ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

04 февраля 2015

Профилактика и ремонт двухслоек (-)


Байдарки Фортуна, Мерман и Тритон 
можно пощупать в Москве
и оттестировать в Белых Столбах
Что такое лодка Фортуна
Контакты

***
Или как безболезненно преодолеть их особенности, которые есть в виду разных причин и получать удовольствие от хорошего девайса 

Актуализировано в ноябре 2018

Эпиграф
Прежде, чем читать дальше, надо понимать, что сегодня моноболонное лодкостроение делает те же формы и конструкции, что и все имеющиеся двуслойки и даже интереснее. 
Напомню плюсы двухслоек:
- большая компактность (разика в полтора)
- лучшая ремонто-пригодность при ремонте сложных мест, что особо гарантируется наличием запасного баллона, который заранее приобретается хотя бы один на 2-3 лодки близкой конструкции, поскольку сегодня груповой туризм пока в приоритете. Или на самую длинную, если в группе и каяки и двушки (двушки и трешки). А травящий(пропоротый или типа того) баллон можно вытащить (если уж приперло) и отремонтировать в удобных условиях.
А после такого (или чаще - такого) эта лодка может поплыть ну минут через 40 даже в дождь, а вот моноболонник у обычного человека не поплывет совсем:

- у него просто нет такой заплатки с собой
- а если есть, то клея не хватит
- а если и клея хватит, то это часа на три, поскольку и зашить и заклеить и выдержать пару часов. Это на солнце если, то два часа на солнце хватит для этой дыры. А вот в холод и дождь замудохаешься греть (методом кипятка в пакетик, методом Саши Потапенко). То есть в автономке такая дыра, это конкретно жопа.

Минусы двуслоек
- более сложный процесс на стапеле и не всем нравится более долгая высыхаемость
- множество мелких приколов, от ползущих швов, до проблемм  с полтергейстом по имени полтуретан - баллонные швы и штуцера требуют умелого и внимательного отношения. О профилактике и борьбе с этим и будет дальнейший материал.

Кароче:
Если вам нужна лодка для обычного применения, то НЕ ДУМАЯ, берите монобалонник. Двуслойка, это большая компактность и ремонтопригодность (в настоящем автономе, когда до жилья сотни километров и на маршруте вы одни), гарантированная наличием хотя бы одного запасного бортового баллона на команду и более сложный процесс обслуживания и подготовки, но и больше "танцев с бубном".


Полезная вещь
Скотч, который оттягивает ремонт шкуры до вечера. Я вот не знал, но Саше верю. Он дотошен и иногда полезен )))

Моно vs двухслойка
Разница в смысле ремонтов
Сразу главное - я не доверяю и монобалонным лодкам с надувными днами потому что они иногда требуют квалифицированнного ремонта мест, до которых трудно добраться. Или при масштабных порезах типа как было тут (но там двухслойка!). Это происходит не часто, но торебует умения или даже фабричного ремонта.
В случае двухслойки, во первых, это невероятно, чтоб не добраться до места ремонта. Во вторых ремонт будет таким - зашить грубо нитками шкуру и поменять баллон. Лодка снова полноценна. Дома аккуратно заклеить дно. Дома! В тепле и с феном. С чашкой кофя в руках. Или в лагере под тентом, если это поход.
Еще раз - я не про ровное дно типа дно Викинга или Тайменя. Я про сложные надувные дны лодок типа Одиссей, ВФ, Смена, Варвар и т.п. или про масштабные дыры, измеряесые метрами.
Дырка в сложном монобаллоне, изначально проблема. Особенно в сложном месте. Дырка в двухслойке - эпизод на пять минут.
"Удачно" порванное монобалонное дно невосстановимо. Плыть можно, но либо его просто превратить в обычное дно, либо смириться с ванной воды в лодке, что и надо иметь в голове как решение. Летом это прокатывает. Тогда важно, чтоб гермы были не дырявые.

Да, полиуретан в двухслойках (каррингтон и его аналоги), это демонически нестабильный материал, но это лучшее, что сегодня есть для двухслойных технологий. Про резиновые ткани я не говорю. Это прошлый век и там свои тараканы. И мы в них наигрались в свое время.
Главный "таракан" ПУ  - минимальность адгезии самого к себе, к ПВХ и много к чему, и почти полная потеря ее, если лодка подверглась нагреву в сочетании с неправильной заправкой баллонов или изначально неправильной постановкой штуцеров. Это реальная проблема, но она решаема. Как - будет описано ниже, но вот боковые швы баллонов ремонтируются еще сложнее, их серийно только варят на установках ТВЧ швом "враздрай" и он-то и очень сложно ремонтируем. Шов внахлест, который есть самый надежный по определению, это удел домашних кулибиных и мелких мастерских. Штуцера сверху клеит тоже очень редко кто. Итак...


Баллоны

Вместо вступления 

Недавно на форуме Скиталец, весьма известный путешественник Николай Александров, в ответ на мой вопрос про то, почему у него не было запасного баллона на 1000(!) километровом Котуе, выдал следующее:
- Элементарно, Ватсон!)) Народ ходит и не парится. Регистрация в МЧС, спутниковый телефон, качественный ремнабор, кредитная карта с необходимой суммой (на материке), на случай форсмажора для экстренной оплаты вертолёта с целью эвакуации, если МЧС будет долго чесаться. По моему этого достаточно? 

Я пожелал ему удачи...
Диву даюсь, без запасного баллона и там...
Вообще-то, однажды он, со сломанной ногой, выходил ОДИН с дальнего непростого маршрута. То есть он не наивный и не чайник. Он "битый" путешественник. Но даже его свои грабли не учат.

 Правило №1 или "пра запаску" 
Если вы не хотите испортить себе отпуск в простом маршруте и не подвергнуться испытаниям в дальнем, то надо иметь хотя-бы бортовой запасной баллон на на всю команду.

Пачиму?
Боковой шов баллона из каррингтона, как я уже писал выше, ремонтируется сложно. Или так - если нет умелого и принформированного ремонтника и хорошего ремнабора, то ремонту в походных условиях он не подлежит в принципе(!). Даже пытаться не надо. Просто меняйте баллон на запасной и после похода отдайте его в ВВ или в ближайшее место, где это делают ТВЧ-сваркой. Будете клеить - совсем испортите. Отремонтировать можно только дырку или профилактически необработанный торец и то, только методом однократного загиба и связывания в гармошку. Про это ниже. И про профилактику этого там же.

Если в группе несколько лодок родственной системы типа Т-34, Каньон-Спорт, Экстрим и т.п., то просто берется по одному донному и одному бортовому от самой длинной лодки.

Запасные баллоны для двухслойных лодок так же естественны (и необходимы), как запаска в машине. Бортовые уж точно. Это обязательная часть ремнабора. Они позволяют перенести ремонт (90% случаев) дырявого баллона  ... на вечер в более удобное время и место. Под тент и в тепло, а не где придется и под дождем. 10% поедут домой к спецам, которые его отремонтируют или поставят диагноз на выкидывание.



Профилактика расклейки швов
Новая технология "фиксации"

Не новая, просто до меня дошло "откорвение". Если у вас баллоны в лодке из каррингтона то все(!) швы всех(!) баллонов, но особенно торцевые окончания,  сразу после покупки надо зафиксировать. Как это делать? Весь шов надо приклеить к баллону.

Сбоку это выглядит так

Зачем? Чтоб убрать силы. которые растаскивают шов

Как клеить
- обезжириваете ацетоном (это лучший растворитель)
нежирно промазываете обе склеиваемые поверхности клеем Момент Кристал или Момент Кристалл Гель (мне он больше нравится), хорошо втирая, и выжидаете 10 минут
- повторяете предыдущее действие, втирая не так усердно
- немного прогреваете обычным феном (едва-едва, чтоб рука легко терпела)
- загибаете без складок тщательно и равномерно
- кладете шов на твердую поверхность, подкладываете под него что-то мягкое (два слоя флиса типа) и БЪЕТЕ МОЛОТКОМ. Суть - сила, а не время прижима. Бъете конечно так, чтоб не раздробить структуру материала, то есть разумно
- оставляете на сутки

 !!! 
Еще раз повторю, если все (не только торцевые) швы баллонов из каррингтона сразу "зафиксировать", то баллоны станут практически вечными. Это статистика...


"Старый" метод
(оперативный метод, который родился в походе, когда плыть надо прям щаз!)
Раньше я сам себе и другим советовал профилактическую перевязку торца. Но это отнимает длину, которой там по разным причинам и так недостаточно. Перевязка торца актуальна если вы НЕ приклеили это заранее, как написано выше и в походе шов таки разошелся. Самое правильное в этом случае будет не клеить, а перевязать, как ниже будет показано, а дома уже решить проблему:
- отдаванием в проварку тем, кто умеет, а потом провести фиксацию шва, описанную в начале
- (нежелательно и негарантированно) заклеиванием самого шва и его фиксацией, но... Заклеивая, не допускайте проникания клея дальше старой границы шва ни на миллиметр. Иначе там потом, при раздутии баллона, произойдет отрыв тонкого слоя п/у от подложки и образуется утечка воздуха, которую не так просто диагностировать и заклеить.

Суть загиба "старым способом": загнуть баллон по торцевому шву, собрать это в гармошку и перевязать эластичной синтетической веревкой или резинкой для трусов. Фото результата:

Видео процессаЗагнуть достаточно ОДИН РАЗ, иначе станет короткоСмысл тот же, что и с фиксацией - не дать воздуху начать растаскивать шов в торцах, которые часто до конца внешней оболочки не доходят по разным причинам. И конечно надо следить за расправленностью баллонов, тогда и лодка красивее будет. 

Где-то с 2016-го года торец всех донных баллонов и бортовых от Спортов и Соло делается с углом в 45 градусов... 

Стало сильно меньше проблем, но все равно, надо загибать и подвязывать, чтоб не раскрылись швы, если они вдруг не упрутся в "упор". 

Новая мода перевязки торцов "от Жени":
Весной 2017, купив себе Т-47, мой друг Краснодарский Женя, не поняв меня по почте, сделал вот так (баллон новый с торцом 45 градусов):
Просто перевязал (маловато правда, надо бы раза в два дальше). Не загибая. А я подумал и понял, что и этобудет работать. К тому же меньше укорачивается баллон, а на раздир усилие таки гасится.
Он и бортовой баллон, где торец оказался не скошен, перевязал без загиба, но гармошкой:

По сегодня это работает...
Сам факт отсутствия адгезии п/у к себе не лечится, как не старались. Проблема в нестабильном качестве каррингтона в одном артикуле и конечно ньюансы массового производства.

Самое главное следствие я повторю:

 После операции фиксации, проблемы с расклейкой швов 
 навсегда(!) уйдут в прошлое 

Разошолся шов сбоку
(чтоб избежать этой неприятности, все швы баллонов надо зафиксировать заранее, как описано выше, но этого я пока не делал, тьфу-тьфу, обходило...)
Почти безнадежная (и редкая совсем) ситуация. И вся надежда на живучесть шва запасного баллона? Нет! Я недавно придумал. Просто еще не пробовал и не снял на видео и не объяснил, но должно работать. Если вкратце, то надо сделать разрез напротив, в ровной части, заклеить проблемный шов изнутри в накладку, как обычно, и потом заклеить "технологическое отверстие". В общем как в хирургии - полостная операция. Для этого понадобится спокойная обстановка, теплый вечер ровный стол и немного умения. Я сам не пробовал, потому как это я встречал всего ДВА раза за все года с 2008-го. Один раз у себя в команде и еще раз кто-то из клиентов ВВ принес такое. Всё! Были еще случаи, но они не объяснены и не "зафиксированы" официально в связи с безнадежной неадекватностью пострадавших и с подозрением на их неумелые ручки.

Ремонт штуцеров (отдельная страница)

Если у вас синие ПВХ баллоны (полупрозрачные или матовые)... 

то это была откровенно неудачная пароба... Как и во всех  детских игрушках из ПВХ, в них всегда страдает место сварки. На фото ниже это где залом точно между троеточиями:
Заклеивается дыра заплаткой из любого п/у или ПВХ. Клей все тот же Момент Кристалл.

Но результаты эксплуатации ПВХ баллонов, которые где-то в 2010-м году так радостно нам рекламировали ребята из Киевской фирмы Нэрис, и на что повелся ВВ (но правда ненадолго) показали, что это полная хйуня!


Мой Краснодарский друг-каякер Женя получил вместе с моим первым желтым Каньоном-Спорт в наследство Киевские(!) баллоны с заявленной нормой отказов меньше 1%. Один процент. Так было сказано вслух в офисе ВВ при свидетелях. Сказано про их же, поддельные Киевские Щуки, кстати...
Так вот, у меня и у Жени в сумме было 300% отказов. То есть каждый(!) баллон по три(!) раза. И это не предел. (Женя невольно стал "подопытным кроликом")

А господам из Нэриса должно быть стыдно. Должно. Но им никогда стыдно не было... Молодцы, что сказать. Переврать в ТРИСТА раз. Крававцы...

Короче - синие ПВХ баллоны надо менять. Спецусловия и процедура ТОЛЬКО через меня.

Мну уполномочен заменять их по спец-цене ( скидка типа около 35%). Писать только мне(!) на почту 3851629@mail.ru, Отдел продаж с этим не морочится и просто пошлет. Они даже не в теме. Им некогда...

Только не путайте, у нас был и карригтон синего цвета. Смотрите первую фотографию наверху страницы. Так вот его отличие - наружная сторона это ткань. Не перепутайте сгоряча...

Вообще про надувной аспект и его ньюансы
немного правленная копия поста с форума ВП, где основное сообщество "не умет готовить" надувашки-опендеки, но зато готово советовать и критиковать в полный рост, имея в "опыте" клоуздековые Щуки, Таймени и Викинги.
Любимая тема - баллоны.
Механизм образования дырки в торцах баллонов из каррингтонообразных тканей изучен. Это механизм "растаскивания" двух сваренных поверхностей. Как только образуется дыра в 1 мм, то через несколько секунд давление перестает быть. А объему еще дофига. После того, как баллон "опал", есть как минимум 20 минут вполне комфортного плавания. Это два(!) километра. Если до берега дальше, то надувное дно все равно не даст не то, что утонуть, даже перевернуться. На практике в походе такого не было ни разу. Много (очень много) походов и много лодок и мало аккуратности. На испытаниях такое я делал. Поэтому и пишу.
"Бахнуть" по длинному шву, да в воде, баллон из каррингтона не может. Для баха нужно другое давление и нерасходящиеся швы. Мертвые. А их, на каррингтоне, и вообще на п/у, не бывает.
Известен странный случай Ивана Шарикова, когда утром он нашел свою распоротую лодку с дырой большой длины. При чем накануне вечером, по его словам, он баллоны подсдул. Я склоняюсь, что тут надо допустить самое естественное объяснение - на лодку ночью кто-то упал и не признается. Или все было не так изначально и кто-то что-то перепутал. Хотя Ваня не из фантазеров. Ваня и эксперт и монстр.
Отсюда следствие - думать надо. Думать о том, что на море (бааальшом озере) надувать сильно не надо по двум причинам. Во первых просто незачем. И во вторых для надежности (и даже монобалонники). Это, как на раскисшей дороге, когда шины спускают даже у крутых джипов. Это там считается естественным.
А мы чем не люди? Мы тоже должны(!) думать.
Известен и случай, когда команда снялась с маршрута по причине лопнувшего баллона. Ремонтника рукастого не нашлось. Это полдела. Главное, что перед походом я советовал(!) купить запаску. В итоге осталась обида, цена которой - запаска.
Гораздо опаснее и чаще, на дороге, от мусора и гвоздей, лопаются шины и от этого гибнут люди. Но это почему-то ни разу не повод запретить надувные колеса. Гораздо проще заставить пристегивать ремни и соблюдать скорость.
То есть просто надо быть разумным.
А чтоб не быть заложником случайностей, даже в самых крутых тачках предусмотрена запаска. А в рейдах вне цивилизации и не одна.
А мы чем не люди? Мы тоже должны думать.

Лемма № 1

Монобалонник никогда не имеет запаску. И это напрягает. Например если ты один...
Да, я знаю, что в идеальных условиях простую прямую (или точечную) дыру на монобаллоне заклеить проще, но на бумаге всегда гладко...

Следствие Zindologa №1 из леммы №1

Не люблю сложные монобалонники. Есть варианты неремонтируемых травм. Хожу иногда один и поэтому собственно моникам (особенно сложным монобалонным днам, если конкретней) не доверяю или берегу их особо.

Правило №2
Не держите лодку лишний раз на солнце. Присдувайте баллоны на обедах и долгих остановках или убирайте лодку в тень. Или оставляйте на воде, если нет укрытия, но привяжите. На воде, даже без вас, у лодки гораздо меньше шансов перегреться.

Проверка новых баллонов 

В смысле баллонов, которые куплены отдельно и еще не вставлены.
Делается один раз. Сначала(!) зафиксировать все(!) торцы, как рекомендовано выше (выждать сутки!) и только потом надуть до легкого звона. То есть чтоб начало напрягаться, но не до камня. Оставить на сутки. Потелепать разок за штуцер без фанатизма, чтоб не шипело. Сдуть, всунуть обратно и никогда не вынимать без необходимости ремонта.
После вставки обратно, надуть до состояния киселя и постучать, чтоб все расправилось. Залезть в нос и корму пальцами и вытянуть баллон до предела. На первом выходе иногда допустимы складки небольшие, но они должны пройти после 2-3х часов. Все. Больше к баллонам прикасаться не надо.

Уход за двуслойной лодкой
По окончании сплава достаточно вытряхнуть из нее мусор (без особого фанатизма), слить воду, перевернув минут на десять и/или можно поставить, чтоб она стекла и обветрилась. Сушить лодку "до упора" бесполезно. Между баллонами и шкурой она останется мокрой даже если на солнце держать день. Это еще и вредно для шкуры. Для всего вредно без дела жариться на солнце. Дать подсохнуть немного и свернуть не разбирая. Дома опять, развернуть, и отложить в сторонку не разбирая!
Самое удобное место хранения на это время, если дома, то под кроватью. Или гараж, у кого есть. Есть сведения что мыши и крысы любят грызть свободно лежачие ненадутые (монобалонные) лодки, поэтому в гараже их надо поднимать или надувать. Через две недели под кроватью лодка будет абсолютно сухая в самом дальнем нутре. В гараже в разложенном виде - 3-7 дней, в зависимости от температуры.

Про гаражи - в них бывабт крысы и я стльно от этого по страдал парку раз, но у меня теперь ПВХ-ядных крыс в гараже нет, это многоэтажный гараж-паркинг и его 6-й этаж.

П.С. Монобалонные лодки тоже НЕОБХОДИМО досушивать. Поменьше. В нескрученном виде - неделю. Есть мизерные складки, где обязательно заведется черная плесень и разойдется по всей лодке, если не досушивать. Гарантирую. Не верьте продавцам и тем, кто пишет обратное типа "протер и в упаковку". Продавцы врут, зная, как вам это нравится,  а те, кто  двухслоек не имел, бездумно повторяют за ними. Продавцам похеру, что ваша лодка все равно преет, покрываясь черной плесенью. Зато звучит сильно - "Сушить не надо!"

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: 
(цитата с форума про монобалонную ОСУ от апологета монобалонности, Володи Рычкова. Проговорился таки...)
"...вопрос по-делу. Да, непросто. Вытираю и сушу прототип (имеющий технологические лючки, что сильно облегчает задачу) с помощью БААЛЬШОЙ тряпки и пылесоса (когда всё уже вытерто и просушено). Ну, вот, так получается неплохо. Но, и не просто. Однако, с Викингом было то же самое (опыт уже имеется, с 2010 года))))).
Правило №3
Не вынимайте баллоны без особой надобности. Не разбирайте лодку, пока длится сезон. Лучше вообще никогда не разбирайте.

Это достало :(
Полтергейст полиуретановый, обыкновенный 
В результате этих и других явлений, наблюдаемых не только в ВВ, то и у конкурентов (инсайд оттуда от их начальства), чиста полиуретановые баллоны вышли из доверия и сняты с комплектации в ВВ. Засада была в несоответствии качества разных поставок как бы одного  материала и необходимости каждый раз искать новые настройки сварочного станка.


Как клеить
Полиуретановые клея бывают двух типов.
Условно тип 1 - бытовой. Пример Момент Кристал. Мажется ТОНКИЙ слой, мин через 10 второй, тоже тонкий, высушивается до отлипа пальца и прикладывается, само схватывается в принципе - это отличие бытового от профи-клея, но.... Дальше самое главное - сильный одноразовый прижим, идеально, если пристучать молотком, смысл - важно не время сжимания а сила. Условно тип 2: - профессиональный, Мажется так же, но после высыхания он почти НЕ схватывается ну только разьве что не слетает Это надо для ровного выкладывания больших швов.Потом все это прогревается феном (можно самым простым) до 50-60 градусов (не больше) 10-20 секунд и прижимается (чем сильнее, тем лучше, тот же принцип что в п.1), идеально - молотком.
Лайфхаки - размазывать удобно куском пеноковрика в форме мастерка со стороной 2 см, мазать на чем-то и сразу каждый раз отрывать от того, на чем лежит и перекладывать в стророну, это для аккуратности периметра. - разбавлять клей не надо, не каждый клей разбавляется. - смывать лишнее лучше 646-м растворителем, он не такой агрессивный, как ацетон


ПРИЛОЖЕНИЕ

АПГРЭЙДЫ лодок, РЕАЛЬНО НУЖНЫЕ 

1. Плавающие хвосто-веревочки на нос и корму
На нос и корму длиной где-то 110-120 без узла. Используется для удобства обносов, вытасков, затасков, коротких волоков, чалок, высадки и посадки, где неудобно. А еще привязывать на остановках этим можно (а не пятью блять метрами, которые вечно мешаются). Эдакая удлиненная ручка.
Заблуждение - при перевороте эти хвосты не помогают поймать лодку. Лодку ловят (не отпускают) сразу держась за упор. Это тренируется. Вы же на велосипеде не сразу поехали? Вот и люди, когда их тащит интерес не для только в матрасные сплавы, требуют обучения и тренировок.
2. Стропа для эскиматраса.


Если что непонятно - пишите.
Страница сделана по мотивам первых 
двух форумов компании ВВ, где была 
ветка "Детские болезни Каньонов"

Михаил Левашов (Zindolog)