08 января 2015

Заблуждения про "малую скорость и мореходность надувашек"


Байдарки Фортуна и Мерман 
можно пощупать в Москве
и оттестировать в Белых Столбах
Что такое лодка Фортуна
Контакты

***
Зарисовка 1 
вопрос
"А вы пробовали (пройти больше 60)? Уж на Лене точно должно быть не сложно если вы на Эридане 40 ходите."
Лена, это САМАЯ(!) быстрая туристическая каркасина на сегодня, Эридан, это почти самая МЕДЛЕННАЯ из обычных надувашек. То есть это примерно как ...
Ferrary F1 и Renault Duster
(прим Z...)

Ответ 
"На "Лене" я довольно долго не могла проплыть больше, чем проплыла на Эридане по Мсте (не помню, сколько именно, сорок с чем-то). Несколько раз пыталась выплыть хотя бы из пятидесяти - бросала. Мой личный рекорд - 66 - поставлен как раз на зелёном Щукаре и паводковом нижнем Лухе. Там надо было в первую очередь сидеть и только во вторую - грести

Если я на "Лене" так удобно устроюсь, она перевернётся. Или измотает мне все нервы, дёргаясь на малейшие движения воды и не давая вынуть ноги из упоров." 
(Эмма с Ветра Перемен)

От "автора"
Обожаю эту тему... Обожаю! Особенно приятно эту тему обсуждать с теми, кто раз в год садится в Таймень и от радости и от души нагребает за первый день километров эдак на 40, а потом,  охая, садится на двухдневную дневку порыбачить и прийти в себя. Зато сорок за день! Крута! А потом на форумах пишет про "40-ка километровые пробеги" на "быстрой" Таймени

Зарисовка 2
Подолжить предлагаю с другой (казалось бы) стороны, с этого места и до 12:54. Там как раз про скорости

Зарисовка 3
Реальный график пяти надувных однушек при наличие в составе одного Ватерфлая(!) и его капитана Флая(!), который скорее даст себя застрелить, чем станет торопиться:
Кереть 2011, 70 километров от конца Варламового озера до о. Кишкин за, три ходовых дня, супернизкая вода. 23,3 км/в день со всеми порогами. 3.9 км/ч с порогами! Не торопясь! Флай не гребет быстро. И фотографирует много. И красиво...
- Для сравнения посчитайте сами "общую скорость" в час или среднюю за день в этом настоящем стандартном походе серьезной группы, только не учитывайте день с катером

И теперь можно переходить к главному:

Глава 1. Тихоходность надувашек
Самое массовое заблуждение. Бред, как молитва, многократно повторяемая  псевдо-экспертами  каркасных лодок, которые ходят два раза в год, три дня на майские на Селигер или типа того и две недели летом по озерам Карелии. Или зашоренными маньяками с вывернутым псевдо-спортивным сознанием. Бред продолжается, пока носом чел сам не ткнется, что не все так просто. Пока ему не показать принародно и с фиксацией результата, буквально прижать к стенке фактом. И то, будет продолжать твердить как пономарь: "надувастики тупят-тупят-тупят." Да, на гладких гонках, конечно, надувастики (и то - не все) уступят каркасам. 

Но только туристический маршрут - это не гонка по гладкой воде, это совокупность(!!!):
- сборки
- погрузки
- вылезаний на перекур
- просмотров
- посадки-высадки
- перетаскивания
- преодоления порогов и завалов
- ремонтов после порогов (завалов) 
Совокупность оказывается не я придумал, вспомните видео про самолеты в начале статьи.
Так вот, по этой самой совокупности, я не встречал(!!!) групп на каркасных и каркасно-надувных байдарках и их отчетов по сколько нибудь спортивным маршрутам, где бы они шли хотя бы так, как обычно ходим мы.

Я не говорю даже о быстрее. Именно "хотя бы"!

Еще пример... В 2010-м году я один, устав адмиралить и никуда не торопясь, не имея четких планов, прошел стандартный маршрут по р. Пистойоки за 4.5 ненапряжных ходовых дня (26 чисто ходовых часов где-то). Правда ремонтов не было. Их на двухслойках не бывает, в привычном понимании типа заклеивания на Таймене (Свири) 30-ти сантиметровых дыр по кильсону или стрингерам. На крайняк, меняется баллон за 10 минут, а ремонт баллона переносится на стоянку в свободное от сплава время. Так вот, попробуйте найти хоть один "каркасный" отчет по Писте с ходовым временем 26 часов. Заранее знаю, какого калибра может быть команда. Например, в Перовском клубе есть уважаемый мной г. Фрох. Отчеты можно найти в ссылках через ... да-да, чемпионат Росии(!) по туризму. Но девочки после его походов задумываются, "а туда ли я попала?" Спросите их об темпе передвижения и всем стиле похода. Меня, например, одна такая барышня-участница переспрашивала застенчиво на Перовско-Тушинском слете, а не показалось ли ей, что когда к концу дня уже ничего не хочется и это длится в течении всего похода, то это значит, что она физически слабая? И о желании так ходить дальше ее спросите. Так вот, отдыхом там не пахнет. Это рекорды на Чемпионат России. А мы отдыхаем. Она физически слабой себя вынуждена считать, а мы на той же реке ...

Мы просто отдыхаем, но, почему-то, с  рекордным временем. Это не красивая фраза. Это просто результат сравнения итоговой скорости по всему маршруту. Наши обычные скорости за весь маршрут, это для каркасников рекорды, как бы странно (и обидно для них) это не звучало.

Цитата: "Та средняя скорость, которую продемонстрировал Михаил на Одиссее - 3 км/ч при прохождении в среднем в день около 25 км - для моря мне кажется немного несерьезной." (источник)
Отвечу другой цитатой с одного изумительно "прелесть какого" ... женского, наивного и абсолютно бестолкового, но на зависть прагматично наполненного рекламой, сайта (даже из глупостей надо извлекать пользу, респект!):
"Скорость «Тайменя-2» на реке со слабым течением составляет примерно 7 км/ч, если непрерывно и мастерски грести. В противном случае (грести в обычном режиме) – байда пойдет со скоростью около 5 км/ч."
Это Таймень-2 на ровной воде без загрузок и порогов. Чистая скорость. Но и у меня средняя такая же недавно получилась на Одиссее при медицинском запрете нажимать на весла больше пяти минут больше, чем "едва".

И еще - 25 км в день это не меньше обычных групп. Да и куда "больше", когда все маршруты обычно не превышают сотни? И на две недели. Четыре дня идти и десять стоять? Возможно да, но обычно идут по 16-18 км. Спросите как-нибудь, проплывая мимо лагерей, сколько стоят и где стояли в прошлый раз. Я периодически спрашиваю.

Так вот, моя "несерьезная" скорость позволила за неделю, не загоняя себя до "немогу", пройти на надувашке вдвое больше, чем обычно люди на двушках-каркасах ходят за две!!! Круче в 4 раза? Ну цифры ж просто. А почему бы и нет?  С ними интерпретация не запрещена...
А я шел по МОРЮ и ВСЕГДА при ВСТРЕЧНО-БОКОВОМ ВЕТРЕ. 

Или вот, цитаты с каркасного (Таймень) отчета по Писте, правда 2001-го года, но команда более-менее не новичковая (и мои комментарии курсивом) :

- Вышли далеко после обеда. Долго ждали Диму Пономаренко, пока он штопал и клеил лодку 
(а приехали накануне вечером. Мое время-2010 от приезда на стапель до прихода на  п. Захар составило полтора часа. С 17:40 до 19:16)

- Встали на ночевку на красивом скальном лбу на озере напротив начала порога Падун (1-й х/день)

(А я в 2010 был на Мандуярви. На Каньоне-Спорт. Стапель (мой стапель) и пороги Саккал с Захаром не в счет. Они заняли полтора часаа в 2016-м мы с Пашей на Одиссеях в первый ходовой день были уже в конце(!) Пистоярви. Стапель за 1 час и потом 20 минут на те же Саккал и Захар, тоже не в счет.)

- Все  прошли (Падун)  удачно, но всем пришлось после порога латать дыры. 

(это я даже не буду комментировать)

- Встали на Мандуярви на мысе между озерами (2-й х/день)

(я в 2010-м в этот по порядку ходовой день был на середине Пистоярви, а в 2016-м, проспавшись с бодуна до 11-ти, мы с Пашей дошли до Фурляляя)

- В итоге мы встали в первом попавшемся месте, где можно было причалить. Лагерь разбивали под дождиком (3-й х/день).

(поясняю... Это еще не доходя до Пистоярви. Потому что много там шивер и в них ребята килялись. Это ходовой день, когда я-2010 с середины Пистоярви дошел до середины Муасьярви, а мы с Пашей в этот ходовой день были уже на Поале. У нас Писта за-кон-чи-лась)
- Снова выходим поздно. Но сегодня по плану нам идти очень мало. Встали на дневку на Пистоярви почти в самом его начале (х/день не в счет).
(вот это вполне понятно. Дневка - святое дело. Как я понимаю, там она и задумывалась. Только на день раньше... Ну это логично)

До обеда плывем по Пистоярви. ... Начались первые шиверы Семиповоротного. Где-то во второй шивере кильнулся экипаж Димы Ветюкова и Насти.... Дима стоял на струе почти по пояс в воде и пытался удержать от складывания лодку, заклиненную на двух камнях поперек струи. ... Лодка стронулась с камней, только когда на помощь Ване подоспел Дима Понаморенко. ... Лодка была спасена. Ремонт, совмещенный с обедом, не занял много времени. Пришлось выбить несколько сорванных заклепок и заменить их на винты с гайками. ... Дима Пономаренко с Машкой получили огромную пробоину в предпоследней шивере. - Пришлось вставать на стоянку сразу после порога. Встретили здесь ребят на двух байдарках, изрядно покалеченных (4-й х/день) 

(я-2010 в этот ходовой день я шел полдня и пришел на Фурляляй)

- По традиции вышли ближе к обеду. Порог Одинокое.. Подошли к Куркам. .. Порог Петух .. Порог Грива.. Встали сразу за порогом на левом берегу. ... Здесь же автомобилисты подарили Диме Понаморенко тюбик Момента и старые камеры. Наш заклеечный материал для резиновых шкур кончился (5-й х/день) 
(я-2010 в этот полуходовой день закончил Писту и вечером был уже на Кепе)

Как уже привыкли ждем, пока заклеится Дима. ... На Фурляляе устроили обед. ... Долго гребем ... до порога Имесеев. Остановились на левом берегу (6-й х/день)


- Имесеев проходили по очереди...Талии прошли сходу, а Хирви смотрели, зачалившись в красивом, окруженном скалами улове. Долго гребли сквозь озеро Корпиярви.... И вот Поалла. зачалились перед второй. Здесь и решили сделать лагерь. Прошли вторую ступень, а на третей устроили покатушки, благо обнос пять метров (7-й х/день)


Три (мы с Пашей на Одиссеях), четыре с половиной (я один на Спрте) и семь (Таймень) ходовых дней. И ничего не надо говорить

Я как-то дааавно посчитал нашу среднедневную скорость в час в каркасном спортивном походе под руководством гуру советского туризма, Космачева Эдика, "отца" теории облегченки. Получил 3.7 км/ч. И это обученная группа на КНБ в условиях жесткого графика. 7.5 ходовых дней. Чирко-Кемь. Расстояние - ха-ха, точняк 168 км. А я за 7 столько же прошел оказывается, но "медленно", но по морю, но почти всегда против встречного и бокового ветра. И мои "3" (я сам не считал, но верю), это в таком походе, где я делал, что хотел, пил-ел когда хотелось, спал днем, шел сколько хотелось и никто меня не торопил.

Цитата: К надувным байдаркам у меня плохое отношение. Как-то раз пришлось идти на такой за "Невами", на всю жизнь мне это запомнилось (источник)

Ответ получился такой:

Зачем я хожу, если хожу в компании?
Если, не смотря на объективное отставание, вы на маршруте будете грести в своем темпе, то тот, кому вы важны, вас подождет. А кто не подождет, тот приехал доказывать, что он круче вас или ему на вас наплевать, как вы там будете кряхтеть сзади.
Неожиданно?

А
  э т о
            в е д ь
                    и м е н н о
                                        т а к...

А оно вам надо? В следующий раз можно отомстить, и взять Ладогу-2 и уже самому не ждать. Оно вам надо, мстить? 
Ну не покупать же лодку под каждую группу. Потому, как с нами, например, чтоб идти на "быстром" каркасе, это надо очень уметь, а на надувашках нивапрос - довезем кого угодно (условно). Но на нашей надувашке ваши "коллеги-торопыги" будут заставлять вас "пахать", если вы не обговорите условия, что это не гонка и вы не "младшие".

Я (сейчас) не защищаю надувастики. Я про "друзей" :)
В компании я(!) прежде всего иду с друзьями(!), а не со случайными интернет-приглашенными.
Главное (ИМХО) в вашем случае (из цитаты выше), это удобство отдыха с детьми (про детей в вопросе я для краткости опустил). И что вы - счастливый человек. Возможно, позже вы минимизируете снарягу себе и детям для влезания в узкие и быстрые лодки, научите их гресть так, чтоб с места уходили в точку, но отдыхать с детьми надо уже "сегодня, щаз"!  Дети быстро вырастают до самостоятельных походов, "завтра" без них вас может сильно удивить и расстроить.
Поэтому "пароход" выбирайте под удобство СВОЕГО отдыха с семьей, а не под компанию друзей-гонщиков, которым себя потешить скоростью важнее самой компании. Если им наплевать, что у вас жена обычная, а не ... сильная женщина "кулак с мою голову", и маленький ребенок в байдарке, то я в такие компании "не играю". А вы сами для себя решите - кто вам дороже.

Недавно я тут придумал еще аналогию. Предположим вас пригласили на пикник далеко в лес и не предупредили, что ... ваш Додж Челенджер там не пройдет. Там у всех Дастеры да Нивы. Это как в басне про лису и журавля. Вот они уже там с вечера пятницы, а вы в субботу с утречка и бултых в колею и грязь. А они еще спят после вечерней пьянки и на звонок не отзываются. И вы чувствуете себя немного не в своей тарелке, а вернее гнусненько...В смысле, что нахрена вам такие друзья?
В ответ вы конечно можете пригласить их на кольцевые гонки на следующей неделе в окружении Ниссанов ЖиТи, Ауди ТТ и Феррари Ф1 и они тогда останутся в хвосте. Вот только оно вам все это надо?
Совсем другое дело, когда подождали, взяли на буксир и в критичных местах вывезли. Почувствуйте разницу. 

Задачка
Вы  на Одисее с "друзьями" на Тайменях пришли на берег озера на выходные проплыть два дня, но вас предупредили, что ждать вас не будут, они типа быстрые, а вы должны гресть, что есть мочи..
Хорошо, а если не ждать, а уйти на полтора часика (1,5) пораньше с (неторопливой) скоростью 5 км в час? Сколько будет Таймень со скоростью 7 (максимум) догонять Одиссея?
Решаем задачу из 6-го класса (кажется):
Т - время догона. V1=5км/ч, V2=7км/ч
S1=S2; V1хТ=V2х(T-1,5); V1T=V2xT-V2x1,5; (V1-V2)xT=-1,5V2; T=1,5xV2/V2-V1
подставляем, получаем
T=1,5x7/2; Т=5 часов и 15 минут
T= почти ВЕСЬ (нормальный) ХОДОВОЙ ДЕНЬ.

По ответу вывод:
Хорошим байдаркам Таймень не стоит упрекать в "медлительности" "тупую надувашку", может конфуз получиться, и очень глупый.

Одно из самых теплых походных воспоминаний у меня связано с Пистой 2011 года, когда у нас в компании было 11 (одиннадцать) разных лодок. Набор от Аккорда-30 до Вьюна и ката-двойки в нагрузку.


Аккорд-30 и Вьюн - это крайние полюса по скорости в той компании лодки. Различие по скорости на ровной воде почти в два(!) раза. До кучи еще был катамаран двойка с девушкой на нем. Кат вообще не в счет. Вы удивитесь, но мы всегда шли кучей, а если кто и решал "полетать", то спокойно потом дожидался остальных. И один из самых приятных людей для всех был Серега (Флай) именно на Аккорде:

А какой он капуша при сборах - убил бы ваще!

Но ровно через год я с удовольствием пригласил именно его его в малочисленный душевный поход. Но лодка правда у него на этот раз была другая, ВФ, тоже не ах какая быстрая, по сравнению с нашими. Вернее самая не быстрая. Но дежурства были так хитрО перепланированы под его общую, катастрофическую медлительность, что делать он должен был только ужины и не переодеваясь. И все было по доброму, мы не тяготились и не издевались.

И самые лучшие фотографии похода делал он, и тоже о-о-очень долго и о-о-о-о-чень много..., но его спок-о-о-о-о-ойно ждаа-а-а-али-и-и, пока он запечатлевал.

Кто дорог, того я жду...
А вы?
А вас?


День, когда я перестала торопиться
как бы о другом, но таки...

Глава 2. Боковое «сдувание»
Тоже миф и заблуждение. В смысле, что да, оно есть, но это не так страшно, как кажется, если самому испытать в сравнении, а не слушать "опытных" друзей. Надувные лодки вполне ходят против достаточно сильного ветра. Просто нужно большее упреждение. А про хождение в шторм см. выше и ниже

Однажды мы пересекали озеро Колвицкое от выхода из речки Большая. Сначала до острова 3 км строго против ветра и после отдыха еще 6 км до песчаной косы против встречно-бокового ветра и волн с барашками (прям как на видео с Суккозера  которое выше). Нас естественно снесло. Хороший боковой ветер с волнами, которые заливали например мой тестовый Каньон-Пилот. Когда Пилот (не самоотливной бездековый) наполнялся конкретно, то я отливался своим сапогом.
Вглядитесь,как лодки подходят к берегу:

А пришли мы от направления перпендикулярно берегу (справа желтая стрелка на первом фото). Волн на фото нет, так как это уже ветровая тень береговой косы. Олина дочь Катя (новичок и первый раз) устала бороться с волной и Володя вел ее на буксире:

За 6 км нас снесло на 500-600 метров, хотя мы конечно курс держали под углом к волне и с упреждением этого сноса. И это были СПОРТЫ, по форме - тазики.  Бурноводинговый танк на 7-ти километровом отрезке и встречно-боковом ветре. И 500-600 метров снос. Жуткий снос! Кашмар просто...
Я обогнал своих на более быстром Пилоте метров на 200, поэтому и сфотографировал их приплызд. Кадров таких скучных приплыздов у меня обычно не бывает, я такую хрень просто не снимаю и тем более не выкладываю, фото было чисто эмоциональным, но вот пригодилось...

Глава 3. Сильное волнение на озерах и море. 
Тут все «однозначно». Надувная байдарка (даже без самоотлива) не тонет. Шторм на Суккозе. И все. Представьте в этой ситуации полчаса на "быстрой" Варзуге. С фартуком! А я видел. Жуть. 
А самоотливная лодка не тонет в принципе. Хотя в шторм разумные люди не плававают, но вот то, что на видео заснято - для меня и самоотливной лодки только повод посильнее погрести. Это для надувашки не шторм. Это всего-то затруднение. А для Таймени это повод БЫСТРО СВАЛИВАТЬ. БЫСТРО! Билет на поезд можно купить и еще один. А вторую жизнь купить не удастся. Вам, обычно, есть кого растраивать, если что...

Глава 3. (продолжение)
Несколькими часами позже там же, на том же Колвицком озере из п.2, прям ночью, и конечно строго прямо, практически без сноса, идя с того же острова, рядом с нами зачалились три Варзуги-2. Они шли в тех же волнах. В каждой набралось по ванной воды...

У вас не было, никогда? Значит тут волны были еще круче. Фартуки и юбки у них таки были (а нас, напомню, снесло на 600 метров и 7 минут). 

Так вот, надо было видеть глаза девочек-матросок с этих Варзуг и особенно одной. Она конечно бодрилась в присутствии пацанов, но когда я посоветовал их командиру дальше не плыть в ночь-ветер-дождь, то ее лицо... Надо раз увидеть такое благодарное лицо, чтоб поумерить веру в безопасность  "быстрых каркасов".

Так вот, я в гробу и в белых тапочках видал такие преимущества
"быстрых" и "несдуваемых" каркасников.

- мы даже не заметили проблемы, мы шли на "медленных" самоотливных тазиках
- девочек довели почти до истерики

иллюстрация нашего сноса и трек Варзуг

Конечно, можно сказать, что так бывает редко. Да, конечно! Но метко. Поищите инфу про  18 июня 2016 года, Сямозеро , что под Петрозаводском. Какие же быстрые и  МНОГОВЕСЕЛЬНЫЕ к тому же, лодки... НЕ ПОМОГЛО

Лишний раз про то, что даже Викинг 4.7 подвержен заливам воды, если его насиловать и переть в шторм. Вуаля, пост №81

В следующий раз, задумываясь о пресечении больших пространств на "быстрых" каркасах, вспомните про эту главу.

Приложение
- КАРКАСНАЯ страшилка от Марины Галкиной (глава "Шторм на море")
- Про курсовую устойчивость надувастиков
- Про реальные скорости лодок
- Про виртуальные скорости лодок или про то, что сама по себе скорость, как характеристика - ничего особенно и не значит, если снова смотреть в комплексе.

Левашов Михаил (Zindolog)