12 января 2017 г.

Паводковый сплав на Скитульце

Краткое руководство по безопасности для новичков и "стажеров" Скитулец-ралли или массплава. Для тех кто на паводке впервые вообще или на таком паводке впервые

Этот текст немного правится время от времени в частностях, но основа никуда не денется...
ВВЕДЕНИЕ

Как  написано в преамбуле, все это все написано для новичков и «стажеров» паводкового сплава, но при этом обязательно обладающих некоторым водным опытом, например, в рамках летней Карелии или школ НТП.
Но если вы хоть раз в хорошую воду прошли капитаном или "сам себе каякером" речку класса "Каширки" и не испытали особых проблем, то читать дальше – дело вкуса, это не для вас и все это вы уже знаете, а тут написана упрощенка-минимум. Как адаптация Анны Карениной на 60-ти страницах.

Летняя Карелия паводку (и конкретно вот этому) не учит и двадцать лет "опыта" обычных походов на Тайменях с родителями и потом самостоятельно ровным счетом ничего не стоят перед лицом средней равнинной реки, но в паводок.
Вот, к примеру, речка Сережа, но в паводок (досмотрите до конца). А летом там спать(!) в лодке можно. А вот катамаран не на Вашане, но тоже жутковато смотреть, когда экипаж совсем не владеет ситуацией на быстрой воде. Так вот, Вашана в паводок "поинтересней". Она камней не имеет, но вместо них там, на бОльшем течении, стоят деревья...
- стоят в русле
- и наклоненные специально неудобно )
- и лежат совсем поперек и на течении

В первый раз пойти на паводок, это как сесть на велосипед в первый раз. Или попробуйте после велосипеда сесть на скутер, только не на самый мощный и каску покрепче не забудьте, и наколенники с налокотниками. Я пробовал. Мне хватило 20-ти метров. Даже минимальный интерес пропал.

Конечно, возможно вы выходец из турсекции или туршколы, но... Не все в этих школах осваивают и усваивают умения(!), необходимые для паводкового сплава. Именно умения. Ни в одном тур клубе новичков практике паводкового сплава не учат, вернее просто не успевают научить. Учат-то, как правило, зимой.

Паводок – не бассейн, и даже успешные новички-слаломисты имеют массу проблем на своем первом, по настоящему паводковом, сплаве.

Мало приятного в купании в холодной воде, и проплыве под(!) лодкой сквозь коряги.



Итак, внимание...

Если вы никогда раньше не ходили по воде "кривее", чем сильно взволнованное озеро или "исходили" Карелию целых два раза по Воньге и Шуе (Петрозаводской), то вообще воздержитесь от участия в Скитульском сплаве по Вашане, даже если ваши лучшие, и конечно же очень "добрые" друзья, туда идут и приглашение выглядит весьма заманчиво. Это не понты от крутого туриста-водника-экстримала-рекордсмена-инструктора-адмирала и на закуску очень чуть-чуть, но таки полу-родеиста. Это вполне серьезное предостережение. Особенно, если уровень воды ожидается средний и выше, о чем организаторы обычно предупреждают.


 ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА 
  на 21 апреля 2018 года  

 на Скитульце будет 
  средне-паводковый уровень "Б",  
  для новичков он умеренно сложный  

Фото на 18 апреля с точки № 7:

Посмотрите этот фильм о приключениях некоторых участников СкиТульца в 2012 году. Даже бывалых и "битых" водников (особенно их!) это видео приводит в некоторый ужас.


А этот ролик о тех, кто совершенно, абсолютно, катастрофически не понимает, где оказался. Удивительное место. Ни одного трупа... Что странно.

Если Вам очень хочется приобщиться к паводковому сплаву, но умения маловато, то приезжайте пока без лодки. Или с лодкой, но катайтесь под присмотром инструктора у базового лагеря. Обратитесь к организаторам и вам наверняка его найдут, и он с удовольствием вас поучит. Но в воскресение. Вам и там понравится. А дух фестиваля (самое главное на Скитульце) мимо вас не пройдет...


 Еше раз в кратце, о том, что было выше: 
 Паводок на Вашане это технически круче, чем любая река 3(!)КС в Карелии. 
Типичная Карельская 2КС, это Воньга.
2+КС, это наверное Шуя Южная летом. 
Недотройка, это Кереть. 
 Технически на недотройку с трудом тянет Калга.
И твердая 3КС - это пожалуй Писта по  любой  воде и Шуя Беломорская по воде выше средней. 

 Так вот, Вашана, даже по средней весенней воде, сложнее и главное, 
 ОПАСНЕЕ всех этих "троек". 


ОСОБЕННОСТИ ВАШАНЫ В ПАВОДОК

- кое-где достаточно большая скорость течения при минимуме времени и/или ширины реки на маневр;
- насыщенность препятствиями, реально опасными для жизни (прижимы, завалы, заломы, расчески, техногенка и т.п.),
- чалки и заходы в улова сложны, выход на берег может быть затруднен обрывами и кустами;
- низкая или отрицательная температура воздуха;
- ледяная вода;
- сложная береговая обстановка: глубокие овраги, бурелом, болота, снег, грязь;
- нетривиальность аварийного выхода (усугубляется в случае, когда человек шокирован сыростью, холодом и потерей лодки)


Одна из попыток классифицировать паводковые реки принадлежит 
Дмитрию Шварцу. Оцените сами те реки, на которых вы были в паводок. Вашана имеет литеру Б, что по моим ощущениям на сегодня есть минимум. Местами она вполне тянет и на уверенную В.

В любом случае, сплав по паводковой речке это подобие сплава по горной реке, и относиться к нему стоит так же серьезно.


СНАРЯЖЕНИЕ 

Все элементы со звехдочкой в следующем перечне, 
по Положению Скитульца, являются обязательными. 



сплавная каска*
должна быть на голове в застегнутом виде ВСЕГДА до финальной чалки. Под каску
хорошо надеть тонкую флисовую балаклаву или шапку. Флисовую, а не шерстяную!

гидрокостюм*
лучше сухой (современный), но как минимум, нужно использовать неопрен. Неопрен для водника имеет особенность – он должен облегать не сжимая, лишь бы не висеть. Дайверские "советы" не для нас. Носки из неопрена – так же. Под гидрокостюм, при низких (где-то до +13-ти градусов) температурах, рекомендую надевать средний по толщине флис. Вот еще и поэтому неопрен не должен сильно сдавливать без одежды.

поверх неопрена
рекомендуется (мерзлякам просто обязательно) надевать ветрозащитный костюм, поверх чернухи (если до неопрена дело еще не дошло) - тоже, для защиты ее  от повреждений. Напомню, под гидрокостюм не помешает одеть средний флисовый костюм. Совсем на теле – тонкое термобелье, строго не имеющее в составе ничего кроме ПОЛИПРОПИЛЕНА или ПОЛИЭСТЕРА. Комбинации поддевки - по погоде. Все остальное несинтетическое, даже супер-понтовое с мериносами и ламами - не для водника. Особенно весной. Вообще сегодня для водника все, что не синтетика - противопоказано.

Просто неопреновые шорты и тонкие тренировочные брюки – не вариант, даже если в спортклубе или друзья вам об этом забыли сказать. Например, привычный и такой уже, казалось бы, послушный слаломник весной не спасает от необходимости выходить, сливать воду (ведь он бывает клубный, не новый и подтекает) и разминать ноги. Вот тут-то и подкрадывается переохлаждение (абзац
написан по реальным событиям весны 2012. Крутые каякеры не предупредили новичка. Все окончилось лучше, чем могло. Холоду не хватило каких-то пятнадцати-двадцати минут, но новичек спорт бросил).

спасжилет*
на Скит/ульце лучше использовать современные пенковые спасжилеты небольшого объема для байдарок или настоящие фирменные каякерские спасжилеты, потому что они при самосплаве позволяют активно плавать и проходить под расческами и бревнами.
Небольшой, надувной спасжилет тоже подойдет, но он должен быть оборудован вшитой паховой обвязкой, желательно БЕЗ ручки на спине (по моему это просто "вешалка" в буквальном смысле. И очень хорошо работает... на кустах). Жилет должен быть точно подогнан по фигуре. Важно, чтоб было как можно меньше мест, за которые могут цепляться ветки. Не обязательно его накачивать до упора. Хватит и просто до заполнения объема, но без давления. Все затяжки, по возможности, затянуть, а незатягиваемые заранее прошить на укорочение. Плечевые лямки и ручка (та самая вешалка, если вы ее оставили, то зря, но уж...) должны обеспечивать возможность вытащить за него человека. Излишне висячих хвостов быть не должно. Полезно иметь большой карман на молнии и свисток (с 2014 года это тоже рекомендовано как условно-обязательный предмет). Жилет не должен мешать грести и двигаться.

сплавная обувь*
специальная сплавная с нескользящей подошвой или хотя бы кеды. Поскольку берега бывают местами покрыты снегом и льдом, на котором придется стоять, неопреновые боты или носки должны быть не тоньше 5 мм. Если вы дополните эти боты еще неопреновым носком 3-5 мм, хуже от этого не будет. Под неопрен вполне можно одевать термоноски от тонких до флисовых.

Про резиновые сапоги на на  паводковом сплаве надо забыть, как про кошмар из прошлого. Навсегда!!! Вэйдерсы и охотничьи с высокими голенищами - еще страшнее. Есть печальный клубный опыт моего клуба в прошлом, конкретно с типа Вэйдерсами, закончившийся могилой на Домодедовском кладбище. 

стропорез
надежно закрепленный на спасжилете (спорно). Ну, хотя бы нож в кармане или в емкости жилета, его заменяющем.

личный аварийный комплект*
в кармане спасжилета: герметично упакованные ДВЕ зажигалки и микроаптечка (как минимум, стерильный бинт, обезболивающее, валидол), плекс, немного серого скотча, сникерс/марс (насчет сникерса - вполне серьезно, перехватить вкусненького, и главное питательного, в сложной ситуации, очень бывает "в тему").

доп. аварийный комплект
для разжигания костра – баллон с газом и насадка «мегаспичка».
Работает и без герметизации. В разы облегчает разведение костра. Забудьте пижонские истории "крутых таежников" про умение разжигать огонь "силой мысли". При аварии от вас требуется не эстетичный и красивый процесс, а быстрый и эффективный результат. Поверьте, лучше газа в такой ситуации на сегодня только напалм.

GPS
сегодня уже в разряде обязательного снаряжения. Либо водонепроницаемый Gаrmin, либо защищенный современный гаджет. И необходимо заранее по нему познакомиться с местами эвакуации, дорогами и т.п.

герма с документами*
Документы можно и не брать, но деньги и заряженный телефон* всегда на себе! И герму рекомендую проверить дома в ванной.
Дополнительно хорошо иметь:
неопреновые перчатки или спец-варежки на весло
дополнительная штука, но очень улучшает восприятие мира (я для себя считаю обязательной частью снаряжения в холодной воде или на ветру даже летом). Голой рукой по веслу - прошлый век. Самое теплое - вообще специальные варежки, крепящиеся непосредственно на шафт (перекладина весла), но они для мастеров болше, поскольку снимаются немного дольше... Обычно в туризме используют неопреновые (строго неопрен, а то есть перчатки с элементами кожи - это лучше чем ничего, но полумера) перчатки или 
варежки с прорезанной внутренней стороной.

Но самый теплый вариант вот. Марка не важна. Важен принцип.


запасное весло
из расчета 1 штука на 2 человек, но и по 1 шт. на каждого вам не помешает. Запасное весло должно быть аналогичным основному, а не первое попавшее под руку. Что б не пришлось после аварии и потери основного еще и думать о привыкании к совсем другому веслу (правило Михаила Пастухова для каякеров).

основное весло*
гораздо короче, чем вы привыкли в обычном походе. Идеально для паводка, это 2.00-2.05. Больше на паводке никому не надо точно. Даже рост 190 не повод брать длинное весло. Исключения – высокая посадка на Скауте и ему подобных «дредноутах», или росте сильно за 180. Там надо самому примеряться. И да, гонщики (уверенные в себе и умелые) могут себе позволить для скорости взять весло длиннее нормы, где-то 215 даже, но это не ваш случай. С веслом 2.00-2.05 вы имеете шанс учиться. Весла 2.10 вас еще "потерпят", но длиннее будут малоэфективны.

ремнабор*
для мелкого ремонта лодки, в том числе серый скотч для быстрой заклейки проколов-порезов. Поломка лодки на Скитульце мелкой не бывает, поэтому собразуйте с вашими возможностями наломать дров. Все не запасешь конечно и тяжелые случаи решаются "солдатской смекалкой". Да и не одни вы будете.

емкости непотопляемости*
на жестких судах (байдарки, каяки) должны быть в носу и корме и привязаны… Надежно привязаны. Надувным лодкам дополнительные емкости не нужны.

обвязка*
заранее натянутая до звона, она сильно облегчает самоспас и вытаскивание лодок. 
 При намокании и ослаблении обвязки ее рекомендуется подтягивать.

(На полиэтиленовых лодках и на надувашках достаточно только штатных ручек).

спасконец*
Она же "морковка". По одной на каждое судно, даже если вы не знаете, что с ней делать. Она пригодится тем, кто будет знать, что с ней делать.

Но пожалуйста(!), не пользуйтесь ей сами, если никогда не пользовались. Этим вы только навредите спасаемым, если вам выпадет "честь" и "удача" поспасать кого либо.

термос с чаем
Пункты питания на дистанции конечно есть, но вам до них еще дойти надо. Привязывать его? А как же? 




Возить в качестве килевых спиртные напитки просто опасно!!!

Вообще есть три "НИКОГДА" на любом(!) сплаве:

1. 
НИКОГДА не привязывать весло к себе или к лодке, если это не море или вы не на реке Конго в роли суперкаякера класса VI, что врядли, если все еще читаете этот труд
2. 
НИКОГДА не «греться», пока вы не финишировали. Допускается (спорно) выдать сильно испугавшемуся в аварии человеку 30(!) грамм водки, и то, если это пугливая женщина (тогда 20) и/или просто матрос. Капитаны соблюдают сухой закон и греются работой. Но лучше обойтись. Обоим.
3. 
НИКОГДА НЕ НАРУШАТЬ ПУНКТ №2. Спиртное добавляет только "храбрости" и снимает стресс, но не добавляет уменя. А Вы УЖЕ кильнулись, что сигнализирует о недостаточной подготовке к этой реке. 

одноручная пила
обыкновенная (чисто мое личное мнение - она обязательна и, более того, незаменима). Если с зубом для сырого дерева - вообще идеально.
 

топорик
на группу 1-2, если при разведении костра вы не обходитесь предыдущим пунктом (лично я топоры не вожу и считаю, что сегодня это абсолютно лишняя вещь).


СПЛАВ

Введение

На Вашане каждый экипаж (или каякер),
 прежде всего сам за себя!!! Это безусловно звучит жутко и неправильно. Но это такВедь за руку Вас никто не ведет и вовремя не одернет на месте. Поэтому это реальность. Вы, и только Вы, лично, в ответе за то, куда Вы лично заедете. А еще это специфика фестиваля-ралли. Вы приехали одни и у вас команды нет. Хорошо, если у вас есть умелые, не опытные(!), а именно(!) умелые(!) товарищи, которые вас ведут, тогда лучше слушать их. Хорошо, но почти невероятно, если вы найдете таких умелых уже на старте, но повторяю, скорее всего, ралли для вас, это одиночный сплав.

Если уже на дистанции вы встретите квалифицированный экипаж, который по альтруистичным соображениям добровольно возьмется немного вам помочь, то этим счастьем следует воспользоваться. Но этика туризма жестока.

Если вы даже смутно почувствовали, что не понимаете, что на воде с вами происходит, сойдите на берег. Дождитесь идущих сзади опытных людей в «розовых» номерах массплава, а еще лучше участника из «911» и они подскажут, куда лучше и с какого берега выбираться.


Сойти с дистанции на  Вашане не зазорно. Поверьте. Первый СкиТулец-2006 не закончило подавляющее большинство участников. Некоторые едва не попали в больницу. И поверьте, они еще очень дешево отделались. И поверьте, почти все были не новички.


***


Итак вернемся на старт:  вы ОДНИ, не очень в себе уверены, но хочется… Вязать руки никто не будет. Значит ...


Старт...

Сразу забудьте про спорт и торопливость. Даже если вы оптимистично записались в ралли, а не массплав.
Постарайтесь пристроиться к группе, но понимая, что все равно на воде каждый (экипаж) за себя. Кроме общих спас-работ.

Не смотрите по сторонам. Красоты сейчас не для вас.



Точка принятия решения
Если проблемы вас "накрыли" в первые сто/пятьсот/тысяча метров после старта, то считайте, что это только цветочки. Ягодки настанут где-то после 4-го километра. Есть еще время передумать и вернуться "без потерь".

Проблемы продолжаются, а еще только идут в первые 20 минут? Есть повод вернуться ...

Держите дистанцию!

К сожалению даже походившие паводок водники этого не соблюдают. Учитесь заранее, пока не выработалась уверенность. Потом переучиваться будет тяжело и мокро.


Дистанция перед идущей впереди лодкой (если вы не собираетесь обгонять)  должна быть около 10-15 м для каяков, 20-25 м для байдарок. Держать дистанцию тут надо, как на автомобиле в сильный гололед. Несоблюдение дистанции - гарантия аварии. Гарантия!
И сразу противоречие - желательно все время видеть идущую впереди лодку (если она есть) и её проблемы. К сожалению, при сплаве по извилистым речкам это не всегда получается.

Но общее и постоянное правило - дистанцию держит идущий сзади!

Это ВАШИ(!) проблемы (как на автомобиле, вспомнили?), как, где и куда Вы будете чалиться, но  Вы никогда не должны влететь в идущий впереди экипаж, который, например, висит на бревне или пролезает под расческой или разворачивается для маневра. Представьте для примера, что перед вами идет Lexsus RX-450 с очень злыми парнями а у вас лысая резина и тяжелая крепкая Волга. Представили, как Вы будете держать дистанцию? Так вот тут все еще серьезнее. Вместо злых парней вас ждет вода. С ней не договоришься даже за деньги. Увидели вперди остановившееся судно - необходимо сразу, не подъезжая, остановиться в улове (да где угодно) и подождать, а не лезть туда же. Заодно будет возможность изучить со стороны чужие ошибки и продумать свой вариант прохождения или обноса.

Учитесь видеть место для следующей безопасной чалки. Если такого места не видно, то лучше вылезти и просмотреть весь участок с берега.


Если вы в очередной раз "не хотели", но "догнали" застрявшую впереди идущую лодку, то снова задайте себе вопрос - а если это будет не лодка, а завал? Глухой (о завалах поговорим позже)! Это повод немедленно и "отважно" прекратить сплав. На это тоже нужна отвага.


ПРЕПЯТСТВИЯ И ИХ ПРОХОЖДЕНИЕ 


Вообще-то все ниже сказанное к СкиТульцу надо хоть немного, но уметь. Но не всем по разным причинам дано такое "счастье".


Введение

Туристы-водники имеют склонность недооценивать важность слаломной подготовки, или даже не знать о ее существовании, но именно на паводковой реке умение делать траверс, грамотно заходить в улова и выходить на струю является жизненно необходимым. Все эти вещи, конечно, надо отрабатывать заранее. Этим навыкам учат в клубах, секциях и командах, как формальных, так и нет. Обучение требует времени не только на само обучение, но и на осознание. Для обучения всегда ищите тех, кто круче. Круче не за столом с рюмкой и гитарой, а «на весле». Еще раз - этот пункт, это скорее заметка на будущее. А сегодня уже поздно. До Скитульца считанные недели, дни. Или даже часы :)

По реке НУЖНО идти не просто вперед. Девять из десяти препятствий можно объехать по совершенно безопасной траектории. На чистых участках имеет смысл заставить себя (свой экипаж) поиграть с водой и экспериментировать — поездить туда-сюда, назначать сложную линию движения и пытаться ее выдержать, заезжать в улова, траверсировать струю, вставать лагом, чтобы понять, на что способна лодка (естественно, соблюдая дистанцию).

Есть тайное знание алтайских каякеров,  которому никогда не учат в школах водного туризма: надо воспринимать сплав не как противоборство с водой, а как веселую игру, надо все время сохранять ровное дыхание и уметь расслабляться. Пройдя с неизбежным нервным напряжением препятствие, можно покричать, покрутить головой, полюбоваться пейзажем и голубым небом, улыбнуться солнышку (или дождику) и своим друзьям. Незачем сохранять мужественный вид, вы же играете. Эта конечно правильно, но для самостоятельно идущих новичков почти нереально, но кому-то пригодится…


Главные правила

1. Крен на препятствие!
При навале на препятствия - не отталкиваться от него веслами и руками. Не отклонять назад голову. Наоборот, изобразить из себя барана на мосту - "я тут хозяин!" Руки и голову вперед. Можно и нужно сразу опереться НА препятствие, даже лечь на него грудью, принять устойчивое положение, подставив струе дно, и смещаться руками вдоль него на чистую воду.

2. Стараться видеть
и занимать в виде тренировки место для безопасной остановки в улове сразу после прохождения очередного препятствия. Дальше может быть следующее. Сразу. Без перерыва.

3. Если вы видите впереди серию проблем или не видите, но подозреваете, остановитесь. Выйдете, осмотрите с берега и примите решение.



Основное препятствие - прижимы
Прижимы образуются на крутых поворотах реки, где основная струя бьет во внешний берег. И вообще они везде, где есть течение. Прижимы опасны еще и тем, что в них скапливаются разнообразные бревна, под которые вас стремится затащить вода. Соглашаться с ней тут нельзя.

Прижимы проходятся вдоль внутреннего относительно поворота реки берега, слегка лагом, нос лодки должен быть направлен в сторону внутреннего берега и при этом не забывать грести. Грести ВПЕРЕД.

Вообще все повороты лучше проходить у внутреннего берега, где меньшая скорость струи дает больше времени и для того, чтобы подумать и для самогоманевра.

Но это, если вы умеете управлять лодкой на положительной скорости, что вряд ли. Это уже третий этап зрелости водника. Если вы этого не умеете, сначала осваивайте кормовой траверс и учитесь ходить РОВНО НАОБОРОТ. 


Кормовой траверс
Тренировка с виду простая. На ровном, но текущем участке попробуйте, гребя назад (табаня), остановить лодку. Затем, не переставая грести и не двигаясь вниз по реке, отведите (отломите) корму влево или вправо и, продолжая грести назад и не давая лодке смещаться вперед и назад, последите, куда при этом двинется лодка. К какому берегу. Влево или вправо. Поиграйте с этим движением минут 20-30. Поймайте закономерность.


Этот прием - самое главное средство «договориться» с паводковой Вашаной и получить взаимное удовольствие. Естественно, что для тренировки нужно безопасное место. И не обязательно на Вашане. Любой едва текущий участок реки около вас. Не надо ехать за город. В Москве подходит Сходня у м. Тушинская. Льда нет обычно уже в 20-х числах марта. Уже за неделю до Скитульца - точно. Потратьте хотя бы предыдущую субботу и воскресенье на это - и вы почувствуете разницу. В каждом городе есть такие места для тренировок. Постепенно, если есть время, места тренировок переносятся на более быстрые участки.


Хождение НАОБОРОТ, или сплошной кормовой траверс

Когда вы освоите кормовой траверс, то в прижим (да в любое сложное место) входите уже носом по направлению к нему(!), корму держа в сторону безопасного выпуклого (внутреннего) берега или свободного прохода. Когда бы перед вами не возникло препятствие, вы всегда на кормовом траверсе сможете сместиться в сторону, где есть проход, ну или хотя бы зачалиться. 
Чисто технически, кормовой траверс, это самое-самое минимальное, что вам сегодня надо с точки зрения управления лодкой в удовольствие.

Вот так выглядит кормовой траверс уже на практике. Один из первых порогов Керети. Кривой-1. Ребята уходят от прижима слева в конце порога. Спокойно и рассудительно.

«Расчески»
Это нависающие над водой деревья, как правило, с торчащими вниз ветками.
Их, как правило, надо проходить там, где ствол выше всего над водой, а течение минимально.
Матрос сначала кладет весло вдоль борта, потом наклоняется вперед, чтобы одновременно контролировать крен лодки и защитить лицо от веток и пролезает под ветками, капитан в это время контролирует положение лодки — носом вниз по течению. Пройдя под расческой, матрос начинает грести вперед, а капитан, в свою очередь, тоже сначала кладет весло вдоль борта, потом наклоняется вперед, и пролезает под ветками. Каякер все это делает естественно один. В плотной расческе иногда приходится держаться за ветки руками, главное — не становиться к ней лагом, иначе киль неизбежен.
Если за дерево хватается руками матрос на байдарке, велика вероятность, что капитан не справится с течением, лодку развернет лагом и кильнет. Если за дерево хватается капитан байдарки, не сидящий в упорах, он может расстаться со своим судном и остаться висеть на бревне.

Отклоняться назад время от времени приходится. Но старайтесь избегать этого.

Каякеры при преодолении подобных препятствий (особенно бревен, о которых дальше) иногда используют (вынужденно или осознанно) эскимосский переворот, но это оправдано только в крайнем случае. Под водой обычно хуже и не известно, есть ли чистый "проплыв".

Тонкие ветки можно просто пробить лбом сходу, наклонив голову вперед, при этом весло держать вдоль борта, чтобы его не вырвало, и контролировать крен. Только присмотритесь, чтобы за ветками не было спрятано бревна. Удар каской при выпрямлении на ходу - весьма запоминающееся событие.





ВНИМАНИЕ - »Расческа»  с торчащими острыми сучьями ЭТО СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ !!!!
Не при каких условиях не пытайтесь принять ветку на корпус — вспомните ЗАКОНЫ ФИЗИКИ !!!
Дырки в лодке ВЫ переживете — ДЫРКИ в ТЕЛЕ — не всегда!!!

ВНИМАНИЕ  — Удар головой о ствол или толстый сук может привести к тяжелой черепно-мозговой травме !!!!!!  «Глухой» удар телом о бревно — это возможные переломы ребер, ключиц или костей рук

ВНИМАНИЕ  — Попытка схватится за ветку рукой на скорости может привести к разрывам сухожилий, серьезным повреждениям мягких тканей кистей рук и ОДНОЗНАЧНО К КИЛЮ !!!

Отдельные притопленные или полупритопленные бревна
Через них можно перепрыгнуть, если как следует разогнаться поперек бревна, выбрав место, где меньше сучков (часто эти бревна уже обструганы сверху ледоходом или бобрами). Главное — перекинуть через бревно центр тяжести.

Если перепрыгнуть бревно не получилось, и вас скинуло назад, не ждите, когда вас навалит на препятствие, попробуйте отгрести назад. Если и это не получается или нет времени и вас прижимает - начинается борьба с прижимом.

Как написано раньше - нужно сделать крен на бревно и, перехватываясь вдоль него руками, сползать туда, где есть проход. Или в таком положении ждать помощи. Крен бросать нельзя. Если течения нет (так тоже бывает) можно вылезти на бревно (по очереди, если вы на двойке), перетащить лодку и даже помочь другим экипажам перебрасывать лодки. Они вам скажут спасибо.


ВНИМАНИЕ — если вы кильнетесь — под бревном может быть начинающийся завал и ВАС может не промыть — это смертельно опасно!!! 

ВНИМАНИЕ — крен надо держать на припятствие и КРЕН БРОСАТЬ НЕЛЬЗЯ !!!


Заломы
это смесь лежаче-стоячих древьев поперек дороги, но проход есть, но он в стороне. Заломы часто находятся в основной струе, поэтому начинать маневр надо заранее. Кормовой траверс - лучшая "таблетка" в заломах. И всегда помнить про дистанцию. Как на машине в гололед.

Завалы
непроходимые нагромождения из бревен, полностью перекрывшие реку.
Преодолеваются методом предварительной чалки на безопасном расстоянии и обноса лодок по берегу. 



ВНИМАНИЕ — ЗАВАЛ ЭТО СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ !!!!
Глухой завал это то, чего вы должны бояться БОЛЬШЕ ВСЕГО!!!
ЕСЛИ Вы понимаете, что деваться некуда — БРОСАЙТЕ ВСЕ — лодку весло шмотки.
ВАША ЗАДАЧА СПАСТИСЬ !!! СТАРАЙТЕСЬ, БОРИТЕСЬ, БЕЙТЕСЬ - от этого зависит ВАША ЖИЗНЬ!!! 

Особенное препятствие - техногенка (мосты, тросы, арматура, трубы, плотины) Самый неприятный вид препятствий. Под мостами обычно валяется старый железобетон с арматурой или бревна с гвоздями, за плотинами бывают остатки предыдущих конструкций плотины, весенние временные переправы из проволоки, которые висят на уровне лица. Это всё опасно для жизни. Необходим просмотр. При малейших сомнениях надо обнести.

И вообще главное правило – за препятствием или поворотом «чего-то» не видно, но чувствуется подвох – выйди и посмотри.

СТРАХОВКА И СПАСРАБОТЫ
На паводковой реке аварийной ситуацией является любой заплыв человека отдельно от лодки. Наиболее опасны глухие завалы, пропускающие воду, но не имеющие дыр, в которые мог бы пролезть человек. Попадания в такие места надо избегать любыми средствами.

Поскольку вода в паводковых реках очень холодная, аварийные ситуации необходимо ликвидировать быстро. Голыми руками в воде можно удерживать что-либо (например, аварийную лодку, полную воды, или человека) от силы 30-40 секунд. Длительный самосплав или нахождение в воде чреваты переохлаждениями, и речь идет не только о спасаемых, но и о спасающих. Науке известны случаи более длительных контактов людей и холодной воды, но вряд ли их участники захотят повторять.


Общие правила вообще всех спасработ:
правило №1: Спасработы не должны увеличивать число спасаемых!!!
Для вас это означает - не следует проявлять «необученную» отвагу! Это цинично, но верно.
правило №2. В страховке и спас-работах с воды принимают участие только опытные экипажи, чей опыт превосходит сложность реки.
правило №3. Сначала люди! Спасение барахла, лодок и весел — второстепенная задача для добровольцев. Что не привязано, то уплыло! Смиритесь.

Специально для вас: 
При возникновении аварийной ситуации рядом (впереди), вы должны немедленно зачалиться куда угодно и не мешать, как минимум.

Прямое следствие Правила №1
— даже если в аварийной ситуации оказался ваш самый близкий друг, не надо очертя голову бросаться на помощь! Сначала оцените ситуацию и поймите, как именно надо помогать... Не понимаете - не мешайте другим. А отважно лазить спасать без спаса и каски, некошерно ( тем более "аккредитованым" спасателям. Да, г. Трусков мл...?).


 
Продолжение сплава после окончания спасработ
- по команде руководителя "спасателей" или когда вы больше не нужны (и) или вы пришли в себя. Долго тупить на берегу, наблюдать за чужими "подвигами" нельзя, а то вы сами замерзнете.

 
Ваши действия при вашей аварии

Закон №1 новичка на Вашане: вы обязательно кильнетесь!

Что же делать экипажу аварийной лодки? Универсального рецепта нет и быть не может, но есть общие рекомендации.

При киле на бревне или завале первая задача аварийного экипажа — стремительно покинуть лодку и оказаться сверху на препятствии, а потом на берегу.

Оказавшись самосплавом в струе на относительно чистом участке, надо найти ближайшее безопасное улово и активно плыть в него, просто поперёк струи.

Если несет на завал или бревно — нужно выкинуть весло, оттолкнуть подальше лодку и плыть в ближайшее улово еще быстрее. Хвататься за кусты и ветки на берегу обычно бесполезно, при достаточно сильном течении может оказаться и опасно, но использовать эти возможности стоит.

Если предлагают страховку лодкой или морковкой — не надо отказываться.

Пытаться самому спасать собственную лодку можно только  тогда, когда этому НИЧЕГО не мешает.

Самое скверное — впереди глухой завал, через который фильтруется вода, но в котором нет прохода для человека. Спасаться от таких мест как угодно, любой ценой... Если угрестись от завала никак не получается — оттолкнуть лодку и выкинуть весло подальше, головой развернуться к препятствию (то есть, вниз по течению), а не ногами, как учат делать на самосплаве, и попробовать оказаться на нем сверху. Что делать, если и это не помогло — никто не знает, к сожалению.

Что делать, оказавшись на берегу? Восстановить дыхание, прийти в себя, потом идти вытаскивать барахло и отливать лодку. Нельзя тупить — пока вы переживаете стресс, ваши товарищи ( и вы, что точно) мерзнут, к тому же, возможно, нужна помощь другим экипажам. Чтобы не замерзнуть, надо двигаться. Если в сухую гидру попала вода — раздеться и вылить ее, выжать термобелье. Под неопреном ничего выжимать не надо. Влага с правильного термобелья сама стечет в носки. А снимая-надевая неопрен, вы только лишний раз замерзнете. Оказавшись с лодкой на разных берегах, надо попросить ваших товарищей или проплывающих мимо коллег вас воссоединить, перечалить лодку или, в крайнем случае, перетащить вас на морковке (только на чистом нешироком участке реки).

Эту просьбу рекомендую обращать скорее к участникам массплава (розовые номера) и ясен пень к команде "911", хотя вот они-то к вам сами первыми пристанут. У них работа такая…

Синие номера (команды) рекомендую без крайней необходимости не тревожить. Они тут бывают злые и даже своих знакомых и заклятых друзей, застрявших поперек дороги не прочь задавить. Почти не шутка. Ведь на них висит груз ответственности за результат команды и их потерянное время – потерянное время всей команды. А счет там идет уже на секунды. Таковы реалии.

Желтые номера, это "гонщики-частники". Это та часть участников, которые может помогут, а может и нет. Но в серьезной ситуации Скитульцы - народ отзывчивый. Причем замечено - чем позже человек стартует, тем большую помощь он может оказать и получить. Но не стоит в связи с этим затягивать со стартом. Если вас догонит замыкающая группа "911", то вы "почувствуете нашу любовь" (с).

Оставшись на берегу в одиночестве, надо ждать людей или группу «911» . Восстановить в памяти события, понять, где сейчас находятся ваши лодки-шмотки. Идти к ним надо по тому берегу, на который вас вынесло, не пытаясь в одиночку переплыть реку или перейти ее по бревну!

Если удалось добыть вещи из лодки, но холодно и вам светит некоторое время никуда не двигаться, начинайте разводить костер. (Вспомните раздел «Личный аварийный комплект»…)

Надо понимать, что киляния, отстрелы и самосплав — это все-таки рабочие моменты, которые на Скитульце иногда случаются (почти) с каждым, даже с самыми опытными, и относиться к этим вещам надо философски. Но три-четыре или больше киля (отстрела) за день — это уже признак того, что река слишком сложна для вас, и повод задуматься о снятии с маршрута. Хотя науке известны случаи семнадцати заплывов одного человека в течение одного апрельского дня, но вряд ли этот человек и его группа получили от процесса удовольствие. А ведь именно за удовольствием мы ходим на воду.

Если после аварии вы считаете, что можете продолжать - не тяните время. И тогда больше успеете :)


ОТДЫХ И ПРЕКРАЩЕНИЕ СПЛАВА
При длительном сплаве, люди устают и мерзнут, и каждый должен все время отслеживать свое состояние, не допуская того, чтобы накопившаяся, как снежный ком, усталость начала приводить к очередным ошибкам. Не стесняйтесь, скажите напарнику, себе или руководителю:
– "Я устал, передых!" (или вообще - хватит...).

Тот же, только наоборот:
Если вы идете вдвоем в одной лодке (две лодки в паре) — всегда будьте готовы спокойно отреагировать на то, что ваш партнер "устал" от романтики и хочет все это завершить.

 
Пункты питания на Скитульце
Это места, где вам(!) обязательно(!) стоит остановиться, отдохнуть и перекусить. Здесь организуется мини-фестиваль любителей сплава. Здесь при желании - самое удобное место прекратить сплав и вам помогут добраться до базового лагеря, где гостеприимный РедРик (но же Юрий Корсаков) с остервенелым удовольствием, всего за пару поленьев, засунет вас в баню. Поленья можно и потом.

ПП1 расположен  примерно  посередине дистанции (12-14 км) и посередине главных сложностей Скитульского ралли. Половина сложностей позади. Но их еще достаточно и впереди. Обязательно отдохните на ПП1. Но не затягивайте. Помните про "дружелюбную" замыкающую команду "911".

Если вы дошли до ПП2, то до финиша еще остается,  как минимум, минут сорок а то и час (5 км). Оцените свое состояние. Не обязательно напрягаться и преодолевать этот кусок, хотя он на порядок проще пройденного.


 
ВЫВОДЫ
Водная часть Скитульца — это, безусловно, спортивное и экстремальное мероприятие и при адекватной моральной, физической и технической подготовке и постоянном применении головного мозга по назначению — в меру безопасное.

 
И ЕЩЕ МИНУТОЧКУ!!!!
Если вы уже устали и читаете "по диагонали", обратите внимание на этот абзац. Сорок секунд и вы свободны...

Организаторы Скитульца обычно сдвигают дату фестиваля на момент, когда основная вода уже спала. Но бывают аномальные весны. В 2012-м году пик паводка пришелся на вторник-среду накануне Скитульца. И с субботу было жестко. В 2013-м было еще круче. Пик был в четверг. Лично я считаю, что тогда нам очень повезло, что все прошло благополучно.

Добро пожаловать!



КРАЙНИЕ ШЕСТЬ СТРОК ТИП РЕЗЮМЕ НА ПОСЛЕДОК

Водная часть СкиТульца это не смотр-конкурс готовности к лету.
Это уже готовность.


Скитулец это место, где можно тренироваться, но не учиться(!).
Тут уже надо уметь.

Скейтборд, ролики, доска с парусом или мотоцикл "в первый раз" достаточно характерно покажут (напомнят) вам, что такое "не уметь". Только опыты со скейтом и роликами заканчиваются на асфальте. Мотоцикл уже может иногда "сам"упрыгать в кювет. Иногда один...

А вот опыты с паводком заканчиваются в ледяной воде под ветками и бревнами НИЖЕ уровня обжигающе-ледяной воды. Оцените разницу.

Берегите себя!

Сделайте правильный выбор!

И это... мы Вас предупредили.

В памятке очень-очень сильно использована работа Сергея  Гребнева 
(Тур клуб МГУ, спорт клуб Три Стихии) с его позволения.

Спасибо всем, кто принял участие в "доводке" этого материала.



Михаил Левашов (Zindolog)

Приложение для еще сомневающихся:

Рекомендую на закуску. Но уже с картинками-страшилками...

Приложение для "посмотреть на продвинутых":

Вот так оно бывает, когда люди готовы к паводку. Даже такому и даже там...! Полометь и Гремячая, которые выглядят очень даже мирно, но... в исполнении обученных каякеров. Не обманывайтесь. Полометь не для Карельских "опытных" туристов. Полометь это жестко, поверьте...