ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

06 января 2015

КОДОР 2009

(купить лодку от ВВ, Merman или Winboat)

(байдарки Фортуна 1 и Фортуна 2+ теперь можно пощупать и оттестить в ближайшем Подмосковье в районе Белых Столбов, пишите на почту или в телегу https://t.me/zindolog, при покупке доставка по Москве бесплатна )

Экспресс-ролик для понимания, что это такое

***

ЭТО НЕ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ, НЕ ЛОЦИЯ. ПРОСТО КРАТКИЕ ЗАРИСОВКИ

/1-6 ноября/


Сборная команда компании «Вольный Ветер» в составе 3-х лодок Каньон - два СПОРТА + СОЛО, и катамарана «Каскад-2», прошла по жемчужине Абхазии - реке Кодор.


СОСТАВ
1. Витя+Саша=катамаран Каскад. Опыту ого-го и на Кодоре бывали в "той" жизни, как на Тайменях, так и на "продольных" катах-двойках. Была такая мода - быстро прошла.
2. Шариков Иван (Каньон-СПОРТ) - наш наиболее опытный каякер. Но на Кавказе, как и все остальные, на каяке не был. Главный опыт - опыт паводковых сплавов, Лаймола и Полометь-2008 по запредельной воде.
3. Андрей Устюгов (Каньон-СОЛО). С одной стороны, для такой воды, чайник. Но смелый и "битый". Серьезного опыту - сразу Полометь-2008 на Каньоне-СПОРТ (с приключениями) и Б. Сестра. Собственно и все... Почти. Ну и еще он горник со стажем.
4. Мну на Каньоне-СПОРТ. Опыту из ближнего немного похожего - Полометь по средней воде 2009-го года и Щегринская шивера-2009 в полное удовольствие пять раз за три дня и в одиночку даже. Равнинные паводковые реки тоже знакомы. Карелия на КНБ капитаном десяток речек.


ЕЩЕ ДО ПРОЛОГА
Привычка приходить на вокзал за час до отправления поезда это хорошая штука. Например, если выясняется, что мы собрались на Курском, а поезд уходит с Казанского...

Значит:
За 1 час "до" - мы собрались.
За 40 минут "до"  - мы выяснили про этот прикол и пулей в метро.
За 20 минут "до" - мы уже на Казанском. Успели выпить пива и покурить.


ПРОЛОГ
(стих типа)
Я ехал на Кодор погреться, выпить чачи
Но дождь идет два дня и вышло все иначе
Вода в реке растет, напоминает кофе
Цвет кофе значит форменный трындец...


1 ноября /Заброска/

В 9.00 мы сошли на вокзале Адлер с поезда


(1.950 р. на лицо) и за 1.000 р. , поехали




к границе с Абхазией (типа 40 км).

Пешком преодолели границу








(40 минут на все и по 80 р. на лицо за страховку), где нас встретил Сандро



и мы сели в его Форд-Транзит. За 2.000  р., которые он не хотел брать (нас записали в друзья) доехали через всю Абхазию до Сухума (140 км). Лейтмотивом дороги нам запомнились следы войны



... и маджар



от Сандро, ставший в последствии традиционным на заброске в Сухум.

В Сухуме уже Темур накормил и напоил в  ресторане до полного немогу




(2.200 на пятерых) и  в 17.30 вместе с параллельной группой в приятной компании мы погрузились в УАЗ и "буханку" Темура и двинулись с песнями и вином к цели – 500 метров выше впадения Чхалты в Кодор.
Короткая остановка на блок-посту и вот мы уже на стапеле в намеченной точке



Весь день шел дождь. А в горах - ливень. К слову, до нас два месяца дождей не было, что наводит нас на мысль сдвигать сроки Кодорообразных наездов на Кавказ на пару недель назад. Это наивно, как потом, в следующие годы оказалось. Просто статистически теплей. Заброска обошлась по 2.500 на лицо, включая пропуска. На стапеле мы оказались в кромешной темноте, но на ровном месте. "Ореховая поляна", как потом выяснилось. Без орехов. Газовая горелка и 4-х литровый автоклав избавили нас от лагерных неудобств с мокрыми дровами (топор на Кавказе - вообще абсолютно ненужный кусок железа).


2 ноября /1-й ходовой день/
Подъем в 7 утра. Неторопливый мокрый стапель...
Неторопливый непрекращающийся дождь...

В 400-х стах метрах ниже - Чхалта, впадающая прямо навстречу Кодору.
Я поленился и не сходил посмотреть. Ох напрасно! Но об этом позже. 
А совсем лет через шесть, я узнал даже, что есть специальный термин, означающий столкновение двух рек, бурно впадающих навстречу друг-другу...
А вода по прежнему цвета кофе с молоком (молока правда много...)



уровень которой явно выше среднего и на наших глазах поднялся за ночь ещё на 25-30 см.

Ваня скоренько собравшись попробовал воду




Не правда ли - такое должно было насторожить? Гляньте на взляд... И это просто чалка ПУСТОЙ лодки на "ПЛЕСЕ". Не насторожило. Но напряжение повисло. Неосознанно... Самую .малость.

Подготовка "рабочего места" или аутфитинг это 2/3 удовольствия.
С первого раза получилось нащупать смысл и способ, как слиться с лодкой, чтоб это было и удобно и эффективно. Сделано прям там. Чакры, открытые увиденной кофейной водой способствовали прояснению креатива. Дополнительные стропы самоотлива и пенные вставки в спинку, про которые я думал, что для удобства,  а оказалось, что даже больше  - для тепла. 

Но главный апгрэйд был впереди...
14.00 - Cтарт.
14.05 - Первый киль Андрея на «Соло» метров через 300 после старта и за 100 метров до впадения Чхалты. В 200-метрах за бревном на берегу.


 Киль, как бы на "ровном" месте. И тут-то все сразу началось...

Сразу скажу - это были наши первые, и естественно, ужасно бестолковые спасработы. Сначала была моя попытка догнать и взять его на прицеп "Спортом",  для чего пришлось воткнуться в возникший "ни с того ни с сего" выходной вал воды из Чхалты высотой в полметра (ну может и пониже, но то, что я воткнулся в стену воды, а не пены, это помню), пережить маленький инфаркт, типа "ё-моё, где я?", как-то выжить в поганках, выплюнуться оттуда, догнать и взять таки на прицеп Андрея, держащего в охапку лодку и весло, стащить его со струи, попасть в зону перед прижимом, пересечь струю обратно, с ним же на прицепе.... и выдохнуться совсем. Потом на помощь пришел стахующий «Каскад» и все закончилось. Так я думал.

Как показала практика - совершенно бесполезная тактика. Уже к следующему году мы в совершенстве освоили эскиматрас и на все у самого "спасаемого" уходило всего 10 секунд. Почувствуйте разницу. Или отдельно чела вывозили сразу на берег, а потом ему уже и лодку подгоняли. Но естественно, каждый раз возможны ньюансы...

14.08 - Второй киль меня через 25 метров после зачалки Андрея и его «Соло». Просто у мну не осталось сил угрести от небольшой бочки. Дальше - больше... Будучи уже в воде, с устатку и по неопытности, вдохнул не вовремя, получил на вдохе в морду вал из-под подпрыгнувшей лодки и из глаз полетели звезды... Незабываемые ощущения!
На помощь опять пришел «Каскад». Не так, чтоб сразу, ночень-очень вовремя. Чуть дальше уже просматривался очередной и весьма неприятный прижим.

Все это происходило в районе порога "Камни Чхалты". Камней мы не видели. Разве-что на фотографиях с чужих отчетов из прошлой жизни:


У нас тут была сплошная вода, но которая шла по другой стороне долины... 
Все ч/б фотографии взяты из двух древних отчетов из интернета.

После всего этого пылу как-то сразу поубавилось, мы пошли осторожно, с частыми чалками, пОсмотрами и отважно боясь, никуда особо не залезая...

ПОсмотры это не ошибка, пОсмотр отличается от пРосмотра существенно - посмотрели за угол/перегиб глазами на ходу (а не ногами), и если засады нет - пошли. Ни кто вперед-назад по берегу не ходит. Уходишься тут..

Порогов НЕТ. Все залито, валы, как самые козырные в Лосево. И не только на каждом повороте. Просто на "плесе".


И бочки - просто на ровном месте. Сбойки струй после островов (это особое удовольствие) и поганки тоже расслабиться не дают. 10 минут и руки немеют. Чалились через 5-10 минут. Не реже...


И постоянный контроль с ката... 



Спасибо Витя+Саша. Без вас это была бы другая песня. Тогда без ката я не представляю, что б мы делали. Вероятно просто сошли бы...

Лирическое отступление про ФОТО:
По большому счету, было не до фото. Ну совсем. Надувные каякеры борятся с водой, катамаран впереди указует генеральную линию и главное - готов ловить, если что. При дожде и таком ритме, нормально можно снимать только компактными влагозащитными камерами, и такая тогда была только одна. Панасик, и самый лучший на тогда (после Соньки), но об этом я не знал... Но Ване снимать было некогда. Понимаю. Да и в следующих годах, перейдя на on line съемку видео, он никогда не считал нужным останавливаться, что бы дать поснимать другим... У меня лично в тот раз, был обыкновенный ультразумный цифровик, но его ж надо достать из бокса... а тут дождь и брызги. В общем не судите строго - что сняли, то сняли. Старались. Знать бы прикуп... Жалею.

Встали за несколькими поворотами после Чхалты, метров за 200 перед впадением слева заметного притока.


На первый день нам всем хватило. Мы с Андреем немного, мягко говоря, в шоке. Но решение решили отложить на утро. Оно мудренее. Весь день и последующую ночь шел дождь. После ужина и чачи немного стрём сошел. Именно тогда я, противник крепких напитков в принципе, и полюбил чачу...

За день прошли 3-4 километра.


3 ноября /2-й ходовой день/
Подъем в 7.30 утра. Идет дождь. Вода – все тот же кофе и её ощутимо больше.


Утром мы с Андреем поняли, что главная проблема, которая не позволяет расслабиться (хоть чуть-чуть), это невозможность поставить Каньон на ровный киль самостоятельно, надежно и в приемлемое время. То есть отсутствие самоспаса, как такового. В результате вот такие глаза:


И у меня были такие же:



На кат надейся, но нас-то трое...

Раз так - устроили мозгОвый штурм, вовремя вспомнили способ постановки катамаранов на ровный киль за ЗАРАНЕЕ заготовленные переворотные хвосты (именно хвосты - петли, это потенциальная "засада") и сделали вот это:

кадр уже при солнце на море

Эпохальное приспособление и сразу правильное! Оставалось одно - в режиме "на ходу" научиться не отпускать лодку при перевороте, удерживая ее за бедренные упоры, не растеряться и перевернуть. Сомнение вызывал способ вылезания на лодку. Техника этого была отработана в совершенстве только в следующем сезоне в Лосево. Залезание с кормы или с носа, как учили нас раньше, это бред сивой кобылы! На струе, да на каких-никаких валах это нереально, кто бы что бы вам не говорил. Пусть покажет. И не на ровной воде.

Нелирическое отступление:
На фоне нашей воды очень улыбают рекомендации для спаса и самоспаса КНБэшек. Двое должны залезть на лысую, как голова Котовского, перевернутую лодку и веслами пытаться загнать ее в улово. Или толкать ее другой лодкой. Или тащить на трамвае. Это затопленную-то лодку? Скорость воды тут 3 м/с. Ширина реки в среднем метров 40. Если даже управиться за минуту (ох и сомневаюсь), то пробег составит метров под 200. Это как раз тут время до следующей "проблемы". Но буксируемая лодка зачем-то будет, и будет-будет неминуемо разворачивать буксир носом вверх по течению. Конечно это решается цеплянием ЗАРАНЕЕ приготовленного 20-30-ти метрового спасконца-трамвая за ЗАРАНЕЕ приготовленную и УДОБНО достижимую у перевернутой лодки петлю обвязки, прострелом к берегу, чалкой и дальше маятник. Но это надо знать и тренировать навык.
А правильнее (безопаснее) бросить и гресть к берегу, но тогда на этой воде лодка - гудбай 100 пудов. То есть киль каркасника может стать тут причиной остаться без него в 9 из 10 случаях. Это для безумцев...
При осознании этого, самоотливные надувастики на подобной воде предстают совсем в ином свете, не правда ли? То есть это просто другая планета...

Вышли примерно в 11.20 и осторожно пошли. Пошли искать пороги. А их нет. Просто безумная пруха а-ля половодье. Примета порогов – валы на метр выше чем на "прогонах" и бочки на ровном месте. В прижимах ОЧЕНЬ некомфортно. Без эксклюзивных приключений, но постоянно борясь с водой, мы к обеду (только) подошли под селение «Куабчара». Пообедали слева на галечной отмели, на виду у мальчика(!) с автоматом, пришедшего специально и смотревшего на нас  с того берега.

Дивный камень со знаком "бесконечность"


навевал на обеде мысли о вечном...

Через три минуты от обеда дошли до Канатки и встали справа на островке-мысе за 200 метров до ее начала. Ориентиром был появившийся в поле зрения приток реки слева и разделение русла на два перед закрытым поворотом на право. По лоции перед Канаткой вроде должен был быть даже один порог. Наверное был - Трамплин, но сильно раньше, чем мы его ждали и просто наверняка мы обработали его сходу - просто не заметили на фоне сплошных постоянных "трамплинов" ...

Просмотр  показал, что «Канатку» ни кто из бывших на реке не узнаёт.

Так было давно...

А вот кадр с того же места у нас:


За булыганом запертый котел и как его обойти - просто не видно. Так, что идти порог на «Каньонах» – нах... А одним катамараном нежелательно – нечем страховать, по этой воде даже с высоты в 30-40 метров чувствуются два явно проблемных места, без права на ошибку. 

Как потом оказалось - и слезть с дороги для страховки за порогом по ПБ толком негде.
На дороге встретили того самого мальчика, что был на берегу, но уже без автомата. Он предложил для ночевки пустой дом с печкой и дровами (700 м. обратно (вверх) по дороге, в Куапчаре). А дождь все шел. А мы мокрые. Добротное (как мы тогда считали) снаряжение уже не очень и помогает -  нам холодно. В голосовании три против двух победил разум. Шаблон уступил Мудрости. Спасибо, Витя! А мог упереца...
К девяти вечера дождь выключили и включили луну. В зените. И похолодало. Градусов до 8-и.
Ночь прошла в теплой и сухой обстановке.




Там нас посетили по очереди, вечером дедушка с автоматом и утром внук, тот самый мальчик, без автомата.

За день прошли около 10 километров.


4 ноября /3-й ходовой день/
Дождя нет. Вышли в 10 и по началу понесли  все вещи за «Канатку»   (около 2-х км).
За эту ночь воды заметно поубавилось. См. на 20-30. Откровенное бешенство, с виду, пропало. По дороге нас встретил началник милиции укрепрайона, без автомата, и попытался получить пропуска. Но тему опустили в политических и бытовых дебатах, сфотографировались вместе, на том все и закончилось. Но не совсем. Двумя часами позже, лично меня опрашивал боец явно российского контингента, вышедший из российского УАЗика, профессионально-профессионально, безотрывно и хватко (ну вы поняли) глядя проникающим взглядом в глаза. Этот тоже был без автомата. К слову, на этом все общение с людьми на реке закончилось, лишь в одном месте, как раз тогда,  когда мы затеяли очередную пару килей, на нас с верху смотрели два бойца в бинокль. С автоматами. Да на подходе к Дранде мы взаиамопоприветствовались с парой лесорубов.
Утро вечера мудренее (и воды меньше) - катамаран и один СПОРТ «Канатку» решили идти и прошли.
СПОРТ – бочком, аккуратненько, никуда особенно не влезая :)  


Катамаран, подозреваю, тоже не залезал никуда. Но с моей точки видно не было.

Обнос и прохождение «Канатки» закончились около 13.00. Спускаться пришлось всего метров 6, но через акацию типа "правильно уложенная колючая проволока".

Пошли дальше. Холодно, дождя опять нет.


Эпохальный кадр. Мерный камень, по которому в последствии мы мерили воду...

Поо... перекусили. Лоция и старшие товарищи утверждали, что пороги кончились. Ага! Но не упорное желание реки все перекилять. Особенно в отношении лодок.  И уже через 10 минут после прохождения «окончания порогов» - первые на сегодня два киля, теперь уже как традиция -  друг за другом «Соло» и «Спорт» с интервалом в 100 метров.
При киле «Спорта» на 100% подтвердились расчеты на петли и стропы и был проверен способ обратного переворота. Коленями упор в нижний баллон, а верхний роняешь на себя, потянув за петлю стропы, высунутую через два отверстия самоотлива. Хвостик уже тоже был, но сначала получился случайно. Уже позже осознали, что петля, это опасная штука, а хвост как раз и прижился!

Через полчаса еще один киль только моего «Спорта», скорее от усталости, и сразу переворот обратно. В этот раз я переворачивал СПОРТ, как раз, за хвостик. А вот влезть уже сил не было. На помощь пришел СОЛИСТ.  И вот она -  чалка.


ЧАЛКА - ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ. И 20 (двадцать) грамм чачи. За сбитый. Дважды. Дважды сбитый, а не чачи.

Еще где-то через полчаса хода, наконец, кильнулся, некилявшийся до того, Ваня. В одной  бочке оказалось сразу два СПОРТА, Ваня завяз, а второй (мну) бесстрашно и цинично упал сверху, проехался по первому и выскочил, как ни в чем не бывало. Удовлетворенный.
Да я был удовлетворен. А че он?

16.00-16.30  - надо уже присматривать место – темнеет к 17.30 насовсем. Встали слева, пронеся лодки на коренной берег через метров 50 галечной отмели.

Отвратительный и кривокосый тент все время норовил залить вещи. Отвратительный, когда он ровный. 

Тогда я окончательно оценил тенты-пирамиды, которые еще в том году уговорил Витю выпускать сразу в  двух размерах, но с собой его не взяли. Силиконовые понты победили. А на сколько удобнее могло быть..


А отвратительный дым костра мешал наслаждаться чистейшим горным воздухом и к следующему году я окончательно переориентировался на газ, но это немного другая история...

За день прошли около 12 километров. Дождя не было весь день, но для кильнутых это было уже несущественно.


5 ноября /4-й ходовой день/
Встали в 7:00.
Почти ливень.
К полудню мы были уже у «Багатской Теснины». Красиво.


Река заметно прибавила ширины, но не убавила скорости.
На шиверах – под 20-ку… Валы и сбойки по-прежнему а-ля Лосево. Добавились разбои и разливы. Скорость течения в разбоях - не меньше 15-ти км/ч (4-5 м/с). Еще в горах пару раз просто на поворотах месило не по децки.

Весьма неприятное место есть перед  Драндой (если забраться в правые протоки) – насколько мачт ЛЭП на пути реки. Витя с катамарана едва не сыграл в завал. А местами и у лодок были реальные проблемы с выходом на резкопоперечную и очень быструю струю в тех же разбоях. Короче – внимания по-прежнему терять было нельзя. Чревато.
Все следующие разы в этом районе мы прижимались к левому берегу и никаких приключений больше не было.

Мост в Дранде прошли около 16.30. Дождь закончился.
Где-то около 17.05 под ласковым слепящим заходящим солнцем, изрядно мешающем на последних километрах



 мы упали правой протокой в ласковое море.


Как показало утро, при шторме это было бы практически невозможно. На выходе из Кодора будет вал "здравствуй море", как, например, утром следующего дня:


И пришлось бы переться по берегу направо метров 300 по камням до пресного ручья.
А так - лафа, последний гребок и до свидания Кодор!

И вот уже тебя качают     П Л А В Н Ы Е   В О Л Н Ы     М О Р Я  .....

О С Е Н Н И Й   В Е Ч Е Р  не  В  Г А Г Р А Х .....

И больше не надо бороться с поганками и прижимами... Солнцееееее!!!

За день прошли больше 50-ти километров.  Что не удивительно, река не теряет прыти до самого моря. Даже в разбоях...


6 ноября /Антистапель, отдых в Сухуме/
Ночь на безлюдном пляже разбитого санатория, справа от впадения «Кодора» в море. Аварийный ночной перенос лагеря от разбушевавшегося моря, потому, как случился "неожиданный" прибой в 4-х метрах от палаток. А одну даже посетила "Темза, сэр!" :). Лагерь переставляли очень быстро. На самый верх.


Теплое, сухое и тихое утро.
Никого. Только коровы купаются и пьют море...


Разборка и сушка. Море волнуется. Люди синхронно балдеют:


К 15.00 подъехал Темур. Выброска до Сухума – бесплатно!
В Сухуме поселились в доме а-ля отель две с половиной звезды за 300 р. с лица и пошли гулять.
Торопыги уторопыгали. Я гулял в одиночестве



и под занавес зашел в кафе «Тихая Гавань» на набережной. Два шашлыка, соус, бутылка Лыхны и два кофе... Отходняк кароч удался.



За все - 720р.
Остальные усидели в кафе типа "общепит" 1300 р. на четверых с домашним вином. И на 200 метров южнее. Но у всех жизнь удалась...

7-е ноября /День отъезда/
Встали в 7.00!!!
Экскурсия на рынок за 20-ти рублевыми мандаринами и типа того (хе-хе... перед самой границей по пути обратно есть рынок. Там все то-же и по тем-же ценам). Ну ведь если вернуться без "сувениров" - родные не поймут. А вот как с этим м*дохаться в дороге - это отдельная тема.
Занос этого добра в дом и напоследок, опять иду в одиночку (торопыги торопыгят  чего-то там собираца, а я собран со вчера) на набережную в «Тихую Гавань».

Два  кофе, вечер ведь был не простым, ласковый ветер с моря.
Б Л А  -  Ж Е Н  -  С Т В О!

11.00 - Пришел автобус (3.000 р. до границы на всех).
13.45 – Граница. Помощь усталым и разленившимся воднегам в лице типажного дедушки (500 р.):


14.15 – Россия, Соболь до вокзала (500 р. на всех)
15.20 – Адлер, пляж, прощальное купание в море…



Около 17.30 поезд (2.100 р. на лицо).


СПАСИБЫ
Спасибо старшим товарищам, которые нас страховали. Достаточно редкий случай – страховка на катамаране была опытнее каякеров.
Спасибо коллегам – Каньонцам, вместе отважно бояться было легче.
Спасибо моему любимому Каньону-СПОРТ за яркие личные впечатления. Вштырило не по-децки. Заразило Каньёнингом в тяжелой форме навсегда. Саша и Витя, чисто лично от меня - гранд спасибо!!!
Спасибо Темуру.
Спасибо всем, кто нам не помогал, и поэтому все обошлось без административных сюрпризов.
Спасибо маме и папе за то, что они этого не видели.
Спасибо г-ну Новикову - для нас он стал "раздражителем".
Спасибо саперам-миротворцам и коровам. Мы мин не нашли…


П.С. 
По моему мнению, к этой «двойке с элементами» на наших и на пластиковых каяках, тем паче на байдарках-двойках, по дождевому паводку (да и без него) надо относиться как к вполне уверенной «без пятнадцати четверке». 80 километров со скоростью 3-6 м/с, каждые 5-6 минут «прижим-порог» с полутора метровыми и больше, валами и Лосевскими поганками, с бочками на ровном месте, чалками, сопряженными с необходимостью пересекать достаточно жесткие сбойки, 50-100 кубовый расход. И до кучи - чача (для спортсменов). По нашим сведениям, еще в какой-то группе, приблизительно в это время, было два киля на двухместных катамаранах. Двойка, понимаешь, с элементами...

Видео-монтаж Ивана Шарикова. Буквально из "ничего". Ваня тут показал себя молодецом...

На следующий год, уже поумнев и, при этом, неосмотрительно набрав не совсем подготовленных друзей, мы исполнили Кодор-2010

Лоция
Мы шли по памяти наших "старших товарищей" и по лоции 70-х годов, которая стала мало актуальной из-за сильного изменения русла реки. В 2010-м году появилась первая современная дельная лоция. Некоторые моменты описаны с явными ошибками (так обычно бывает при записи по памяти дня через три-четыре), но в целом это описание дает понимание ритма и характера. Единственное, что хочется отметить, это то, что ВСЕ препятствия-прижимы и "как бы пороги", идутся прижимаясь внутрь поворота. За исключением Канатки, которая имхо (ее надо смотреть обязательно) в начале идется левой протокой и порога Белокаменного, где (пока и имхо) справа, внутри поворота непроход, а в большую воду он превращается в месиво непонятное. В малые воды мы проходили его под стеной слева,  в этом (2009) по паводковой воде и со страха я и не помню, а в среднюю воду (2010) справа у нас были приключения.

Михаил Левашов (Zindolog)