02 октября 2020

"Народный" сияк Гарпун 4.5, розовые очки сняты

***

Часть IV                                 

Наступили и прошли 2019 и 2020 годы

И было еще два недельных похода на Гарпуне  4.5 на море у Жени, а у меня 60 км за раз по Упе, ПВДэшка на Осетре, две вылазки в Строгино по Москва-реке и Петровский гребной марафон 

Вкратце про Женины приключения
После двух штормовых морских похода на Белое Море, Женя стал подумывать продавать свой Гарпун 4.5 (Г45), поскольку стало ясно, что этот сияк все же не для жестких условий и полу-профи уровня Жени и гораздо надежнее и удобнее тут было бы что-нибудь типа Одиссея (в итоге Женя купил Ермак-380-Смарт и вроде доволен, его отзыв я постараюсь "продавить). По дороге домой в Краснодар, Женя оставил мне Г45 на погонять и продать...

Мои приключения на Упе
Первый случай прокатать Г45 в этом году мне выпал на пробную прокатку (Ски)Тульского марафона по реке Упа, про несомненную нужность которого кое-кто намекнул Кое-Кому и 12 августа я привез Г45 к Тульскому кремлю, собрал его больше чем за 40 минут, проехал 59 км 

 

за 10 часов с хвостиком, был средний встречный ветер, один перекус и один быстро-обед, естественно не ломя во всю прыть, но и не шлангуя, со средней общей скоростью 5.5 км/ч (скорость течения примерно 1-1.5 км/ч).
И цифра 5.5  для сияка(!) мне показалась недостаточной

Почему..
До этого я 
на Шуе-1 в мерзейшую погоду пытался пройти за день 100 км от Тучково до Москвы (или сколько получится, в виде тренировки), выдержал 38 км, сошел у кольцевой ж/д и получил среднюю общую скорость 5.7 км/ч и с таким же режимом еды и отдыха, как на Упе, но при постоянном сильном встречном ветре и волне (скорость течения примерно 1.5 км/ч)
- на Шуе-1 по Истре и практически стоячей Москва-реке перед Москвой, прошел 30 км от Павловской Слободы до Рублевского водозабора за 5 часов 30 минут в том же ритме еды и отдыха, то есть получил 5.45 км/ч среднюю общую скорость (примерные скорости Истры - 1.5 км/ч, Москвы-реки - 0.5 км/ч)
на Шуе-1 прошел за день 100 км от Калуги до Тарусы с общей средней скоростью 5.6 км/ч (скорость течения примерно 1.5 км/ч) и тоже был встречный ветер
- на БлюТуZике (Щукарь-340) прошел за день 100 км от Можайска до Звенигорода с общей средней скоростью 6.2 км/ч. Правда Москва-река хорошо текла, плотину открыли после дождей, скорость 2-2.5 км/ч, но встречный ветер был и иногда выше среднего

Однако подумав, получилось, что прикидку Тульского марафона я не шел сломя голову, как потом Петровский марафон или Оку, регулярно себя понукая, с опасением финишировать неизвестно где и в темноте. Упу я шел с мыслью, что по берегу идет надежная "команда сопровождения" и мне нечего опасаться за финиш в темноте и непонятки с ночевкой. В самостоятельном режиме наверняка можно было пройти на полчаса быстрее и тогда циферка стала бы 6.2 (а это уже нормально)

Можно по разному переучесть все условия, но уже видно главное, Г45, при реальной разнице в сборке+разборке и укладке вещей с Шуей и БлюТуZиком в сумме 45-50 минут только на стапеле и антистапеле (а еще надо не забыть минуты лишних засовываний гермы за спинку под деку на остановках), никак не компенсирует это время своей скоростью.
Н И К А К ! Даже на таких больших дистанциях, вдвое превышающих обычную разумную норму. 

Единственная оговорка - это мой(!) ритм движения, это моя особенность, я один и ни с кем не соревнуюсь, я гребу на всех лодках одинаково, в смысле не по скорости, а примерно с одинаковым усилием. Я это умею. Я наслаждаюсь не скоростью, а всем процессом в целом.

Моя голова не заставляет меня сильнее нажимать на весло на БлюТузике только от того, что на нем  "мультик за окном" мелькает медленнее, чем на Г45. И это очень-очень важно. Без этого трудно понять, что не лодка утомляет человека, а его собственная голова его утомляетзаставляя грести на одной лодке сильнее, чем на другой. 

Кстати, как оказалось, мой темп, это вполне нормальный темп, если по-честному учесть ветер и сравнить с результатами других, известных мне, "дальнобойщиков" на разных лодках

Петровский гребной марафон (68 км)
Главное, что я хотел тут от Г45, так это попробовать его в режиме соревнования с реальными соперниками типа Илекса, Вектор и разные другие Гарпуны, Викинги-3.6(В36), Шуи и прочая номенклатура тур-каяков.

Лодку я готовил усердно, чтоб ни одна мелочь на марафоне не мешала.

1. Самое главное - сделал анатомическую сидушку и она бережно берегла меня весь марафон:


2. Приклеил полукольцо под декой, чтоб с нему привязывать переднюю распорку, регулярно и невовремя падающую под нагрузкой деки, поскольку упоры у меня стоят над распоркой (владельцы Г45 с толстыми икрами меня поймут).
3. Придумал простейшую держалку для "приборной панели" (навигатора)
4. Нашел идеальное положение сидушки и длину веревочек, держащих распорку-пяточник и завязал на ней узлы, чтоб больше не подбирать при сборке и это никуда никак не уехало по ходу гонки
5. Прикрепил изоляцией вертикальную распорку пяточника к этой распорке, чтоб она не скручивалась никак и никуда, поскольку задолбало
6. Поэкспериментировал с серийной спинкой, но мы с ней снова не сошлись, взял новую высокую и жесткую самодельную, сделанную для БлюТузика

В итоге на дистанции лодка никак меня не раздражала и не мешала, кроме того, что она... не ехала, не ехала так, как от нее (от сияка) ожидалось.

А ожидалось, что я спокойно на первых 5-ти км "выберу" все короткие Гарпуны и Викинги, и наравне с Шуями и себе подобными 45-ми, поеду примерно вровень плотной группой хотя бы 20-25 км, а там уже начнется разборка согласно марафонской выносливости... Но не тут-то было, в реалиях встречного ветра да и просто "в реалиях", все получилось совсем не так...

Я не знал, но впереди метрах в 100 от меня, за толпой, стартовал Г45:


и я его так и не увидел на дистанции, но это понятно, лодки наши равные, а он видимо сильнее и про него нет вопросов.

Но ...
1. Меня, Гарпуниста-4.5, сразу со стартового разрыва метров в 100 и до финиша, не подпустил к себе вот этот Викинг 3.6


Я некоторое время видел его голубые весла впереди, но они не приближались, а потом пропали... 

2. А еще первые километров 20 впереди метрах в 300-х шла Шуя-1

3. А рядом со мной шли:
- чисто-надувашка-переделка древнего Каньона-1 (правда гребец - гренадер), с которым мы почти вместе стартовали, обратите кстати внимание, он почти плоско сидит на воде... Плоско! 

- и вот этот Г36 (Гарпун3.6)

Примерно на 20-м км гребец Шуи-1 остановился и отстал, а потом совсем сбавил темп. С Каньоном-1 мы еще немного погребли-побеседовали, я покурил, немного отстав, и потом "включил" все, чему учили, догнал его и ушел

Но...
Все первые эти 20-25 км я пребывал в сомнениях.

20-25 км в обычной жизни, это ходовой день, и если В36, Каньон-1 и Г45 идут эти 20-25 км одним темпом выше среднего, то это означает, что не в железках каркаса и длине лодки счастье )))

И дело не во мне и моей не такой силы, как моих коллег. Разбор треков показал, что первые примерно 20-25 км, шесть разных(!) лодок-однушек, надувных и гибридных, шли в интервале 600 метров. На 20-25 километрах! Шли с оглядкой на марафонскую перспективу. И только потом выносливые выдержали, умеренные притормозили, а немотивированные совсем сбавили

А к финишу неизбежно набежала разница
- 20 мин моего проигрыша двум "лосям" впереди
- 20 мин моего выигрыша у еще двоих из моего "дивизиона" мощности
- а они привезли еще 20 минут той Шуе, которая долго шла впереди меня, но потом как-то сразу вышла из борьбы
Но 66 км, это уже за пределами нормальной человеческой нормы и там совсем другие законы

Итак - в 600-х метрах на 25-ти километрах "уложились" пять разных моделей, от "сияка" до "матраса". И вот мне совсем (очередной раз) стало ясно, что на дистанции обычного ходового 20-ти километрового дня не важно, Г45 у тебя или ww-матрас. И Шуя вполне с ними "равна", и Викинг вполне "равен", но они все не медленнее Гарпуна с "лосем". Круг замкнулся...

Для обычного нормального похода на равных, на 20-25 км достаточно любой простой лодки с одной железякой-кильсоном или просто хорошо выпрямленного "матраса".

Для справки
Приведенные к стоячей воде скорости двух Г45 на этом марафоне получились 6.05 у меня и 6.6 у победителя, при "черенковой" скорости 7.2, что "на моей планете" вполне понятно, нельзя 66 км плыть с той же скоростью, что и в караване в походе на 20 км, ну если только ты не "биоробот".

А на коротких дистанциях однодневных ПВД на 20 и 13 км, после сравнения дух дней Г435 с БлюТузиком и без, еще сильнее проявилась разница времени сборки-разборки при практически схожей скорости ненапряженной прогулки.


Резюме 
Так что такое мы получили в лице Гарпуна 4.5? 

1. Несомненно это сияк:
- мобильный разборный сияк, весящий 13 килограмм, что примерно в два раза меньше полиэтиленового
- бюджетный, примерно вдвое дешевле фирменного полиэтиленового родственника
- комфортно остойчивый
2. Это лодка для кайфа на дальних расстояниях и желательно не на один день, на ходу и маневрах проявляющая себя именно как сияк
3. Это отличный ПВДэшник на дистанции более(!) 20 км и гладководный экспедиционник (остойчивости достаточно даже для обычного человека), если от транспорта до воды относительно недалеко
4. Это уверенный конкурент Вектора и Ладоги, если это не соревнования, примерно  равный конкурент Илексы в ПВД
5. Это как бы Г36, который удлинили на 90 см и немного разогнули, и поэтому Г45 едет чуть быстрее, но не радикально
6. Это чуть более остойчивая (имхо) и немного более быстрая лодка, чем Шуя-1 при не такой оперативной сборке и загрузке, как по времени, так и по удобству, но таки приемлемой вместимости, а вот по поведению на ходу и маневрах они схожи
7. сборка 40-45 минут по первости, со временем сменяется на 25 минут, и до скока получится (есть вариант за 6:30)

Я попробовал ускорить сборку и получил 22 минуты. Но это почти "не поднимая головы", что меня лично напрягает и имхо допустимо в "спортивном режиме", но не в обычной жизни. Кстати, не я один заметил, что после отметки в 15 минут, сборка любой лодки начинает напрягать
8. А в декабре 2019-го Михайлов презентовал двойку Гарпуна-4.9 той же конструкции
9. И уже появился младший брат 45-го, Гарпун 3.7, но это пока непонятный зверь
10. И позже появилась Фортуна размеров от 310/360 однушки и 410/460 двушки, которые спокойно можно пользовать как однушки-сияки, вес тот же примерно, что и Г45, скорость сборки, как у Шуи, скорость на ходу еще строго не промерена, но на соревнованиях на дистанции 30 км Фортуна 2+ отстала у нас от "боевой" Касатки(!) всего-то на 2 минуты

Эпилог 
таки снятие розовых очков с первого очарования от Г45
или мой субъективно-прагматичный взгляд после трех лет знакомства

Итак в ПВД, если у меня нет спортивной задачи пройти больше 20 км и среди коллег нет паталогических торопыг, или меня не парит шило, желающее всегда идти впереди каравана, то я предпочту своего БлюТузика (продан), в принципе - Шую-1, прям купил   Илексу (а теперь вместо нее Фортуну), а  так же Зенит, которые при прочих равных или почти равных с Г45, "на моей планете" имеют преимущества:

БлюТузик (Щукарь)
- собирается 6 минут. В 4 раза быстрее Г45
- весит вдвое(!) меньше и занимает вдвое меньше места
- грузится одной гермой без "проктологии" и ей можно полноценно воспользоваться прям на ходу, достав еду и одежду, если что-то пошло не по плану
- выход на чалку, если нельзя встать боком, значительно проще, поскольку достаточно на берег "положить" 20 см носа и на него наступать ногами.
БлюТузик (Щукарь-340) или даже 310, это немного "личное", для "ценителей", а для широкой общественности и в общем случае его вполне заменят Ермак и Аргон, более того, их значительно меньше заливает волнами, а по совсем ровной воде рулит именно БлюТузик, шедевр от Тайм Триала, Щукарь-340, форму которого в 2021-м году испортили и он перестал быть таким красивым, зато стал меньше хлебать волны и стал чуть более вместителен

Шуя-1
- собирается 7 минут
грузится двумя гермами без "проктологии" и ими можно полноценно воспользоваться прям на ходу, достав еду и одежду, если что-то пошло не по плану
- выход на чалку, если нельзя встать боком, значительно проще, поскольку достаточно на берег "положить" 40 см носа и спокойно пройти по дну лодки до берега.

Илекса
- собирается 15-20 минут
- грузится не сложнее Г45 и вполне грузо-вместительна, если все правильно подобрать
- выход при чалке носом через переднюю деку проще, каркас крепче, ползти меньше

Фортуна
- собирается 7-9 минут
- грузится как Шуя и БлюТуZик
- выход при чалке носом через переднюю деку тривиален, там нечему ломаться, вылета на камни не боится СОВСЕМ

Зенит
- собирается 7-9 минут
- грузится как Шуя, БлюТузик и Фортуна
- выход при чалке носом через переднюю деку тривиален, там нечему ломаться, вылета на камни не боится СОВСЕМ
- большие баллоны берегут от заливания весьма большими волнами
- едет БЫСТРЕЕ Шуи при том же весе и цене и габаритах упаковки
- остойчивее Щуи на ДВЕ головы, вернее его остойчивость типа бесконечна...

А в экспедиционном походе по гладкой воде и на больших пространствах я предпочту самоотливник, либо простую Чупресуку с тем же ТурбоТузиком в варианте с самоотливом, Фортуну, и Зенит Экспедишн на куда угодно по любой воде, кроме "слалома"

А для скоростей, больших дистанций и соревнований, где частью важна будет скорость, но в купе с удобством, скорее заведу себе Шую-1 или Илексу. Илекса таки и случилась, но ненадолго, позже ей на смену пришла Фортуна-1..., а за ней Зенит Трэвел. И  я уверен, что и Тайм Триал скоро  "выступит" в этом же классе.

А в августе 2023-го года появился Стайер от Тритона, что-то типа обуженной Шуя-1 длиной 460 и это совсем интересно и сильно роняет "акции" Гарпуна-45 в моих глазах, если я хочу "соревноваться"

И все эти лодки проще Г45 при близких или даже более высоких потребительских свойствах. 

А в лайт-классе уже ЕСТЬ шустрик-Жаворонок

А в Тайм Триале г. Петров на Петровском Гребном марафоне 2024 уже гонял "нечто" лайтово-быстрое на базе Щукаря с надувным дном. 

Очень важная имхо-добавка (повтор как бы)
То что Гарпун на круг не так и быстр, как кажется, особенно работает в варианте соло-похода, где проще собираемая и проще эксплуатируемая лодка даст "солисту" примерно тот же результат по времени, как и Г45, но больший уровень комфорта. Одиночке на "ровной" и "длинной" воде имхо(!!!) удобнее Шуя, Одиссей, Экшн, Спектр, Ермак, Щукарь, Аргон, Фортуна, Олонка и наконец Зенит.

В обычном групповом гладководном походе, когда все стартуют и идут вместе, Гарпун безусловно хорош, на нем можно лениться грести, выпендриваться или просто не чувствовать себя последним (изгоем), если есть такая фобия. И конкуренты ему тут пожалуй лишь Илекса, Шуя-1, Стайер, Олонка и Зенит, не менее быстрые и неспешно собираемые в первый же раз от 15 и до 7 минут.

Нюанс чалки на Г45
"на основе реальных событий" ПВДэшки по Осетру
- если чалиться приходится только НОСОМ с разгона (а боком подойти мешает трава) на крутоватый берег без особой площадки, где сразу наклон, то едва повесив нос на берег, приходится идти по длинной качающейся на кильсоне деке. И это сильно неудобно, если так постоянно или приходится чалиться только на "пляжах"


(крайняя редакция - 10 января 2025)

Михаил ZindOlog Левашов