7 мая 2018 г.

"Народный" сияк Гарпун 4.5

Я, кстати, пару лет уже науськивал Вольный Ветер
на нечто подобное, но там не захотели...

.
Для начала стих для тех, кто не в теме мечт многих туристов:
Сияк, как много в этом слове
Для люда водного слилось
Но только вот "пять метров" дома
Держать не каждому дадут
Но к нам пришел таки разборный
С Невы стремительный девайс
Его я спробовал недавно
Отчет читайте прямо тут...


Часть I - Знакомство издали
..
Здравствуй, разборный "народный" сияк  (от Акваграфики)


То есть мне понятно, что это помесь гибрида и КНБ. Метис, унаследовавший все хорошее от родителей.
Шикарный гоночно-походный разборный сияк веса (и ширины) Илексы, скорости Лены, простоты если не Шуи, но близко. На сборку неторопясь после трех тренировок (и переделки чего нить конечно) уйдет минут 20.

"Убийца" Вектора и Ладоги для "мирного" использования, "типа паганять" и в однодневном ПВД. Убийца навылет! Не быстрее конечно, но гооооорааааздо "выгоднее", еслирассматривать вцелом.
Уверенный конкурент Илексе и Лене на гонках.

Если сравнивать с Шуей-1, Одиссеем-370 и Викингом 3,6 на большой воде, лодками, близкими имхо по конструкции и "характеру" (кроме особой ширины конечно) и Илексой как родственником, то:
- В3.6 и Ш-1 и Одиссей-370 предназначены для всех и безопасны (если не дурить). А для профи это вообще танки беспроблемные, просто медленнее.
- Илекса тоже что и предыдущие, только чуть менее остойчива, а для профи она неподконтрольна именно по аутфитингу, поэтому никаких чудес. 
- Г4.5 для всех только по "тихой" и "ровной" воде и вдоль берега, но приятнее и быстрее предыдущих. Для профи - без ограничений. Они знают, с чем играют. Ньюанс - есть опасения за соединения элеменотов каркаса при серьезных поперечных нагрузках.

Браво Михайлову! Безусловный шедевр. 
А вот В3.6 жалко...
.
П.С.
При весе СТАНДАРТНОЙ шкуры в 8.400 сделать ее и особенно верх из чегонить более "нано" и кило сбросить - легко. Да минус упоры, которые нужны, но их имхо можно сделать как в Легоре и этого будет достаточно (минус пять минут сборки на них тоже). И вот - 1.5 кила. До совершенства пол шага ))


Часть II - Тест на Ночной Прагулке 2018
..
Введение
С первого показа стало ясно, что Гарпун 4.5 это именно долгожданный "народный" сияк для массового неспортивного пользователя. Ходкий и быстро-просто-разборный. Не тяжелый. Ну и сразу захотелось объективных независимых оценок. И тут мой краснодарский друг Женя решился и для ближайшего похода по летней Карелии купил себе этого Гарпуна, попросив оттестить его на предмет "доводки" по конструкции и гермовместимости. И опрометчиво разрешил мне на ней проехать Ночную Прагулку. А Ночная Прагулка требует идеальной подготовки судна с т.з. удобства. Потому, как только водная дистанция под 40 км, а это почти два ходовых дня для обычного похода, но в условиях повышенной усталости и требования к лодке, чтоб не мешала ни-ни. То есть лучше теста на удобство эксплуатации не найти. Итак, поехали...
.
Посылка
Развернул ...

Красота.. Нет, ну согласитесь, что достала Питерская зелено-сероголубая надувная депрессия. Наконец-то не только Москва надувные разноцветики клепает.
Через 49 минут первой(!) сборки с кучей ошибок и преодОлением ... фичей - дивайс готов.

ТТХ
Длина - 4.5 м
Вес - 13,5 кил
Конструкция - алюминевый кильсон и подвешенно-распертые привальники. Шкура из типа тэзы
Вместо сттрингеров - надувные монобаллоны небольшого диаметра
Аутфиттингг - почти сиячный
Вместимость - (имхо) на 2 недели за глаза
Очко - разборное на люминевом ободе, размер XL c маленьким буртиком, для серьезных волн не айс. Комплектная юбка не опробована.
.
Это не баг, это фича
Дежурная отмазка программистов
.
Фича №1
Очки все(!) с традиционно с коротким "жабо". Заправлять обручи - сущий капец. Не в смысле долго, а в смысле, что для сборки требуется еще рука или колено. А лучше две руки. Лечение - добавить три-пять см к длине "жабо". Можно и тканью, как это сделано на Касатке от Снаряжения. Решение известно с 80-х годов... Оно еще улучшит удержание юбки на больших волнах. К сожалению простыми способами в гараже не лечится.
.
Попутно
Подготовка телеги и крепежа к "пешим маневрам" на расстояние до 4-х км по гладкой дороге:
Фото всей конструкции "в сборе" так и не сделал...
Это шасси складывается  внутрь:

Телега пригодилась только после гонки, довести 200 метров до пляжа, чтоб вымыть лодку и вернуть в лагерь. Но есть у мну очучение, что такая телега вполне маст би. Просто убрать лишнее и сделать шасси чуть шире и на более крепких колесах. Не обязательно большего диаметра, понимая, что это для дороги исключительно.  
.
Фича №2
Синдром просадки сидухи до кильсона и касания шкурой сидухи. Делаю защиту шкуры от пробоя об сидуху и одновременно  препятствую (уменьшаю) выпячиванию пяток сквозь шкуру. Полоска ижевки скатывается в пять слоев, завязывается и запихивается под сидуху, а ее оставшаяся часть доходит до ножного упора и заходит за него чуть-чуть:

Заодно получается мягкое место, куда наступаешь, не боясь пробить дно об камни у берега.
Есть сведения, что это к концу 2018-го года как-то исправлено. Отлично!
.
Фича №3 (по мне, так баг)
Сидуха скользкая, а спинка не фиксирована по высоте, а лишь висит на резинках, цепляющихся за крючки под декой. Пока недолго настраивал, спина заболела. Требуется координальное изменение. Так ходить - сущее наказание.
.
Попутно
Соорудил "рабочий стол ориентировщика" для ПРАгулки:


"Стол" не мешается при посадке и отлично показал всебя в деле
.
Баг №1
Коленные упоры необходимо подвязывать к распорке. Защелки вылетают на раз и упор, падая, "хватает" за ногу. И ведь схватит, если вдруг не удалось сделать эскимоска и надо стреляться. Это серьезный баг, но лечится двумя шнурками )))

Оставляю дивайс неразобранным в гараже: 

Завтра снова рукоблудить...
.
На следующий день 
Разобрал за 10 минут, а собрал почти без ошибок за 30 минут. Можно было за 25, если не мумукаться с очком. Малые очки вообще больше не надо разбирать. К ПРАгулке я и большое разбирать не буду, поробую, как оно так сложится. Время сборки засеку на месте. Думаю 20 минут вполне реальная цифра, если "неторопясь" и "умеючи".
.
Лечение  фичи №3
Родную (кстати хорошо сделанную) спинку заменил на спинку от Т-34 и сразу наступило щастье. Она жестко упирается в дно и не гуляет под спиной вниз. Крепеж к бортам у этой спинки идентичен родной. Получилась идеальная спинка именно под эту высоту:

На сидушку наклеил 5 мм пены и пропала скользкость. Аутфитинг стал оч удобным. 
.
Ньюанс
Коленные (они именно коленные) упоры на этом Гарпуне мне нравятся (пока без пробы на воде). Но они - вещь интимная. Кому другому может потребоваться индивидуальная подгонка.

И вот теперь, похоже все к Прагулке Гарпун 4,5 готов. А "война план покажет"! Впереди испытание по программе Ночной Пра жЕести
.
Доводка и пробы на месте
.
Осознанная доводка коленных упоров
На упоры в районе коленей, для мягкости, одел пеный утеплитель для трубы.
.
Неосознанная доводка коленных упоров или вариант лечения бага №1
При сборке лодки мну не обратил внимания и поставил поперечную распорку ПОД упоры. Заметил не сразу, а когда заметил, просто попробовал сесть и оказалось что, в купе с надетой пеной, нет навязчивого контакта коленей и упоров, а есть уютный зазор, выбирающийся минимальным движением коленей. Решил оставить. Но, как следствие, вся конструкция упора агрессивно выперла шкуру вверх в месте, где и без того ВСЕГДА бьются руки УСТАЛОГО гребца. Поэтому под трубу упора пришлось подсунуть полоску ижевки. Это решение создало главное удобство. При усталости и понижении рук, они мягко бились об шкуру, умегченную пеной и проблемы не было от слова совсем.
По поводу повышенного "торчания" - после взгляда на  "каяк", который тоже был на Прагулке, с его торчащими ого-как упорами, меня мой вариант не напрягает тем более.
.
Ощущение заниженной посадки
Оно возникло сразу, но укрепилось, глядя на Андрея:


Андрей выше среднего роста, но я (имхо) вижу, что он в очке "утонул". А когла под него подложили два тооолстых поджопника, картинка боле-мене стала гармоничной (фотки нет), поэтому я себе на гонку подложил в добавок к приклеенным 5 мм, еще два слоя ижевки. Но все равно чувствовалось, что руки надо держать выше. Но я испорчен родейником, где всегда посадка высокая, так что не навязываю, но предупреждаю.
.
Гонка
.
Впечатление одной фразой
52 км общей дистанции из которых 45 по воде и к лодке претензий НОЛЬ!
.
Впечатления поподробнее
Капочевидность конечно, но едет она легко, быстро и тихо.
Легко относительно конечно. Чтоб идти на ней больше 7.0 км/ч  надо конечно включить немного корпус, халявы не бывает. Я не пробовал эту цифру строго засекать, было не до того, засекал в режиме замера текущей скорости, что есть очень ориентировочно.
Быстро - в режиме уже усталого меня, но по дистанции еще "туда", вверх по течению, от меня не сильно быстро (а вернее почти час, сначала в зоне слышимости сзади, а потом в видимости впереди)
уходил Олег Космос (найдите  его на фото) на Касатке в паре с неслабой матроской, идя без остановки вверх по течению (на КП 71). Немного быстрей от меня отрывалась рязанская девочка на Семафоровской Ауре от EVA-sport. Но эта Аура у меня в рейтинге стоит с перевейших рядах настоящих сияков и отстать от нее на гибриде не грех.
Тихо - именно тихо. Как не разгоняйся, шума из-под штевня нет. И весь сказ. Идеальная форма носа.
.
Неочевидности:
Очень хорошая остойчивость при такой ширине (Илекса такая же). Никаких проблем повернуться прям на плаву, из заднего очка достать герму и переодеться. Или на плаву же снять неопреновые ботинки, которые и на берегу-то не сразу снимаются. И да, не забываем конечно, чем я "испорчен".
Крен на ней держится в режиме "недолго" и кратковременно на опоре, например для поворота креном в противоположную повороту сторону. Крен гораздо плавней и предсказуемей, чем на Илексе. Возможно Илекса проигрывает из-за очень условных упоров (фальшбортов).
Маневренность (естественно) отвратительная, как и положено сияку, но на месте разворачивается лучше Илексы (имхо).
По поводу крепкости клипсовой конструкции на волнах - пессимизма Игоря Кулеметьева не разделяю. Разумные волны вряд ли что сделают с этой лодкой. Но пробовать было негде )))
.
Расширенная рекомендация (вот тут внимательно читаем)
Если Г45 брать в Карелию на пороги-пороги, то это будет не хуже, чем там же на "недообученной" парной Свири. А метод отрицательного (или кормового) траверса вполне там применим и все поправит для тех, кто умеет. 
.
Загрузка
Две конические  (из комплекта вроде) гермы литров по 25  в нос и кормуОдна  40 литров (наверное) за спику. То есть в трех гермах 90 литров.
Остальное, что не страшно намочить (сиякинг не предполагает килей как бы я понимаю) пихается в свободное пространство над гермами. А это - палатка, пеноковры, если до надувнизма еще не дошло, посуда, баллоны газовые. Только мелочеку очевидно лучше пихать в мешках, ибо на всякий случай...
.
Поздравляю всех мечтателей о легком и разборно-удобном сияке с появлением этого замечательного дивайса!
Желаю Сергею Михайлоку не повторять ошибок и эту модель особо НЕ МЕНЯТЬ, как это произошло с В3,6 и не снимать с производства, как это стало с В3,4. Она идеальна уже сегодня, за исключением описанных фичей. 
.
И да, привет Вольному Ветру...
Упущен первый шар и инициатива. Очень жалко. Интересно, а Маэстро-300 я долго пробивать буду? Неужели не понятно, что формула "300" востребована и компакткаякинг набирает обороты..?
.
Конкуренты
ЖакарСильный конкурент, вернее одноклассник, но другой системы. И тоже от гения конструирования. Но это Украина.
Вес Жакара 38 - 9,5 кг, 45 - 11,5 кг. То есть легче Гарпуна на 2 кила, компактней в упаковке и без железа. Сборка - нужна лишь помпа!!!
Вектор и Ладога- у них сборка принципиально сложнее (я не про дольше на 10-30 минут) и тяжелее си-и-ильно. Но да, они покрепче. И дороже сильно.
.
Скоростной тест
5 августа погонял Гарпун 4,5 в Никольском в своем стандартном тесте в Скитульском темпе на 700 м по 350 м вверх и вниз по течению с замером средней скрости в движении (река Упа - 2 км/ч тут).
Получил 7.3 - типа моя Скитульская скорость на Г45.
Ожидал ближе к 8, но глянув на рейтинг скоростей "конкуренток", понял, что погорячился.
.
Теперь область вокруг Г45 выглядит так:
Лена-1 7.7 (сомнения в цифре есть, но таки пока ладно)
Ладога-1 7.6
Сияк Prijen SK 7.5
Рэйнбоу Оазис 430 7.35
Гарпун 45 7.3
Смена-2(!) 7.1
Илекса 7.0
Шуя-1 7.0
.

Часть III - Ходовые испытания в реальных условиях и резюме


Исходные данные:
Женя, п/э каякер средней квалификации, с опытом реки Белой и других попроще на Кавказе. Хороший "надувной" опыт там же. Холодная голова
- планировал соло на 7 дней по Пьяозеру и дальше (с планами доплыть на северо-восток к Белому морю)
- лодка новая для него и опыта хождения на сияках - ноль, хотя на Онеге один гонял десять дней, но на Каньоне-Спорт и в ветер
- штормовая погода от слова "не повезло". Ветер 8-10-13 м/с

(все остальное записано со слов Жени)

От Софпорога до острова на Пьяозере Женя успел пройти 24(30) км и "прижало" штормом на острове на сбойке ветров. Выспался два дня ))
Посчитал, что при таких сюрпризах оставшиеся 160 км с волоками в плановый срок идти, это значит торопиться и типа того оно не стоит.
Дорога обратно тоже в шторм, но уже с пробой лодки на "тяжкое" по всякому. Тоже "прижало", опять отсиделся.

Главное впечатление - лодка ахренительная.
В конце уже, наигравшись в эксперименты, закралась мысль, что при нахальстве мог и идти (молодец, что смог удержаться, в одиночку нахальничать неразумно имхо)
На волне метр высотой не роется от слова совсем
Поворачивает обратным креном
Крен кратковременный, держать долго не получается (имхо плата за высокую первичную остойчивость)
Ножной упор при 48-м размере ноги давит в подъем - неудобно (понимаю, при волне приходилось сидеть в распоре, что я на ПРАгулке не ощутил)
Насос хочется посильнее, но не больше по размеру
Вещей на три недели влезает. Без багажника все влезает, но это конечно практология.
Задействованы три штатные гермы - 40л прямая и два конуса по 25 наверное, две доп. прямые гермы по 10л и одна 2-литровка
Весло Томми от Чигидина длиной 206 норм, но другого и нет ) 
Сидеть хочется немного выше 
Юбка не испытана, поскольку ... не заливало ) но сидела и не беспокоила





Резюме 



Так что такое мы получили в лице Г4.5? 

1. Несомненно это сияк, на ходу и маневрах проявляющий себя именно как ожидается от сияка
- быстро-сборно/разборный (20 минут)
- мобильный, весящий 13 килорамм, что типа в два раза меньше полиэтиленового аналога
- бюджетный, типа более чем вдвое дешевле полиэтиленового родственника
2. А еще это лодка для оперативных "карельских" походов категорийности до 3КС при достаточной "продвинутости" прокладкиили или маршрутов большой дальности
3. Отличный ПВДэшник и гладководный походник для непродвинутого водника (остойчивости достаточно для обычного человека), если до воды от транспорта относительно недалеко
4. Конкурент Вектора и Ладоги, если не гнаться именно за максимальными скоростями и конкурент Илексы, если... Просто КОНКУРЕНТ Илексы и всё!
5. Г4.5 это как бы быстрый вариант В3.6, который усилили псевдопривальниками и (грубо говоря конечно) получили Г3.6, который потом удлиннили на 90 см и получили то, что получили.
6. Г4.5 это типа ощутимо более остойчивая и немного более быстрая лодка, чем Шуя-1 при дольшей сборке и существенно меньшей, но таки приемлемой вместимости, а вот по поведению на ходу и маневрах они схожи.

Левашов Михаил (Zindolog)