ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

17 января 2016

Скитулец как провокация "гонки вооружений"

по заданию МНТ

Написано с колокольни модернизации лодок разных фирм с прицелом на Скитулец-ралли, и, по понятным причинам, немного больше от конюшни конкретного производителя, поскольку "кое-кто" этим заморочился особо, начальство поддерживало, а конструктор не сильно сопротивлялся, иногда даже помогал прям...
Оцениваю все по тому, что реально было сделано нового именно в плане увеличения скорости и оно было представлено на СкиТульце, или специально для Скитульца, или стало заметно, пошло в массы, или было просто очччень интересно

картинка-провокация )))
шутка



2009
Впервые на Скитулец сборная команда компании Вольный Ветер (ВВ) попала в 2009 году. Там мы сразу ощутили, что кроме афигенных бурноводинговых качеств, нашим лодкам

не хватает скорости.  Сергей Петров на Смене

в категории Н1М казался тогда недостижим.

Смена
Смена - наиболее близкий к каркасным лодкам по своим формам чистый надувастик. Особенности - типа копия каркасного каяка в технологии моноболлона с жестким носовым штевнем, разрезающий воду нос и плавный переход дальше к бортам и никак не образец Скитульской конструкторской борьбы за скорость. Просто ориентир. 

2010
Каталодка
В следующем 2010 году интересным для меня на Скитульце было знакомство с Димой Орловским и его каталодкой:

Особая неправильная форма баллонов, ширина чуть более метра, ни одного продольного жесткого элемента. Ракета, как показали более поздние опыты и сравнения...
Дима не показал особого результата не имея наверное опыта паводка да и посадка в каталодке не ориентирована на тонкое управление, но галочку я в голове поставил...

Сияк
Так же там был впервые замечен очень конкретный сияк, как оружие победы в категории в П1: 

Ничего нового, просто на паводке его видеть было диковинно, и там он ничего не показал, что тогда(!) показалось закономерным.

Синий Мышь
Летом того же года в Бабкино Илья Култаев презентовал сделанный по его заказу в Тайм Триале экстравагантный девайс под названием Синий Мышь. Эдакий катамаран-трансформер, задуманный и как два каяка одновременно! Вот его половинка, которая еще приедет на Скитулец и там даст жару:

River Lake 500
И где-то в это время в Харькове уже делали RL-500, но тогда я еще не успел познакомиться с их директором, а они про нас ничего не знали:

Позже, в 2012 она заняла второе место в Н2М, а в 2013-году эта лодка обыграла экипажи Трех Стихий и Агентов Венгрова, и отнюдь не "мальчиков". Как говорил ее главный конструктор - это была эмоциональная попытка в надувастике повторить обводы Тайменя. С первого же раза получилась быстрая, функциональная и многоцелевая лодка. Быстрая из-за божественной формы носа и спец формы узкого дна, но вот с формой дна имхо они промахнулись, вернее переборщили с его выступанием в погоне за скоростью (прием этот работает, но надо иметь меру). Я заказал  себе ее одноместный вариант, RL-370:

Но попробовав ее на короткой прокатке накануне Скитульца, я понял, не нравится, постоянное ощущение некомфорта, поскольку получилась она жутко валкая и выдал свои соображения по ее модернизации, а свою, силами Володи Логинова подверг "обрезанию" и получил прекрасную прогулочно-гладководную лодку. Кстати ровно тоже самое через пять лет проделал Саша Потапенко с одним из первых Варваров от Тайм Триала и получил Варвару, шикарную ПВДэнницу, которую по понятному совпадению почти сразу начал выпускать Тайм Триал под "оригинальным" названием Щукарь, прервав свое табу на простые лодки.
Через три года, фирма Трэвэл Лайн, приемник реорганизованного Харьковского Пеликана, таки выпустили приемницу RL-500, лодку Призер. Но об этом позже.

В 2010-м Викинг-4.7 перестал быть "надувным" поскольку в определение класса "Н" вошла фраза "без замкнутых продольных элементов", поэтому...

2011
Викинг 4,7 без кильсона
... поэтому, когда наступил 2011-й год, Володя Рычков задумал это исправить и выставить его на Скитульце с пенным дном без(!) кильсона:

Вольный Ветер, оставив пока на раздумье идею Синего Мыша, в ответ на угрозу модификации Викинга 4.7, напрягся заранее и выкатил на гора новое, "незаконно рожденное"  от Тайги стараниями "кое-кого", семейство Тэшек, с более скоростным профилем, первой ласточкой была Т-28 но для гонк надо было подлиннеее и так родился

Т-40 (ограниченная партия в две штуки)
Т-40 получилась еще более ходкой по сравнению с Экстримом, хотя конечно закаяченность у нашей (первой) опытной двойки была жуткая,

по сравнению с более поздним, и похожим на серийный, "братом":
Имхо эта зелено-серая лодка имеет идеальную многоцелевую форму.
Но мы с "господином директором" таки снова приехали первыми на нашей "перекаячке" и немного перегнали этот Викинг* 4.7
- Мы их сделали!
Это именно эта фраза:

А еще мы таки обогнали Венгровцев-биороботов (и каких!) на Экстриме,

что само за себя говорит о скоростных качестваз Т-40. Кстати, Леня Иосилевич, который слева, через три года тоже "задумал недоборое", удивил, победил и продолжает регулярно побеждать. И об этом - позже...

Ну а "простой каякер" Сергуня (Кардашин Сергей), прямо на моем родном Каньоне-Спорт

"привез" нам, победителям и рекордсменам в Н2М, две или три минуты. Его хоть на бревно посади... И мы снова задумались над дальнейшим увеличением ходкости.

Одиссей-370
И к лету того же 2011-го, Саша Астахов "ну почти" без давления "кое-кого", подсказок, нудных наездов и т.п, выдал на гора Одиссея,

совместив, вопреки всем "обычачям", несовместимое - штевень, которого явно не хватало надувашке и самоотлив, который наше "все". Лодка получилась такой многообещающей, что ее через три дня после изготовления сразу взяли в поход на Писту, где она шикарно себя показала, как одновременно и скоростной и бурноводный танк, не подведший и позже, на совсем откровенном бурноводинге, на Кодоре той же осенью

2012

Одиссей-420
Подготовленные к СкиТульцу 2012, опытный образец ОДИССЕЯ в двухместном

и четыре штуки уже проверенных тем годом Одиссеев 370, в каячном исполнении,

доказали, что стайерская лодка получилась. Более того, мне на Одиссее-370 удалось обогнать своего тренера по слалому, хе-хе, Гончарова Лёху,

шедшего на Хатанге, но я не был удивлен, серийные Хатанги хорпошо едут лиш когда их толкают монстры, которые все растолкают. Но Леха не монстр, он технарь, "рафинированный каякер" и будущий КМС по слалому...

RS-340
На этом же ралли я окончательно "заметил" еще одну лодку, чьи скоростные качества оказались близки к Одиссею. Харьковские RS-340,

которые привычно шли гуртом и которых я догнал на последних 4-х км. Но, увидев меня, они так нажали, что я, упираясь, не смог к ним приблизиться. Да и времена их и в этом, и в следующих годах всегда дышали в спину призерам. Копировала эта лодка уже существовавший тогда Акваграфический Ё78/05 или была самостоятельной разработкой, я так и не выяснил точно, но эта и другие Харьковские лодки нас еще не раз удивят.

2013
Лагуна-340 (Джокер)
Успехи надо закреплять и в ВВ снова вспомнили о Синем Мыше, его скоростных характеристиках и к новому сезону родился Джокер,

монобалонный "матрас совсем без бортиков", весьма спортивная штучка, но на любителя, поскольку имела повышенную килючесть из-за прниженной ширины и малоразмерности бортовых баллонов. Скорость на паводке этот Джокер показал "недогоняемую", но Скитулец пойти на нем никто не решился - именно повышенная килючесть напрягала, лодка почти без вторичной остойчивости, это для маньяков...

А-13 (Ромашка)
А еще пришло время вспомнить католодку Димы Орловского и ее сумашедшуую ходкость, и на свой страх и риск мну заказал в ВВ А-13(Ромашку). За три дня до старта ее таки спешно сделали, сделали просто, без затей - две сосиски с подрезкой "абы как":

Раму и аутфитинг я делал буквально из подручных материалов в гараже, в режиме "ошпаренной кошки". Результат - четвертое место. Первые два неоспоримы, сильнейший райдер Трех Стихий, считай всей России, Алексей Лукин на "тихоходе" Каньоне-Спорт (но Леха это биоробот) и скромный "тренер" клуба Агентство Венгрова, все тот же Сергуня, на Ё78/05, хотя и со сдувавшимся дном.

А вот отстать от все того же Сергея Петрова все на той же Смене на одну минуту с хвостиком, зная, что в Ромашке был сильный тормозящий дефект от нетщательной сборки, означало, что два надувных полена ехали со скоростью самой ходкой чистой сложноизготавливаемой надувахи! Ес!!! Вспомним 2009 год, когда Смена казалась недостижимой. Четыре года "гонки вооружений" не прошли даром.

Призер
В этом же году и Харьковский Трэвэл Лайн выдал на гора модернизированный вариант чистой надувашки RL-500, названный Призером. Аванс, который пока на СкиТульце не оправдался, но лодка может, она изумительна с точки зрения скорости, просто гляньте на нос:


Дно у нее получилось на этот раз и вполне мирное...

Тем временем случилось неминуемое и благодаря умениям и большой воде, жирную точку в абсолютном споре за скорость поставил Андрей Сосонкин, по совместительству, тренер канупольной команды Трех Стихий, на п/э сияке Zefir:

и навечно получил прозвище "Мистер 2:13:13" за абсолютный рекорд Скитульца. 

2014


Лагуна-400 и Лагуна-470
На этот раз ВВ выкатил на Скитулец модернизированную Лагуну-340 (Джокера) до Лагуны-400:

Она стала остойчивее и длиннее Джокера.
И в паре к ней была сразу была сделана  двойка, Лагуна-470:


У экипажа Лагуны-470 что-то глобально не заладилось, а от "экипажа" Лагуны-400 заранее ничего особо и не ожидалось. Вот такой вот "пиар" получился...

А-14 (river hunter)
Ну а мну, не надеясь на то, что эти дивайсы будут готовы вовремя (именно заранее, а ждать последнего дня очень не хотелось) и чтоб не повторять прошлогодний опыт постройки лодки "за три дня", еще зимой заказал в Питере, и к Скитульцу неспешно довел до ума, ракетомаран А-14, аэродинамичное продолжение идеи А-13, но уже в монобалоне. Володя Логинов (мастерская River Hunter), в итоге, все исполнил на пятерку. Главное - особые, математически выстроенные (и выстраданные), носовые и серединные обводы, математически плавные, ракетные...


Получились 9 кг стремительности и, как не странно, управляемости. А-14 очень-очень летела-летела, но у экипажа "сбойнул мотор". Так, что оценить в полной мере то, что получилось, в секундах не удалось. 

В этом году наконец  на Скитульце появился Култаевский (Тайм Триал) Синий Мышь, но я удивлен тем, что Марина Воронина на нем

уступила Михалне с Одиссеем 17 минут. Я ждал борьбы на секунды, но наверняка просто что-то не заладилось, но в следующем году она таки реванш взяла...

И еще - Одиссей Михалны всего на три(!) минуты отстал от победителя в К1М Валеры Вавенкова и пришел вровень с женским слаломником-победителем:
Морозова Елена слаломный каяк   4:00:21
Вавенков Валерий Валютик (скоростной самодельный КНЛ Андрея Беспалова)  3:56:53
Храмцова Анна  Одиссей 4:00:09

То есть раллийная "женская" скорость этого чистого и серийного надувастика получилась сравнима с лучшими раллийными скоростями женских слаломников и мужского каркаса того года. Это приятно. А для кого-то может быть неожиданно и даже неприемлемо... Соболезную, "тупой надувастик" опять оказался не так туп, как оно ему быть "положено"...

Спорт-кат от Рафт Сервиса
Не стала неожиданностью в этом году и победа Леонида Иосилевича на катамарано-каяке,

специально сделанном по его заказу в Raftservis(е). А победил он два Одиссея под управлением двух "самых суровых" раллистов из Тулы и Северодвинска. Неожиданностью стала победа с большим отрывом.


2015

Викинг-3.6/ОК
Еще летом 2014 миру наконец явился, новый каяк от Акваграфики - Викинг-3.6 (как бы укороченная версия Гарпуна 4,7). На тот момент, по Скитульски, он еще считался каркасным, но Олег Кудымовский силами Голубой Капельки привел его в стандарт "Н" с помощью согласованной с оргкомитетом и регламентной комиссией, вставки блока из эйрдека в середину, вместо кильсона. Господа, представляю Викинг-3.6/ОК и его "автор":

Так что по результатам "полевых" испытаний и очных сравнений с Одиссеем и Лагуной-400, получился еще один законный чисто-надувной, реальный летучий "корабль", который вполне может сегодня, в условиях жесткой конкуренции, претендовать на подиум и победу. Нужна только соответствующая сегодняшним требованиям прокладка.

Лагуна-440
А ВВ еще глубже модернизировал Лагуну-400 до Лагуны-440


Прокладка для участия в Скитульце на прототипе этой серии была привлечена из рядов банды Демидофф и Ко и уже упоминавшийся ранее, Леха Гончаров занял 2-е место после спорт-ката Лёни Иосилевича. 3 минуты разница. В лодке сказался "системный" брак, не известный до этого, и Леха греб в неудобной позе.

Игла
А на Украине, во все той же борьбе за скорость, полным ходом уже делали еще одно чудо, Иглу:
Скорость (официально зарегистрированная) - 7.7 км/ч. Это корректно зафиксированная средняя(!) скорость  на дистанции в 30 км. Охо-о-о-о!!! К Скитульцу-2015 она была куплена специально, но гребец не проявил характера...

Игла - вполне одна из первых чистых надувастиков - серьезных "убийц" каркасов. Скорость, как у них почти, а удобство и технологичность производства несравнимы. Излишне валкая имхо (и это будет всегда, когда надувнушку стремятся ускорить, Варвар, Вега, Синий Мышь и прочие "скоростники"), но это не всех пугает, как оказалось. И  Игла-2 тоже есть.

Лодка от Тайм Триала (без названия) Сергей Петров наконец выдал новинку, прототип, эдакий "промежуток" между Сменой и Одиссеем. 
К сожалению произошла травма лодки, не совместимая с продолжением сплава. В серию прототип не пошел, но это имхо уже был путь к грядущей Веге, до которой на тот момент было еще года три...
2016
Оса
Лодка производства компании Сплав, идея Володи Рычкова, копия Викинга-3.6, но с надувным кильсоном. На этой лодке Леню Иосилевича таки победил все тот же "рафинированный каякер" Леха Гончаров и обошел его на 15 секунд. Леня, я тебе сочувствую...

А-16 (river hunter)
А Володя Логинов развил тему ракетомаранов, подверг А-14 рестайлингу и выдал А-16,

в котором уже и корма имела абсолютные математические обводы. Михална (Анна Храмцова) показала на нем феноменальное время 3:51 для той воды, обогнав каякершу Женю Корн на Илексе (к тому же, рекорд категории) на 20(!) минут, на 10 минут Вектор(!), занявший 2-е место К1М, и на 2 минуты мужскую каркасную двойку, занявшую 2-е место в К2М!

2017

Год без "родных" сюрпризов, но "заграница" не спит...

Жакар
В этом году Макс привез на пробу лодку Жакар от  Харьковского Романтика, которая "обещала всех порвать", но им не повезло, лодка где-то на трассе порвалась. Бывает...

Новая Скитульская номинация "Г" (гибриды) открывала дорогу Шям, но Тритон и Гребиру промухали пиар-арену и в каяках победил самый небыстрый, но "самый смелый" гибрид Варяг, ниразу не Скитульский пасынок..., а в двойках - классический Викинг 4,7. Но быстрый гибрид-одиночка уже был у всех "на устах" и Акваграфика уже его готовила. Долгожданный одноместный Гарпун-3,6 появился осенью. Двойку, Гарпун-4.7, в этой категории на этот момент народ  не оценил, что для меня категорически очень странно. В обеих номинациях двоек он был всего один и не победил (но старался), хотя выпускается с 2013-го года. Странные эти люди, Викинго-Гарпунисты, им такую локу выдали..., и давно выдали.

2018
LOLA (Light Orange Loginov Agressor)

LOLA, это ТПУшная как бы версия Т-28, которую Володя Логинов специально сделал для гонки в категории пакрафтов (точнее лодок веса до 4.5 кила) и сам же на ней победил. Т-28 уже была ранее замечена, как быстрая лодка, не смотря на "недлинную" длину, поэтому в исполнении LOLы получилось банальное "избиение младенцев". К тому же, это получился первенец "антиальпаковских" обводов в исполнеии из ТПУ. И пока без самоотлива, но то ли еще будет...!

Справедливости ради
Есть "вечные ценности", посмотрев результаты 2014 в категории Н2С, вспомнил про Щуки в "правильных" руках:

Они объективно быстры, если их "уметь готовить"...

2019

Алекса vs Чупресука
Специально для Скитульца, в продолжение линейки быстрых лайт-лодок, Володя Логинов в этом году выдал Алексу,

некий рестайлинг лодки LOLA, укороченный до 265см и на этот раз с самоотливом.

Идея серийной, легкой, но неальпакоподобной лодки, давно витает в воздухе. Специально, с целью сделать "свой" быстро-лайт и с прицелом обогнать Алексу в той же категогории, у мну получилось договориться с новым директором Тайм Триала, и получить уже зарекомендовавшего себя в качестве откровенно быстрой лодки, серийного Щукаря-310, но в исполнении из ТПУ. Мне бесплатно предоставили "чистый" корпус, а вся "боевая" лайт-навеска с использованием "наноматериалов" была сделана "на коленке" в гараже и лодка, как и было расчитано, вписалась в требуемые 4,5 кг, даже с запасом. И получилась Чупресука,

в названии которой зашифрован весь ее "трагический, прагматичный, амбициозный и нанотехнологический" путь на Скитулец (почти шутка).
К сожалению, кой-какие особенности ТПУ при навеске сидушки не были учтены и на плотине в Казначеево, из-за моего очень каякерского старания разгрузить в сливе нос, лодка получила серьезную "травму" в районе заднего крепежа сидушки, ТПУ банально не выдержал и расслоился, лодка стала сильно травить по возрастающей и крайние 5 км пришлось плыть, регулярно подкачивая один баллон, все чаще и чаще. А поскольку сегодня Володя уже умеет быстро ходить по кривой воде, то, вкупе с моим "невезением", Алекса обогнала Чупресуку.

Реванш назначен на следующий год, но то, что лодки-облегченки могут быть такими же быстрыми, как и традиционные, подтвердилось и в этом году, Алекса (длина всего 265!) проехала:
- быстрее победителей(!) Г2М на Викинге 4.7 на 16 минут
- быстрее 2-го места в Г2С на Викинге 4.7 на 5 минут
- быстрее 2-го места в П2М, а это каякеры на п/э сияке, на 7 минут
- быстрее самого быстрого пакрафта на неприлично много, недосягаемо...

Спорт-кат от Рафт Сервиса (рестайлинг-2019)
Не смирясь с периодическими проигрышами, Леня (наверняка не один) думал и к этому году, руками Рафт-Сервиса, выкатил уже совсем откровенно спортивный вариант своего катамарана, абсолютно горизонтальные баллоны без следа закаячки, с вертикально-профилированным носовым "резаком"

и в результате обогнал таки Гончарова (на Осе) почти на шесть минут и Евгения-супер-Гуляева на Одиссее на чуть меньше двадцати. Но гораздо интереснее соотношения с якобы традиционно более быстрыми лодками. Леня на новом ракетомаране проехал:
- на 10 минут быстрее победителя в К1М на Рысе

- на 7 минут быстрее второго места а К2М на Таймене(!)
- на 14 минут быстрее второго места в К2С на Свири, да с кем...!? Ася Лакутинова и Павел Волков,  спортсмены-профи, кстати всего на три минуты обогнавшие Евгения Гуляева на Одиссее, пупындре, широкой пупындре...
Недавно я узнал еще один секрет скорости этого ракетомарана, он надувается почти до одной атмосферы, а обычное  нормальное давление наших туристических моноболонников, это 0.33 атм...

2020

Олонка
Новая и перспективная "королева гладких ПВД", Олонка от Тритона, сделанная совершенно не для Скитульца-2020, но должна была на нем засветиться:

Это укороченная версия Шуи-1, совсем не паводковая лодка, но в умелых руках она способна выдержать испытания Вашаной и даже составить конкуренцию своей "старшей сестре", Шуе-1, на которой наверняка снова пойдет позапрошлогодний победитель класса "Г".

Даже хочется самому хотелось в это дерби, но разорваться не получится, исправленная и уже доведенная до ума Чупресука требует реванша и "бъет копытом". Но Корона отменила Скитулец 2020 да и Олонку Тритон стопорнул, а жаль...

2021

Викинг-3.4ТПУ
Володя Логинов продолжил "облегчать" до веса пакрафта традиционные лодки и пришло время для ТПУшной версии Викинга-3.4, чертежи которой он легально получил от Михайлова (Акваграфика)

В зачет Скитульского ралли ее не пустили за тряпочную каску, но таки это не конец истории облегченки...

Стиг 3.9
На фронте быстрых лайт-лодок наступление продолжалось. Володя Логинов "изничтожил" в Викинге кильсон и сделал двухместный самоотливной Стиг 3.9, на котором вдвоем с Валерой Корнеевым прошел Петровский Гребной Марафон


Илиана 3.4
В этом же году Володя рестайлингировал Алексу до длины 3.4, добавил более развитый штевень и получил лодку Илиана 3.4

Стиг 3.4
И еще Володя сделал Стиг 3.4, вернувшись к классической длине Викинга, но без деки и с самоотливом

2022

Зимородок
Сергей Каржаев развил тему пакрафта в узком корпусе для "пещерного рабства" Михал Николаича МНТ, но их будет как минимум два на ралли Скитулец-2022 и они, в числе прочих, будут биться за еще одну новую лодку от Каржаева...

***

И это примерно все на сегодня, 12 апреля 2022 года, что я хотел расказать про Скитульскую "гонку вооружений" и про "больше лодок хороших и удобных"...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

П.С.
Если я чего-то пропустил, то напишите, исправлюсь.

Михаил Левашов (ZindOlog)
zindolog@mail.ru

начато 8 марта 2015