)
Илекса - 706м/721 за 374 (6.8/6,9*)
Шуя-1  - 706 за 388 сек (6,55*)
Расстояние - геометрический путь, в системе координат "берег". Яндекс подтверждает.
* Средняя скорость в движении по навигатору туда и обратно

Проверка:
На Илексе по участкам:
вниз 2:44(164сек) это  7,68. И минус 1.02, то это 6.66 км/ч это скорость по стоячке. 
вверх 3:39(219сек), это 5,75 И плюс 1,02, то это 6.77
Сумма времен 383 сек (похоже на 374)
Скорости по стоячей воде тоже похожи и похожи на показания навигатора 6,8/6,9. 

Прикидка скорости Илексы по ровной воде в режиме "!моя Скитульская" или "ралли" и на победу:
За 204 минуты на Илексе я по Вашане проехал 28.000
28.00/204*60=8,23 км/ч.
Значит средняя скорость Вашаны по дистанции была типа  1,33 км/ч

7. Скорость Илексы и Шуи 1. "Моя Скитульская" условно истинная
Илекса 
0.711/364*3600=7.03км/ч
измерено на стоячей воде три раза с одинаковым результатом разными веслами 
Шуя-1
накачивалась ртом, то есть сильно недокаченно для нее, весло ТНП Рапа, место там же:
0.708/358*3600=7,12
0.710/362*3600= 7,06
И в очных гонках на максимальных(!) скоростях Шуя идет немного бысрее Илексы, это когда 5 минут и ты труп...
Еще про Шую реальные цифры тут.

8. Илекса, В3.6, А-14  и Игла-1. Тест скоростей четырех лодок.
Тест проведен мной лично. Порывистый боковой ветер выше среднего (сильно тормозил в итоге).
Тест как бы на "крейсерско-походной скорости", но несмотря на уговоры и внушения за объективность, атлеты все-таки соревновались. И получился этакий убыстренный вариант Скитульской скорости. Скорость минут на двадцать.
Несомненно одно - цифры от разных лодок у одинаковых атлетов дают условно объективную картину соотношения ходовых качеств лодок.
Измерялось время каждого.
Дистанция 633 метра по водохранилищу (не уверен теперь). Цифра получена делением дистанции шести проходов на шесть. Это "туда и обратно". А по яндексу там 560.
В скобках - номер пилота. Ху из ху не принципиально.
В желтом окне - разница с лучшим (для удобства).
Пилоты расположены условно в порядке "способностей" (тоже для удобства).
Убраны результаты, явно выбивающиеся из нормы.

                                                                        время    скорость 
                                                                        сред.     сред.

А-14      5:36(4)  5:32(2)  5:44(3)  5:55(1)   5:43       5.8   надувная двухкорпусная
                                                                            +0:50        +15% 
Игла-1   4:50(4)   5:10(2)   5:09(3)   5:33(1)    5:11         6.4    надувная однокорнусная  
                                                                                                       +0:18         +6.0%    
В3.6      4:53(4)  5:03(2)  5:00(3)  5:14(1)   5:03      6,6   лодка гибридная
                                                                             +0:10       +3,4%
Илекса 4:39(4)  4:48(2)  4:58(3)  5:08(1)   4:53       6,8   каркаснонадувная


(6) гонял на В3.6 в сравнении с Илексой 

в своем некоем режиме
5:07 и 4:53 на В3.6 (6.7 км/ч)
И 4:49 на Илексе (6,9 км/ч)
Вписывается в предыдущую таблицу идеально (по +0:1 км/ч)


В режиме "Скитулец" (явно усиленный)
(5) проехал на В3.6ОК за 4:40. Это 7,1 км/ч

Гонка
Дистанция та же. Гребцы расположены в порядке "победы" на Илексе

                         Илекса             Игла-1 

Скорость гонки   7,4                     7,1
С такой скоростью эти лодки больше 10 минут идти не могут в принципе.


Осмысление результатов этого теста
А-14 не предел по скорости чистых надувашек (про Смену я помню, но Смена (мне) не интересна сама по себе). Игла объезжает А-14. Иглу немного объезжает Лагуна 400.

Одиссей с Михалной в 2014-м объехал родственницу Лагуны-400 (Синего Мыша) на Скитульце. На этом Синем Мыше Марина Воронина точно "не курила" и в следующем году на нем же Михалну, бывшую на А-14М, обогнала.
То есть Одиссей примерно идет, как Игла. Условно.

Игла идеальна, стремительна и красива(!), для речек, потому, как боковой ветер там исключен. И это опендек типа, что важно, если у вас (у меня точно) аллергия на каркас и проктологию. И организм не испорчен каркасом до конца. Ньюанс - она валкая, но не все от этого страдают.

Викинг 3.6 (и наверняка Гарпун) это идеальный ПВДэшно-походник на маршруты с элементами препятствий до 2+КС, для любых* волн на озерах и море, восторг на ходу ...
... но пока нет паводка с многочисленными переносами через бревна, частыми и сложными вылезаниями на берег по обрывам и пока не тянет на WW и пока не начнешь укладывать на многодневку**

* Голова на плечах подразумевается...
** и практология с укладкой гарантирована.


Одноклассники Викинга:
о
Варяг. Новинка ВВ 2016. Концепция Викинга со съемной декой, что имхо ГОРАЗДО удобнее. Глухая дека - рудимент и скорее защита от холода осенью или ленивым, кто не хочет просто одеть себя посовременнее. Но и глухую деку можно "заилексить", в смысле сделать съемной. Варяг медленнее Викинга (да, по определению, Саша КФ, и это написано сразу по его появлении, за год до моего очного теста, описанного в п. 5), но в походе это рояля не играет.
о
Илекса идеальна для ПВД и походов на большие(!) расстояния с элементами препятствий до 2КС по тур классификации. То есть это ПРЕКРАСНАЯ альтернатива дорогому, громоздкому и неповоротливому Вектору и способ разделение Тайменя на двоих. Лодка для гонок с препятствиями типа немного деревьев.
о
Шуя-1 Тритон ее выдал прям через 2(!) месяца после В3.6. Возможно  (имхо) Шуя даже круче Илесы

9. Игла-1 vs Лагуна-400
Средний встречный ветер и попутное течение, если "туда".
Попутный ветер и встречное течение, если "обратно"
Течение типа 0.3 - незначительное... как бы.
Дистанция 600 метров туда и обратно.
Тест проводил лично я на ПРАгулке, на которой Скворцов Дима на Лагуне с запасом победил пару "крутых" Илекс и Вектор...
Цифры с навигатора, настроенного на замер средней скорости в движении (в км/ч).
На Игле установлен штатный скег и телепает ее с ним вроде бы (не уверен) меньше.
Сами абсолютные значения не сильно важны (и они очень странны), но важны соотношения:

                        караван    скитулец   гонка
Игла-1                5.0             6.1           6.6
Лагуна-400         5.4             6.4           6.7

Странность
Навигатор показывал, что против ветра (и по слабому течению) Игла НЕ шла медленнее, чем наоборот. И Лагуна тоже шла строго одинаково. Ну ладно...

Проверка

Игла-1 на Истре давала 6.4 в "почти Скитульце"
Лагуна "летает" не медленнее Илексы, которая на Истре давала в "почти Скитульце" 6.8. Разница в показаниях на Истре и тут 0.3 и 0.4. Значит уже можно сделать предположение, что...
Лагуна-400 оценочно идет почти на равных с Илексой и обгоняет В3.6.
Данные будут периодически уточняться, но общая картина понятна.

Лагуна-440 (чисто рассуждения)

Думаю Илексу ОБГОНИТ. Данных пока нет. Ждем лета и повода. Или на Скитулец-2016 ВВ таки выдаст Лагуны-440 кому надо, а не кому непопадя...
Но не выдали. Зато частная Лагуна-440 (Скворцов Дмитрий) обошла Таймень с двумя мужиками. Не просто Таймень с мужиками, а ПОБЕДИТЕЛЕЙ в классе К2М. Так, что ...

10. Лагуна-440 и Одиссей-370(2012)
На ПРАгулке 2016 мы гоняли в трех режимах с Димой Скворцовым. Около 600 метров в сумме туда и обратно по Пре. Навигатор обнулялся и мерил среднюю скорость в движении. Ветра не было совсем. Мешали ... слепни.
Сначала в режиме неторопливого сплава, потом крейсерская и Скитульская.

Лагуна-440 
               нетороп  крейсер  Скит
Я              4.8            5.2          6.2   
Дима        5.6            6.4         6.9   

Одиссей-370 
Я              4.6            4.9          5.9
Дима        5.2            5.8         6.8

В целом результаты понятны, корректны и информативны. Мы старались и даже перемерили один заезд. Слепни Диму заели и не давали грести. А что было потом, на дистанции ПРАгулки, вспомнить страшненько... От слепней бывало и "темно". А Дима - "лось". А я наверное скромничал. Мой неторопливый реабилитационный "крейсер" на Одиссее на Писте-2016 получился 5.0

11. Аккорд "с помелом"
Макс Сысоев, с помощью нано-помела убрал ловушку воды кормой в Аккорде и замерил его скорости. Это уже нормальные цифры. Похожи на скорости Лагуны 440, но "что-то тут не так" и думаю Макс налегал. "Требуется урезать осетра":
"Скорость при правильной гребле, без напряга, против слабого ветра - 5,5 км/ч(скорость быстрее Одиссея?) по нафигатору. Чуть ускорившись - 6,4 км/ч(скорость В3,6?). С напрягом - до 7,2 км/ч(быстрее Илексы?)"

12. Ё2013 и Вектор
(почти цитата)
Круговая дистанция по гладкой воде 12.3 км длинной. Погода +1С, Ливневый Снег-Дождь-Град. Ветер 9м/с, порывы 18м/с
Ё2013 результат 1:50. т.е. средняя скорость (волны и сильно ветер) 6.65 км/ч
"Надо сказать что я с треть дистанции шёл прямо за вектором, а потом задолбался держать этот темп и сильно отстал, что в целом коррелирует с прошлой прогулкой."
Перевожу на русский - "Так условно не возможно, но вот было. Не обольщайтесь. За рулем был обученный лось". Z
Вектор. Его скорость составила 7.03 км/ч, что на 5% быстрее Ёшки. 
Всего. Вектор шел откровенно слабо (см пункт 14). Z

13. Немного цифр от "Биороботов"
Марина Воронина и ее результаты с соревнований. Темп типа Скитулец+, как я понимаю:
"На рогейне "Золото Сенежа на воде" 28 мая на Иваньковском водохранилище удалось прокатиться в экипаже с Анной Храмцовой (я ее называю "Уси-Пуси с турбонаддувом") на байдарке-двойке Wilderness Northstar-2. Анализируя сплиты трека и отбросив скоростной стартовый километр, получилось, что лодка идет 1 км за 6:48. Так что, пока это самая быстрая лодка, на которой я каталась."

14. Лена-1 против Вектора и Зефира (сияк п/э) и Ладога-1 (косвенно)
на темпе, чуть поболее Скитульского.
Лена -1 была взята на водный этап триатлона (15) км. Был еще Вектор (на сравнение с Леной). И был прокатный Зефир, легенда Скитульца (2:13:13)
Лена-1 это (по ощущениям и свойствам), это гипертрофированный (удлиненный, но сохранением веса) вариант Илексы. Лодка РОВНОЙ воды. Отличная скорость. Плавный вылет воды из под штевня. На силовом ходу (чуть сильнее Скитальского) от Вектора отстает совсем немного.
700 метров вверх по еще маааленькому Дону, развороте (но навигатор это учитывает) и 700 метров обратно. К стати одинаково получилось с разными веслами. 2.15 сиякерским и 2.05 родейным

Вектор-1 выдает 8,0
Лена-1 там же выдает 7,7
Ладога-1 - (косвенно) выдает 7,6Надо понимать, что это не крейсерские скорости отнюдь, это "моя Скитульская" скорость...

Зефир (5-ти метровый сияк прям ой). Тест не удался, я отвлекся, задумался и расслабился на первой половине, где у Вектора было 7.6, у Зефира получилось всего 7.2. На обратном пути я нажал (в компенсацию) и итого получил 7.7, как на Лене и на 0.3 меньше Вектора. Однако, по ходу гонки на 7-м километре (из 15-ти) меня (на Векторе) обогнала и к 13-му км ушла на 300 метров девочка (на Зефире), плохо гребущая от слова "ужос", но крепкая, потому, как чудес не бывает. Я такое в надувашках видал и не удивлен, если по чесноку.

Поэтому на дистанцию я пошел конечно на Векторе Игоря. 
Кстати, у Игоря получилось гениальное решение пяточного упора. Палка (ветка прям), привешенная за концы на цепочке, перекинутые петлей через шпангоут и закольцованные на два карабинчика. Регулировка делается перестежкой этих двух карабинов. Дешево и эффективно.
Вектор-1 на гонке на 15 км выдал выдал мне 7.6, где река дает 0.3 и отнимает неизвестно сколько обилием плавающей травы

Ладога-1 на гонке на 15 км выдала 7.2 км/ч

Вектор хорош имхо 
- для гонок
- в многодневке на больший расстояниях в одну лодку
- в монотипной команде.
Собирание его за  неполный час если и не отобьет кайф от всего, но даст повод задуматься в следующий раз. Хотя сам видел, что Вектор можно собрать за 30 минут. Без руля правда.

Но Вектор без руля для большинства неприемлем чисто по привычке. В смысле без руля обычные люди с ним не справятся (не хотят, не верят в себя). А сколько ставить руль даже в идеальных условиях руками рукастого человека, я видел два раза. В районе ... 40 минут. Ну а загрузка Вектора, это тоже "на любителя". Спокойного любителя... Стрессоустойчивого

15. Рэйнбоу Оазис 430 (полиэтиленовый недосияк)
Марафон на "Осенней Протве 2017". Шесть с половиной часов и 42 км - 6,70 (неоднородное, местами быстрое течение, заросли камышей, мели) и я не в лучшей форме (грипп неделю назад).
На Сходне тест на стоячей воде туда и обратно в "моем Скитульском" темпе. Всего 580 м.

7,35 км/ч в среднем, веслами 2.05 и 2.30
Разница 9% от 7,35 или добавка 10% к 6.7

16. Свирь, Вектор-2, Ладога и Лагуна-540
Косвенно, исходя из соотношения пункта 15, я прикидываю ту самую, "Скитульскую" скорость, вычисляя ее с марафона на Протве:
Свирь - 8,95 км/ч (правда это Мачо Мэны!)
Вектор-2 - 8,8 км/ч ("Космонавты", и тоже не "дураки" погрести)
Ладога-1 - 8,2 км/ч
Лагуна-540 - 7,9 км/ч
Цифры явно завышены, поскольку есть коэффициент от разницы меня выздоровевшего против невыспавшегося в добавок к неделе после гриппа. Поэтому скорее интересны только соотношения.

17. Свирь (2-е место на Налибоках):
***
10 км/ч пять часов, но....!
2.1 это средняя скорость течения Немана.
Стал быть 7,9

18. Сияк Prijоn SK (ширина 57 см, почти без пассивной остойчивости)
Проба на карьере в Дзержинском. Туда (950 метров по ветру без волны) - 8.0. Обратно -7.0
"В среднем по больнице" 7.5

19. Seabird Sport 600
Гребля по кругу (на крене, без руля). Метров 300 наверное. Перед финишем отвлекся глянуть на навигатор и лег. Уже в воде посмотрел - 7.9 средняя! Ехал, боясь всего, но борзо иногда. Холодная вода и рядом сэйфити-каякер конечно. Чумовая штука. Тот случай, когда круче просто нет от слова СОВСЕМ:

20. Гарпун 4,5
5 августа 2018 г. гонял в Никольском Гарпун 4.5 в своем стандартном тесте в Скитульском темпе на 700 м по 350 м вверх и вниз по течению с замером средней скрости в движении (река Упа - 2 км/ч тут).
Получил 7.3
Ожидал ближе к 8, но глянув на рейтинг скоростей "конкуренток", понял, что погорячился.


21. Вега-1
5 км туда и 5 км обратно за 90 минут и вот так
6.666 км/ч

22. Кадиллак (данные от Андрея Беспалова)
на озере в удовольствие - 6км/ч, крейсер(можно долго) - 7км/ч, максимум - 8 км/ч(метров 200). Эти скорости тоже примерные, по навигатору типа в режиме "гребу и смотрю."


ПОСЛЕСЛОВИЕ
Все, написанное выше, есть АБСТРАКТНАЯ ФИГНЯ, потому что есть другие реалии, странные, но реальные, просто надо по другому глянуть:
1. Виртуальное сравнение разноскоростных лодок: Илекса vs Вектор.
2. Одиссей vs Вектор-2. Заочное сравнение в реальных походах. 5 км/ч одноместного Одиссея на порогах и озерах это (почему-то) получилось НЕ МЕДЛЕННЕЕ двухместного Вектора на открытой воде.


РАССУЖДАЛКИ НА ТЕМУ
Цитата с форума:
"По моему мнению, скорость передвижения байдарки интересна только в соло походе. Когда тебя никто и ничто не держит."
Согласен, в
 "сборных солянках" скорость "солянки" определена всегда самой тихой лодкой. Лодкой того, кто не рвется кому-либо чего доказать и скорость лодки не важна, если наоборот, лодки в группе одинаковы, что в многодневке или ПВД при числе участников больше трех, практически невероятно
Вот такое вы вряд ли часто видали...

Скорость лодки имхо не вкажна, если ты не на соревнованиях
Скорость лодки важна, если ты руководитель и надо поспевать везде и оно тебе надо к томуу же...
Скорость лодки важна, если ты фотограф в группе и иногда останавливаешься, а потом надо догонять. Вот это реальное НАДО
Скорость лодки важна в условиях спешки, которая есть обычно результат просчетов планирования, это средство исправить эти просчеты... Без комментариев.
Скорость лодки важна, когда ты ходишь с "торопыгами". Добровольно!

Конечно, на более быстрой лодке в составе "сборной солянки" напрягаться надо гораздо меньше. Но мы все, как правило, офисный планктон, и для тех, кто не пашет на огороде или не ходит в зал или типа того, погрести, это едва ли не единственный вариант летом поработать физически... О как!

ИТОГОВЫЙ СВОДНЫЙ РЕЙТИНГ КРЕЙСЕРСКИХ СКОРОСТЕЙ

Левашов Михаил (Zindolog)