08 января 2015

Что такое лодка Фортуна
Контакты

***
Мы, "типа сборная команда" компании Вольный Ветер (ВВ), решили повторить прошлогоднее приключение в надежде на нормальную воду и тепло

ПРОЛОГ
КОДОР 2009
/В голове звучит музыка известнейших песен Митяева и Шаова, слова zindologические/

Я ехал на Кодор погреться, выпить чачи
Но дождь идет два дня, и вышло все иначе
Вода в реке растет, напоминает кофе
Цвет кофе значит форменный трындец.

Каньон - каяк крутой, но вал косой круче
И вот залег Андрей, и стало все не скучно
А справа Чхалты вал и я в него мордой
Поганки – просто форменный трындец.
И стало все нескучно, и надо бы удрать
Но все поганки кучно давай меня пинать
Я только знаю точно
Товарища обязан был догнать… И вот

На привязи Андрей, каяк, весло в придачу
Со страшной силой F я к берегу ишачу
Ишачу во всю дурь, но результаты скромны
А пруха – просто форменный трындец.

Мощи уж нет, но помощь подошла, спасибо!
Андрей на берегу, но кончились все силы
А бочка тут как тут – и вот уж  я в заплыве
Страховка! Где вы парни - «о-го-го-го-го»?

И стало все нескучно, и надо бы удрать
И камни Чхалты кучно давай меня пинать
Потом не помню точно
Но кату удалось меня поймать-мать-мать…

Догнали, подобрали, вылез, отдышался
И снова стих знакомый в голове менялся
Кодори в ноябре, что Полометь в апреле
Кодори – это маленькая жесть.

День третий, мы идем, вода не убывает
«Канатку» я обнес, и без нее хватает
Добавил два киля и двадцать грамм «за сбитый»
А чалка – это маленькая жизнь…

А чалка – это суша, и можно покурить
Погрызть сухарь с конфетой, погоду обсудить
Я только знаю - завтра
До моря бы неплохо допилить… И мы

До моря досвистели – пятьдесят за день
А ночью шторм едва не смыл наш сонный лагерь
Потом шашлык, Лыхны, осенний день в Сухуме
Тут просто не возможно мало пить-мать-мать…

/2 раза как минимум…/
Все было обалденно, и что греха таить
И я хочу, конечно, Кодори повторить
Ведь было все отменно, все просто афигенно,
Все ништяк.

Основная идея этой песни родилась в прошлом году, после того как настроение припева известной песни Шаова удачно подловил и связал с происходящим Устюгов Адрей, и написаны слова были в основном там, по свежим впечатлениям моего первого каякерского похода на Кавказ. Тогда из нас, трех каякеров, на Кавказе на каяках не был никто.

И вот ноябрь 2010-го, и мы снова в Абхазии.
Что нас ожидает, мы теперь уже представляли и думали только, повезет нам с погодой или нет.
Разрешение и заброску нам обеспечивал все тот же Темур.

Нас десять:
1.Витя-1,адмирал, море опыта, двукратный рекордсмен ралли СкиТулец-2010-11 в классе Н2М
2. Саша, правая рука адмирала , и тоже море опыта, и оба вмете - отцы-командиры
3 и 4. Володя и Сергей, «братья»,

косая сажень в плечах, друзья адмирала. Весло в руках тоже держали.
И все это  – экипаж Катамарана СЕВЕР-4 и наша эксклюзивная страховая компания по VIP программе.
Каякеры:
  1. Татьяна - украшение нашей компании и настоящая девушка с веслом, победитель ралли СкиТулец-2011 в классе Н2С (Каньон-СПОРТ)
  2. Андрей  - серебряный призер ралли СкиТулец-2010 (Каньон-СПОРТ)
  3. Ваня - звеньевой, почетный пилот-экстримист-испытатель ВВ (Каньон-СПОРТ)
  4. Миша-В - почетный пилот-испытатель ВВ, капитан команды ВВ-RGB . 2-е командное место СкиТульца 2010. (Каньон-СПОРТ)
  5. Витя-2 - почетный пилот-испытатель ВВ (Каньон-СПОРТ)
  6. Миша-Л - звеньевой, пилот-испытатель-деструктор ВВ, предводитель ДиванкаякероВ (Аккорд)

Из десяти человек, как минимум шесть – самодостаточные лидеры. И четверо (двое каякеров) были тут в том году. У всех надувных каякеров, кроме Карелии, есть опыт паводковых сплавов.

ДЕНЬ ZERO
24 октября 2010. Заброска
Граница, Сандро,

привезший нас от границы до Сухума, встреча с Темуром, обед в кафе «Нартаа»

на набережной (общепит блин, но с абхазской спецификой).

Перед дорогой, блюдя спортивные традиции и режим, закупили всего 10х0.5 чачи и 5 литров маждара.

На 5 дней. На 8 пьющих. Исключительно в медицинских целях. Для снятия стресса. И что-то еще у нас осталось из припасенного для поезда сильно импортного: JinWhisky & Absinthe общим количеством 1 л.
Из вышеперечисленного сам собой напрашивается вывод – мы практически трезвенники.
Поскольку в прошлом году я всю дорогу от Сухума до реки провел в неадекватном состоянии, то сейчас заявил, что поеду в кабине и увижу-таки эту дорогу. Увидел. Красиво. Ночью мощь природы ощущаешь контрастнее.
Во второй половине дороги случился м-а-а-а-ленький конфуз. Наш водитель, Астымур, объезжая лужу, взял вправо и не заметил свежего обвала дороги в Кодор...

Метров 9 высоты и буйство реки внизу. Я заорал. Он сразу затормозил. У этого УАЗика тормоза оказались нормальные. От края нас отделило 20 (двадцать) сантиметров... Вот после этого я и начал припасенное вино. Когда впоследствии меня наши укоряли, типа барином ехал да еще вино пил в одиночку, а они, как там селедки в бочке, то мой слабый аргумент о спасении их жизней был как-то и не зачтен. Даже не проставились потом. Вот делай после такого людям добро....

Звоночек на будущее - ехать надо по свету и хрен с ним, с обедом. Тем более в «Нартаа».
Стапель в этом году мы заказали повыше, у моста в Ажаре. Места за мостом хватило бы на 4 группы. С нами Тимур вез еще одну. 6 человек на трех катах-двойках. Погода супер. Тепло. Прощаемся с Темуром. И почти все трезвые ложимся спать.

ДЕНЬ 1
25 октября 2010. Стапель, Ажары – устье Чхалты
Неорганизованный подъем в 6 утра. Все как-то самостоятельно, ни свет ни заря, проснулись. Потому как все трезвые. Кроме меня. Но 7 секунд купания меня в Кодоре (без неопрена) все поправило.
Сборы неспешные. Погода теплая. Вода зеленоватая.

Ваня, как всегда быстрее всех собравшись, решил пройти для разминки участок 200-250 метров выше моста. Ваня решил, Ваня сделал. Мы, сонные, наблюдали в партере с моста отплыв, 100 метров первых гребков, заход в сливчик перед камнями (издали видится именно сливчик),

и … первый киль. Настолько неожиданно, что фото-аппараты не успели поднять.
Эскиматрасом Ваня владеет в совершенстве и все завершилось самостоятельной чалкой у лагеря. Процесс пошел. Ваня – Кодор (0:1)
Тронулись в 13.00, предварительно осмотрев узость на первом же левом повороте сразу за лагерем. Но свое она все равно взяла. Свой счет открыл Виктор-2 (0:1). Зачалился сам. Пока без эскиматраса. Просто его подкрутило к берегу и ноги нашли опору.
Идем медленно, река насыщена препятствиями. Вода быстрая, но человечная. Не чувствуется прошлогодней прухи. Дожди прекратились за 2 дня до нас и вместо прошлогоднего кофе с молоком в реке течет едва зеленоватая вода. Ласковая на вид. Но это только на вид. Где-то еще раз кильнулся Витя-2 (0:2). Сам, теперь уже как само собой разумеющееся, исполнил эскиматрас. Из порогов опознали «Крокодила» за 700 метров до «Ореховой поляны» справа перед устьем Чхалты. В «Крокодиле» Виктор-2 залег уже в третий раз (0:3). И опять сам о себе позаботился. А куда денешься? Катамаран за всеми не набегается. А там уважаемые люди. Отдыхать приехали. Что за зря их беспокоить? В общем Витя + эскиматрас = NO PROBLEM. И на этой оптимистической ноте мы решили встать на той самой Ореховой поляне – прошлогоднем стапеле. Время 15.30. На первый день достаточно. Да и Вите-2 уже нужен антракт. Да и остальные те, которые "почти" сухие, тоже не против.
Ночью вышла почти полная луна, почти в зените и фантастично подсветила Кодор. В ночи сияли и неслись мимо лагеря три протоки. Жалко, такое наши фотоаппараты не берут. Или фотографы мы такие.
Лирическо-техническое, и как оказалось, еще и политическое, отступление. Аккорд.
Аккорд, под ревнивым взглядом по крайней мере одного из непосредственных производителей СПОРТОВ, вполне вписался в нашу компанию.
Сидушку, бедренные упоры и упор для пяток, по скольку его там в принципе не было, я сделал сам. Я без этого уже не могу.
Мне показалось, что Аккорд менее кусаем, чем СПОРТ. Пока. Крутится конечно  чуть труднее, но если идти, например, на боковом притяжении с небольшим углом атаки в сторону улова, то даже легче СПОРТА сходит со струи и вгрызается в улов. Завтра попробую более грубые чалки.

Погода – подарок. Днем было под 20, и вечер не так и холоден. Хорошо. Действительно, просто здорово даже.

Лирическое отступление. Кахабер.
В Чхалте живет сван Каха, или Кахабер. Он, как тут оно водится издавна, увидев гостей, принес нам своего горного меда и сыра. Сыр – не описать, вкусный, соленый и твердый. Закусывать вино и чачу – ну самое оно. Вот только Кахаберу нельзя много пить. После 3-й его заклинило и он, почти не останавливаясь, быстро дошел до кондиции. Мы с Витей-1 не без труда его отвели до дома его соседа и там оставили. Это было неинтересно.
Заодно побывали в доме горного пенсионера-инвалида. Тяжкое зрелище. Спасает от полного шваха только почти больничная чистота. При пустом (буквально) доме ...

ДЕНЬ 2
26 октября 2010. Устье Чхалты - остров в 700 метрах за Канаткой
Ясное утро. Подъем в 7.30. Сходили 300 метров вниз до впадения Чхалты.
Вид на устье Чхалты с "Ореховой Поляны":

Ничего похожего на прошлый год. Чхалта в устье намыла себе остров и в два рукава «лениво» вливалась в Кодор. В прошлом году я помню только, как подняв на миг глаза, увидел встречный вал высотой под полметра, довернул в него нос, закрыл глаза и с мыслью «пронеси господи» неплавно в него врубился. Потом были 5-10 секунд беспорядочной и судорожной борьбы с поганками и плевок мною обратно в Кодор.
Осмотрели узость в Кодоре перед устьем Чхалты и решили, что все в порядке – идем, слегка уходя с главной струи.
Старт. Катамаран, как всегда, первый.

За ним первая тройка - Ваня, Таня и Андрей Потом мы - мну, Витя-2 и Миша-В.
В районе бывших Камней Чхалты, ровно по центру, на струе живет бочка. Небольшая, но Мише-В хватило. Я только подумал при проходе мимо нее, а как там сзади, и обернулся. Миша-В в этот момент с ней и познакомился. Киль. Миша-В – Кодор (0:1). Зачалился он сам. Тоже подкрутило к берегу и ноги нашли опору. Правда, несло долго. Метров 150-200. Но тут «плес».  Скорость всего то около 4-х м/с …
Витя-2 сегодня идет увереннее. Теперь уже можно сказать, что воды на полметра меньше нашего прошлогоднего уровня. Но легче не стало. Просто в прижимах (порогах?) стало меньше места для "маневра отважного ухода" к внутреннему берегу и там "выросли" камни.
За два часа с перекурами и без особых приключений мы дошли до порога Дуга перед д. Коапчара. До Канатки оставался километр с кепкой. Все каякеры отважно откосили по левой боковой протоке сквозь мощно текущую «мель». Залезать в прижим и котел – авантюристов у нас нет. Особенно после просмотра. Затем где-то ниже прошли п. Трамплин.

А это перед ним тренировка типа "Кодорские горочки":

Еще пара жестких прижимов и вот трос поперек реки. Слева место прошлогоднего обеда перед Канаткой, а на другом берегу дом, где мы тогда ночевали. Обедать решили в 100 метрах ниже дома, справа, прям перед Канаткой и совместить это с просмотром. В смысле, что Адмирал Витя-1 готовит обед, а все остальные идут смотреть :)
В целом Канатка, это препятствие под IV++ КС.

Для каяков и байдарок. Две ступени (кто-то выделяет и три).  Одна, козырная, до моста, потом 200 метров реально тихого плеса и еще метров 300-400 с тремя суровыми бочками на закуску.
Еще на Дуге мы заметили, что вода вдруг стала коричневой.

Вверху дождей нет. Обвал, подумали мы. Стройка Российской базы, как потом оказалось. На Канатке вода еще больше потемнела и добавила мне несгибаемой решительности…
...ОБНОС, как в том анекдоте про Ниагару и двух мужиков с Тайменью. Как и в прошлом году, я туда не рвусь.

Пока мы шли мимо 2-й ступени обратно, по ней прошли и были засняты четыре ката-2 с перевернутым Ватерфляем на веревочке. За ней они и зачалились на левом берегу. Капитана ВФ мы увидели на плесе, лежащим в окружении арьергарда той команды. Как потом выяснилось, эта команда прошла Канатку БЕЗ просмотра и уже в начале, а там есть где, ВФ лег. Для его капитана все кончилось хорошо. В целом. Но как же надо себя не любить. Дальше ВФ поехал на одном кате, а его капитан на другом. Без комментариев.
Еще до всего увиденного мы разделились на две группы. Мы, в смысле  – каякеры. Кат, понятно, идет без вопросов. Четверо - я, Витя-2, Таня и Миша-В решили «отважно» обнести порог. А Андрей и Ваня решили пройти бочком, по левой протоке на входе и дальше, все время прижимаясь к леву.
Лирическо-техническое и политическое отстурление.
Аккорд.(продолжение)
Поскольку уже идет второй день нашей Кодориады, уже можно сделать вывод – Аккорд это хорошая бурноводинговая машина. Меньше СПОРТА кусается и лучше его запихивается в улова. Хотя все те-же товарищи, которые ревнивые, утверждают, что это я за год стал более крут. Ну, скромно говоря таки да, но не на столько уж, чтоб почти без крена безнаказанно заходить в улова ТУТ.
Но есть два момента.
Первый - дыра в носу между самим носом и короткой лайт-палубой пропускает регулярный фонтан в морду лица и сбивает «прицел», как правило, очень невовремя. Тут и так в глазах рябит от обилия всего, а приходится еще и отплевываться и промаргиваться.  Дыру эту надо заделывать. Или смириться.
И второй – с одной стороны из-за своей конструкции Аккорд в валах заметно лучше СПОРТА держит направление и не соскальзывает с курса, но если надо резко отвернуть, то тут это сделать так-же заметно труднее. Поэтому я уже несколько раз таранил камни бортом в ситуациях, когда, по старой памяти, на СПОРТЕ бы ушел. Ну да - привык... Или гребать надо учица лучше. И смотреть дальше.
И вот мы опять не вписались струю,
Я камни тараню, а мог бы уйти…
И тока сквозь зубы тихонько ворчю:
- Аккорд, ты ж хороший… Крутись, мать твою!
Ну, вернемся к обеду. Его мы съели. И разделились. Время поджимало - темнеет тут резко и рано. К 17.00 надо уже быть на берегу. Мы ушли на обнос в одну ходку, они вниз по Канатке.

Мы уже были над первой ступенью, когда наши прошли внизу. Ваня раза четыре бодался бортом с камнями в левой заходной протоке. Ну а я пока без такого адреналина обойдусь. Как шел Андрей, я не видел.
Обнос завершили в сильно размытом русле ручья в 400-х метрах после порога. Спуск получился простым и без прошлогодних проблем. Даже с улыбками.

В 2009-м мы тут шли еще метров 400 и спускались 5-6 метров сквозь колючки. Колючки поливали матом. И еще одно специфическое соображение. В районе Канатки по этому берегу бегать не рекомендуют, а на том и вовсе красный флаг висит. Поэтому если тут и были мины, то такой водой, какой размыло этот ручей,  мины  наверно :) посмывало и они «уплыли».  Но лодочку я все же запустил вперед…
Пока спускались, пришел Адмирал Витя и сказал, что до них метров 600 и один правый прижим. Когда мы встали на воду, то выяснилось следующее. В 16.30 за Канаткой солнце слепит прямо в глаза и впереди НИЧЕГО не видно. ВООБЩЕСОВСЕМ. Мы перегребли на левый берег и щурясь, прижавшись к нему, очень-очень осторожно, на реверсе подошли к прижиму. Для верности пришлось выкинуться на остров слева что-бы хоть что-то рассмотреть. Как раз перед островом с левого берега висело бревно, о которое  кильнулся ослепленный Витя-2 (0:4), но сразу вылез с лодкой на левый берег. После просмотра Таня решила аккуратно идти протокой с прижимом, мы отважно откосили другой, левой.
Сразу за ней нас ждали наши «проходимцы».

и уже через 200 метров мы все вместе встали на острове справа от основной протоки. Плыть дальше было невозможно. Солнце просто ослепляло. В лучах этого слепящего солнца, остров выглядел просто "волшебным"...

ДЕНЬ 3
27 октября 2010. Остров в 700 метрах за Канаткой – Багатские Скалы.
Ударный  день нашей Кодориады-2010. ТРИНАДЦАТЬ килей на шестерых за шесть часов, включая 1.5 часа на обед. «Сухих» каякеров не осталось. «В среднем по больнице» один киль каждые 20 минут сплава. Но это в среднем.
Все началось сразу и смешно. В первом же неопознанном нами пороге*** кильнулось сразу пять каяков. Кильнулись мы строго по порядку, в кильватерой колонне с интервалом в 5 секунд. Так сложилось, что в этот момент я шел последним и все видел. Ваня (0:2), Таня (0:1) и Витя-2 (0:5) полегли в сливах. Миша-В (0:2) лег еще до препятствия, сходя со струи, попав под другую, боковую, и...
… видя все это, я и бороться-то не стал. Просто не смог. Стало безумно смешно. А вдобавок там каша и бочка и в нее же влетает левая боковая струя, слетающая с «мели». И вот мой счет тоже открыт – (0:1). И сразу проявился еще один нюанс Аккорда. Из-за его ширины он переворачивается обратно чуть труднее СПОРТА. Но и залезать в него можно грубее.
Поскольку катамаран рванул за Татьяной, то рассчитывать можно было только на себя. Мну залез в упоры и только потом согнулся от хохота. Все, кроме Вани тоже от эскиматрасились и смеялись. А Ваня очередной раз удивил и поступил самым нетривиальным образом. Оценив, что впереди «плес» и что его в общем, прибивает к берегу, не стал залезать в каяк, а прям на плаву выхватил свой Panas FT-1 и стал весь этот цирк снимать на видео (на отметке 15.20 Ваниного фильма). Пришлось остановиться и проржаться. Отдышались и пошли дальше.
*** Как тут мне потом подсказали, это возможно п. "Утренний". Ну да - утром. И сразу.
Еще через пару прижимов на сбойке положило Витю-2 (0:6). И на этот раз он все сделал сам, сам кильнулся, быстро отплевался-отдышался, и мы пошли дальше. Не все даже и заметили.
На перекуре видели на песке (и уже второй раз за поход) пару медвежьих следов. Большой и маленький. Плохое сочетание. Затягивать перекур не стали.
Еще пара прижимов и случился парный киль Татьяны (0:2) с Ваней (0:3). Уже привычно кат добыл из реки Татьяну и ее имущество. Ваня привычно добыл себя сам.
К обеду мы созрели уже через два часа сплава. Все каякеры, кроме Андрея, мокрые и голодные. Впереди по старым описаниям осталось 2-3 именных порога, опознать которые в прошлом году не удалось.
После обеда оптимистично и с огоньком стартовали. Прошло совсем немного времени и вот снова килевая групповуха. На троих. Миша В (0:3), Витя-2 (0:7), Ваня (0:4). Эскиматрас(х)нулись они самостоятельно. К этому времени вся килявшаяся мужская часть каякеров надежно освоила эскиматрас. А куда деться? Да и не сложно. Если потренироваться. А если тренировка проходит тут, то ее эффективность ну просто максимальна. Но все-таки лучше этим заниматься в менее шустрой воде.
Порог Белокаменный на этот раз опознался. Просто пошел участок с большими белыми камнями и шибко выкрутасными прижимо-бочко-сливами. Участок длился километр с кепкой и закончился шикарным местом (я его потом рассмотрел) – на крутом правом повороте в ряд, поперек реки и бочка, и скала, и прижим, и косой вал. Выбирай.
Катамаран проскочил и дал странный сигнал «держаться лева». Не логично, подумал я и замер. Потом левое весло в условленной команде поднял Ваня … но(!) сам пошел на право. За ним Таня и Андрей. То есть вся первая тройка пошла «не туда».
Свечка Татьяниного каяка была изящна и высока. Миша-В назвал это «голубой свечкой в Белокаменном».  Да, голубой каяк Татьяны (0:3) высоковато взлетел. Оторвался от воды, полетал-полетал и вернулся. После такого убедительного доказательства категорической несостоятельности правой версии, я рванул влево. Плохо помню, как все происходило. За несколько секунд перестрела струи и борьбы с прижимом, который там, в этом леве на правом-то повороте естественно был, мну растратил все силы и, уже пройдя, не смог заловить Татьянин каяк и только дальше выпихнул его на струю.

А поскольку Татьяна была на берегу, то уже кат занялся ее ушедшим каяком.
Миша-В и Витя-2, как самые прагматичные, зачалились «до того». Они отважно и решительно это место обнесли. И осмотрели эту заковыку. И я, вернувшись к ним пешком, осмотрел вместе с ними... А-фи-геть. Такое, и пройти сналета.
Как потом оказалось, свой счет здесь открыл и Андрей (0:1). Не мудрено. Итак, некильнутых каякеров у нас не осталось.
За Багатской Тесниной в 3-4-х километрах уже без приключений мы встали на левом берегу внутри Багатских Скал.
Красиво. Когда совсем стемнело, на западе, за горой в 2-4-х километрах что-то бухало и ярко и чудно подсвечивало небо. Мы даже позвонили Тимуру (тут связь заработала. Местная и наш родимый МТС) – не случилось ли чаво? Он рассмеялся и нас успокоил.
Итак, промежуточные итоги: за три дня пройдено 40 км (GPS), максимальная скорость 31 (тридцать один!) км/ч, чисто ходового времени – 4 часа и 19 (девятнадцать) килей. И 13 из них сегодня. Вот такая веселая речка.
Кодори в ноябре, что Полометь в апреле... В прошлом году по значительно большей воде на троих каякеров вышло всего 6 (шесть) килей.
Пока темнело, робко брызнул дождик, и мы в первый раз поставили тент. Дождь испугался и прекратился.

ДЕНЬ 4
28 октября 2010. Багатские Скалы - море.
Вышли в 11. Порядок прежний – катамаран и две тройки каяков. Окончательно стало понятно, что уворачиваться от прижимов стало сложнее, чем в прошлом году. Хотя тут, внизу, воды больше, но и места попадались козырнее, прижимистее. Бочки более грохочие, хотя и читаемые издали, но уж очень неласкового вида при ближайшем рассмотрении.
Без приключений прошли 4-5 прижимо-порогов. Главным препятствием как раз стали бочки и в очередной их серии, в двух соседних бочках застряли после переворота Ваня (0:5) и Миша-В (0:4). Бочки не отпускали ни каяки, ни гребцов. Но и не варили. Ласковые попались. Маленькие такие и поэтому незаметные. Мишу-В вымыло первым, Ваню чуть погодя. Хватило времени, чтобы Саша с катамарана вернулся со спасконцом, примерился и ...промахнулся. А я все это время "страховал" методом "я тебя вижу".
На заметочку - морковку я не взял впервые. А спасконец должен быть у каждого. Это закон WW.
И до конца гор еще череда таких же, а то и покруче, мест. Одно место, оставшееся в памяти еще с того года, все каякеры, кроме Вани, обнесли. Ваня шел первым и не остановился...
Он вообще бывает крут!
Иногда такие мрут...
Но уж если выживают,
То до старости живут…
Это место достойно названия «Финальный аккорд Кодора». Или "затычка". Последнее значимое препятствие на реке. После него где-то пара поворотов и последняя скала справа. И дом Ахо. А пока,...
... на крутом правом повороте (при тутошней скорости все повороты крутые, даже если и не совсем крутые) в струе лежит камень-троллейбус,

на него очень точно валит, а там прижим, даже, скорее, вжим с типа отбойником и водоворотом, рождающем мощную обратную струю под правым берегом, с обязательным возвратом в прижим. Ребятам на кате пришлось дружно, очень дружно, втопить и м-е-е-е-дленно оттуда выйти. Ваня тоже погреб изрядно. Вот глядя издалека на все это, мы пятеро решили не искушать судьбу и обнести.

Постепенно горы понизились, и мы вышли в разбои. В них, помня о прошлогоднем попадании в правую их часть, мы старались держаться левых проток. В один момент Андрей и Витя-2 ушли-таки в правую протоку. И догнали нас только у моста в Дранде. Минут через 10. Им пришлось не без приключений вернуться по протоке вверх, поскольку она кончалась завалом на мощной струе без обхода и с проблемной чалкой… Даже вроде было что-то вроде полукиля, но мы не видели.
В 16.00 головная часть команды вышла в тихое море.

Солнца не было. Погода и так нас побаловала. Хватит.
Итак, по трэку GPS мы прошли 81.5 км за девять чисто ходовых часов. Максимальная скорость осталась равной 31 км/ч. И мы насчитали 21 (двадцать один) киль на шестерых каякеров.
Природа любит равновесие и за хорошую погоду на маршруте, здесь, на море, на нас накинулись сначала ветер, а потом и дождь, к ночи перешедший в ливень. Лагерь мы, наученные опять же прошлым годом, заблаговременно поставили на максимальном удалении от линии прибоя на прошлогоднем месте, у ручья, в 400-х метрах справа от устья. Теперь с нами тут еще две группы Москвичей. Ночью начался шторм.

ДЕНЬ 5
29-30 октября 2010. Море – Сухум-Адлер.
Сушка, дождь, Тимур, Астымур и та самая «буханка», Сухум, знакомый дом, уютное кафе  «Тихая Гавонь», много вина и закуски, перенос вечера в соседний и гостеприимный офис, чача... Но дорогу до дома я прошел и нашел сам и сразу. Говорят, испугал хозяйскую собаку...
А утром не болела голова.
Но не очень соображала.
Живительный квас "Опохмелофф"

- и жизнь налаживается...

Рынок, хурма, граница, вокзал, поезд. Все!

Вместо заключения.

Сухой, скучный и трезвый субъективный взгляд.
Главным образом с точки зрения НАДУВНОГО каякера
Осенний Кодор – речка не для пьяного или похмельного сплава, как можно сделать вывод из некоторых легкомысленных отчетов и баек прошлых лет. Для байдарок это вполне уверенная почти четверка. Для байдарок Кодор, это один сплошной порог длиной около 60-ти километров. Это бочки, способные удержать кат-4. И это уже там, где «пороги кончились». Мы такие видели.
У кого-то видел фразу, позаимствую – "С Кодора нельзя начинать Кавказ и катамаранным группам с чисто Карельским летним опытом". Фраза «а мы (я) никогда не килялись» тут скорее звоночек, чем повод для гордости.

Отдельная тема – порог Канатка.
Для живости восприятия - заходная, но не первая "плюха" первой ступени и в нее заносит. А за ней, из-за стечения обстоятельств, получается котел-противоток:

На счету этого котла уже в наше время и при нас один нахлебавшийся, но не насовсем, счастливчик из пьяной группы, шедшей одновременно с нами и "из достоверных источников", один каякер-неудачник пару дней после нас... На КНБ (КНК) и пластике Канатку в лоб, а не так, как мы, бочком-бочком по левой протоке, можно идти, только если СТОПУДОВО делаешь эскимос и НЕ СРЫВАЕТ юбку и видишь воду. Или если дома никто особенно не ждет... Чушь какая-то. Короче, если понимаешь, что делаешь и "умеешь готовить" последствия .

А после Канатки все только начинается и в Багатских Скалах отнюдь не заканчивается.

А надувному "опендеку" на Кодоре надо иметь холодную голову, чтоб не попасть под эйфорию безнаказанности надувастика.

И конечно заранее оттренировать эскиматрас

Для этого надо заранее оснастить лодку переворотными стропами (ни каких узлов(!) на них),
научиться его переворачивать на плаву в валах с грузом

и потом на него залезать

Большее неудобство, чем обычно, ТУТ доставляет проблемное зрение. Забрызгивание и запотевание очков при этой скорости не добавляют надежности. Витя-2 (0:7) и Миша-В (0:4) испытали это на себе. А контактные линзы, как говорят, вымывает в бочках и валах – все время закрывать глаза не будешь. Да и нельзя их закрывать-то.

Повторюсь - чисто «карельского» летнего опыта тут маловато. Полезен опыт хотя бы серьезного паводкового сплава. Нам, в прошлом году, например, после апрельской Поломети, новый, Кавказский характер Кодора не так чтоб очень показался в новинку. Просто масштаб другой. Правда тогда мы еще попали в дождевой паводок. Плющило именно от масштаба и мощи.

Трудности на Кодоре ожидают техничного, но физически маломощного каякера. Мощь реки вполне может не позволить выполнить ему (ей) задуманный или вынужденный маневр.

А когда уже все, горы кончаются, и за последней скалой справа можно затариться вином и прочими прелестями у широко разрекламированного Ахо, то впереди еще остаются 20 километров разбоев. А в районе ЛЭП в правой(!) части в них встречаются элементы типа речка Каширка или Городенка, усиленные мощью Кодорской воды. И в том и в этом году у нас были неприятные моменты на эту тему. Больше, после окончания гор, вправо мы не ходим... Всегда выбирается левая потока.

"Кодори в ноябре, что Полометь в апреле"…
Полометь такая: без льда, с добавлением бочек и бочар, жесткие и монументальные прижимы на каждом повороте и длина 60 км. В добавок 20 км небезобидных разбоев. Добавим колючки по берегам и для спортсменов - чачу с маджаром.

Культовой у нас стала прошлогодняя фраза нашего адмирала Вити Гурина  "пороги кончились!", сказанная им в середине третьего дня где-то в районе Багатской Теснины. Не прошло и часа, как мы утроили счет килей. А шли ну очень осторожно. До этого было два киля в районе Чхалты.

Из 21-го киля в этом году, 15 штук было уже после Канатки. А одно место после Теснины, как уже написано выше, мы просто ОБНЕСЛИ. Мы, это в смысле надувные каякеры. Катамарану там особых проблем не было. Почти.
И вот на этой оптимистической ноте я желаю всем хорошего отдыха.
Берегите себя и удачи!

СПАСИБЫ
Темуру за все;
Астымуру, что не убил;
Кодору за снисходительность;
Абхазии за теплоту приема и климат;
Саперам, коровам и медведям… Шутки шутками, а все ж не шутки;
Вите, Саше, Сергею, Володе, Тане, Андрею, Ване, Вите и Мише за душевную и надежную компанию.
ТТ спасибо за Аккорд, а Вольному Ветру за то, что нас всех таких разных собрал и конечно отдельно за СПОРТЫ.

Приложение-1. Страховка и безопасность.
Коротко
Стратегия:
Катамаран идет впереди и в особо злостных местах указует весломи адмирала, куда надо, а куда нет. За ним идут каяки двумя тройками: звеньевой, ведомый (наименее опытный в тройке) и замыкающий. За препятствием кат чалится и ловит все, что плохо плывет, начиная с человеков. Каяки помогают собирать остатки, а иногда и сами вывозят разплававшихся и их имущество. Но основным и самым оптимальным является самоспас методом эскиматраса .
Тактика :
При отрыве каякера от лодки.
На катамаране к задней поперечине была привязана чуть провисающая горизонтальная веревка. Спасаемый за нее хватался и кат полноценно во все весла шел к берегу. В этом году я этого даже не видел, всегда шел сзади, а раз кильнувшись, обошелся сам. А в прошлом именно так нас и ловили в случае отрыва от лодки.
Другие варианты помощи с катамарана на воде 4КС, типа держание за бок ката или залезание на него, кончаются отдавленными ногами, как это в параллельной группе случилось с Володей Рычковым.
Если ката нет рядом, то сразу вплавь к берегу или на прицеп к другому каяку, и хрен с ней, с лодкой, потом поймаем, не утонет.
Брошенная лодка берется на короткий срываемый, если что, трамвай и без проблем чалится. Или просто запинывается в улов. Особенно все это удобно, если ее перевернуть обратно.
Для выуживания людей из проблемных мест у нас было две «морковки». Мало. Должны быть на каждом судне.
Если лодка и весло после киля под рукой, то эскиматрас.
Единственным потенциально слабым звеном, как это не странно для многих звучит, был катамаран. Представьте, он идет первый и ложится. Ну чисто теоретически. А мы сзади. А ложится он естественно не на ровном месте. И вот в воде четыре человека, а между ними и нами – килевое препятствие. И только трое из остальных каякеров могут чисто теоретически рискнуть прорваться. Я не знаю, как этот тактический тупик гарантированно разрешить. Но тут, как и в жизни, чем тяжелей корапь, тем сложнее спасработы.

Приложение-2. Таки на чем мы ходили

- Катамаран СЕВЕР-4 от Вольного Ветра – 1 штука
Среднее водоизмещение, идет достаточно быстро, что позволяет ему настигать страхуемого или его лодку достаточно быстро.
- Надувной каяк Каньон-СПОРТ от Вольного Ветра  - 5 штук
Сразу о главном - благодаря самоотливу и переворотным стропам (апгрейд «сделай сам»), свободно свисающим сквозь дыры самоотлива, почти любой оверкиль из ЧП превращается практически в обыденность - привычную операцию эскиматрасинга. Перевернуть груженую лодку и залезть в нее можно за 8-10 секунд. При скорости воды даже в 6 м/с требуется «тихое» место протяженностью в 60 метров. В  большинстве случаев хватит. И хватало.
Ну а то, что СПОРТы сверх-маневренны, достаточно быстры и очень устойчивы – об этом уже можно и не говорить.
- Надувной каяк Аккорд от Тайм Триала (ТТ) - 1 штука
Аккорд - добротный моноболонный надувастик. В целом понравился, но есть ньюанс. Более подробно тут

Михаил Левашов (ZindOolog)

Кодор 2011?
А пур ква бы не па? Нам же нравится...