27 октября 2024

Большая Вода и "быстрые" лодки (байдарки). Список трагедий и микро-анализ

"Надувашки сдувает, они не для большой воды"
(для начала, как плавный вход в тему)

"Надувашки сдувает, они не для большой воды, по ней надо ходить на быстрых байдарках, а лучше на сияках" - классический миф-страшилка и заблуждение. В смысле, что да, сдувает, но это не так страшно, как кажется, если самому испытать в сравнении, а не слушать "опытных" друзей (и не дай боже сиякеров). Надувные лодки вполне ходят против достаточно сильного ветра. Просто нужно большее упреждение. А про хождение в шторм, это совсем про другое. Это слабоумие и отвага... И огорчение для близких, про все это чуть ниже.

А пока...
Медленнолодочный нетриллер (даже неинтересно и обыденно)
Однажды в 2010-м году мы пересекали Колвицкое озеро от выхода из речки Большая. Сначала до острова 3 км строго против ветра (большой промежуточный ориентир), на всякий случай... И после отдыха там, еще 6 км до песчаной косы против встречно-бокового ветра и волн с барашками
. Нас естественно снесло. Был хороший боковой ветер с волнами, которые заливали например и мой тестовый Каньон-Пилот. Когда Пилот (несамоотливной бездековый) конкретно наполнялся водой, я просто отливался своим сапогом.

Вглядитесь, как лодки заходят к плановому месту чалки, они идут от красных стрелок слева:


А пришли мы от направления перпендикулярно берегу (желтая стрелка справа). Волн на фото нет, так как это уже ветровая тень береговой косы. Олина дочь Катя (новичок и первый раз) устала бороться с волной и Володя вел ее на буксире:


За 6 км нас снесло на 500-600 метров, хотя мы конечно курс держали под углом к волне с упреждением этого сноса. И это были "тазики" СПОРТЫ.  Бурноводинговые танки на 6-ти километровом отрезке и встречно-боковом ветре "снесло" на 500-600 метров. Жуткий снос! Кашмар просто...
Я обогнал своих на более быстром Пилоте метров на 200, поэтому и сфотографировал их приплызд. Кадров таких скучных приплыздов у меня обычно не бывает, я такую хрень просто не снимаю и тем более не выкладываю, фото было чисто эмоциональным, но вот неожиданно пригодилось...

Быстролодочный триллер на большой воде №0 (без жертв)
Несколькими часами позже там же, на том же Колвицком озере, прям ночью, и конечно строго прямо и практически без сноса, идя с того же острова, рядом с нами зачалились три Варзуги-2. Они шли в тех же волнах. 

В каждой набралось примерно по ванной воды...

У вас не было, никогда? Значит тут волны были круче. А фартуки и юбки у них были. А нас, напомню, снесло на 600 метров, а это 7 минут погрести. 

Так вот, надо было видеть глаза девочек-матросок с этих Варзуг и особенно одной. Она конечно бодрилась в присутствии пацанов, но когда я посоветовал их командиру дальше не плыть в ночь-ветер-дождь, то ее лицо... Надо раз увидеть такое благодарное лицо, чтоб поумерить веру в безопасность  "быстрых каркасов".

 Так вот, я в гробу и в белых тапочках видал "быстрые" преимущества 
 "быстрых и несдуваемых" каркасников.
 И не только каркасников. 


 Мы даже не заметили проблемы идя на "медленных" самоотливных тазиках а девочек на  "быстрых" лодках довели почти до истерики

иллюстрация нашего сноса и трек Варзуг

Конечно, можно сказать, что так бывает редко. Да, конечно! Но метко. Начинаю собирать факты...

Быстролодочная трагедия 
на большой воде №1
Поищите сами инфу про  17 июня 2016 года, Сямозеро . Дармовое знание бесполезно, его надо заработать.
Там были быстрые МНОГОВЕСЕЛЬНЫЕ лодки (каноэ)... Не помогло. Случай не типичный в целом, но все равно показательный, потому что рядом без проблем просто "сдуло" тоже многовесельные, но рафты. Просто сдуло, в них никто не пострадал.
Сила ветра была так
ой, что меня в Тивдии, в 80-ти км от Сямозера, в тот день СДУВАЛО с родео-вала

Быстролодочная трагедия на большой воде №2
Ладога 1 октября 2023, крутая двойка Аделаида и еще целая группа "опытных" из Питерской тусовки сиякеров, ищите инфу сами...



Случайность, но примерно за неделю до трагедии я стоял рядом, на второй ступеньке на пьедестале (марафон Вьюн) и пожал ему руку...


То есть не чайник явно, но на Большой Воде нужно БОЛЬШЕ, чем скорость...
Вот тут Артем поднял тему, но... Разбор обстоятельств так и остался ТАЙНОЙ. Тайной этой каякерской тусовки. А тайна проста - если ты ведешь не супер-профи, то на таких судах, как морские каяки и двушки (достаточно легко переворачиваемые, собсно как и любые каркасники и гибриды, за редким исключением), соваться на Большую Холодную Воду в ПЛОХУЮ ПОГОДУ, это преступная самонадеянность. А проще - п р е с т у п л е н и е

Быстролодочная трагедия 
на большой воде №3
16 августа 2020-го года, Кандалакша, каякер, и опять на "настоящем" каяке, и опять не один шел, но и тут никто не смог помочь, переохлаждение. Подробности ищите тоже сами, дармовое знание бесполезно...

 В следующий раз, задумываясь о пресечении больших пространств на   "быстрых"  лодках, вспомните про эти две последние главы и читайте   продолжение, оно к  сожалению БУДЕТ... 

Будет, потому что есть каяк-индустрия, маркетинг и наивные или просто уперто-глупые "руководители" всяческих каяк-клубов и тусовок, таскающие своих апологетов на БОЛЬШУЮ воду, которая требует НАСТОЯЩЕГО профессионализма, если уж вы выбрали "быструю" лодку типа сияк или даже простой каркасник. Потому что вам СКАЗАЛИ, что они-то вывезут, не то что  во-о-о-о-н те, на пупындрах...

А список к сожалению ожидаемо пополняется, порядок дат не важен...

Быстролодочная трагедия 
на большой воде №4
Происшествие 22 года прям один в один, тот же сезон, пара парней и пластиковый каяк. И тоже не смогли обратно сесть в лодку (цитата с форума ВП)

Быстролодочная трагедия на большой воде №5
19 апреля 2024 года (разбор от "профи" сиякерского сообщества)
Разбор этого же НС на форуме Ветер Перемен. Очень показательно показывает, почему ЭТО будет часто повторяться по одному и тому-же сценарию, сценарию выбора лодки, которая в определенных условиях не дает шансов на самоспас, поскольку это так принято. Море - значит сияк, какие сомнения!!!? 
Как я это вижу, если совсем просто:
Вывод совершенно банальный, прагматичный и неприемлемый для героев сиякинга:
выходя в реальное море (ледяную воду, льды, на любую хрень антипляжную, а не  пляж в Химках или типа того и не на Тверской марафон и типа того соревы) с вашими умениями (с моими тоже), вы СРАЗУ находитесь в состоянии отложенного ЧП, а стало быть вам УЖЕ 
нужно спасательное судно, вместо сияк-понтов  )))

Быстролодочная трагедия на большой воде №6
Июль 2025, попытка пройти на Соловки с Кузовов
Пара цитат:
"Он пошел на скоростном каяке-одиночке"

фото из интернета на совести редакции V1.RU

"Каяк, в котором шел Виктор, был обнаружен 22 июля на острове Шуй. Недалеко от него был найден и второй, двойной каяк. Его нашли расколотым, рядом с ним лежала женская сумка" (источник)
Настоящие каяки не вывезли...

Причина (одна из главных) - самонадеянность, универсальная:
"Отец одной из спасенных уверял — практически все участники группы были опытными туристами и знали, как действовать в сложной ситуации, но стихия оказалась сильнее".
Знали, допускаю, но... Наивно полагать, что тренировали. Тем более - все (практически...). Группой. И в условиях, приближенных к таким условиям. Много ходили - да. Но это НИЧЕГО не значит перед лицом Стихии и холодной воды +9С в особенности...

 Главная имхо-причина  - мнение профи, которые не могут спуститься с небес на землю и посмотреть правде реальности в глаза. Проф-деформация (распространенное явление. Потому!):
"Если туристы шли на морских байдарках, имеющих отсеки плавучести, то в умелых руках переход по морю в 20 км вполне безопасен».
"Лодка неплохая, имеет надувные баллоны, но не морского класса, ее тяжело ставить на ровный киль при перевороте. Эта байдарка больше подходит для рек и озер (байдарка Вуокса)"
Дмитрий Амосов - главный тренер сборной Архангельской области по гребному слалому
Как и многие такие спецы (реально в своем деле - не сомневаюсь), он ПОЧЕМУ-ТО никак не понимает, что даже "правильную" морскую ДВОЙКУ поставить на ровный киль эскимосом в реальном шторме - анриал вообще. Единичку можно, но раза три-четыре. И то, если ты настоящий профи, который это тренировал ГОДАМИ. И с тобой такие же "зубры", которые помогут если что.
То есть все, что он сказал называется просто - ДИЧЬ!

АЛЬТЕРНАТИВА
Пора вспомнить, как я именно этим маршрутом в 2012-м собирался на Соловки, и сидя на Кузовах, примеривался, поскольку был один, и на "большом" море был в первый раз, лишь за год до этого пол дня немного поплавав по островам Сидоров-Кишкин в районе губы Чупа. Но... У меня был бурноводный танк Одиссей 370, навыки для 4КС на нем (ну почти) и .... И напутствие МЕСТНОГО рыбака-гида, который сам на Соловки на Тайменях гонял группы Он случайно зашел ко мне в лагерь на Немецком Кузове, увидав Одиссея...
Внимание, опыт НАСТОЯЩЕГО профи и моряка практически, в оценке возможностей Одиссея:
- А что ему будет!!!? Ну сдует маленько если дунет. Перевернуть его невозможно в здравом уме. Иди, не беспокойся... 
Ну я и сходил
Трек

Быстролодочная байдарочная трагедия на большой воде №7
4 июля 2023 года
"Турист из Усть-Илимска 1,5 часа дрейфовал на резиновой лодке (пакрафт по факту) после шторма на Байкале. И был спасен.
Его товарищ на байдарке пока не найден(источник)
"Установлено, что на прогулку по водоему отправились два человека – один плыл на резиновой лодке, второй – на байдарке: люди прибыли на Байкал из Усть-Илимска. Спустя время путешественники попали в шторм и потеряли друг друга из виду." (источник)
Тело нашли, спустя неделю.
Очень примерно похоже на  трагедию на Сямозере 2016-го. Лодки ДВУХ систем и ДВА исхода. ОДНОВРЕМЕННО.

Сухой остаток от одного умного человека:
"У пакрафтера были часы фактически на выживание, теоретически в запасе дни и недели (в зависимости от водоема, условий ). У байдарочника скорее всего - минуты"

НЕ АЛЬТЕРНАТИВА, НО ПОКАЗАТЕЛЬНО
"Когда то тридцать -- двадцать лет назад начиная или заканчивая свои походы в Лосево - в основном одним экипажем - и никогда "водой" спецом не занимаясь ( просто походы и походы которые сами тебя "учат" )) я даже помыслить не мог сунуться на своем брезентовом еще "Таймене" с подругой или братом в Лосевский порог ..

А буквально месяц назад с условной Т - 28 М со всеми упорами , ручками , спинками и пр. просто приехал, потренировал эскиматрас на нижнем озере добившись устраивающей и "надежной" схемы и совершенно без проблем прошел этот порог разными траекториями даже не ожидая что все окажется "так просто". На выходе на поганке кильнуло даже разок но и это было скорее
"весело" - просто вылез "по тренированному" да и все ))

Не перестаю всему этому искренне удивляться и радоваться )" (источник)

Повторюсь - надувашка в шторм имеет "предохранитель" и "стабилизатор ситуации":
Первый - она рано скажет "не могу" и остановит(ся)
Второй - надувашка (особенно с самоотливом) это уже спасательное судно. Сразу...
Потому что она рассчитана на походы с препятствиями до 4КС(если уметь!)

Приложение
- Гипотермия и что с ней делать. Руководство каякерам и просто водникам
- Лишний раз про то, что даже Викинг 4.7 подвержен заливам воды, если его насиловать и переть в шторм, пост №81
Надувная байдарка (даже без самоотлива) не тонет. Шторм на Суккозе
. И все. Представьте в этой ситуации полчаса на "быстрой" Варзуге. С фартуком. А я видел. Жутковато (см. выше). А самоотливная байдарка не тонет в принципе. Особенно надувная (всякие быстрые серфски, это про другое, это спорт). Хотя в шторм разумные люди не плавают, но вот то, что на видео заснято - для меня и самоотливной лодки только повод посильнее погрести. Это для надувашки не шторм. Это всего-то затруднение. А для Таймени это повод БЫСТРО СВАЛИВАТЬ. БЫСТРО! Билет на поезд можно купить и еще один. А вторую жизнь купить не удастся. Вам обычно есть кого расстраивать, если вы не сирота и не "чайлдфрик".
- КАРКАСНАЯ страшилка от Марины Галкиной (глава "Шторм на море")

 Берегите себя и не обольщайтесь "скоростью" лодки, она не всегда вывезет 

Михаил (ЗиндОлог) Левашов