07 июля 2019

Черенкология


Байдарки Фортуна и Мерман 
можно пощупать в Москве
и оттестировать в Белых Столбах
Что такое лодка Фортуна
Контакты

***
Введение
В основе лежит идея Саши Потапенко, о том, что если 
- грести во всю дурь
- метров 100  
- черенком от лопаты длиной 2-2.2м
- то лодка разгоняется до своей крейсерской** скорости и быстрее не едет


Идея к нему пришла экспериментально, начало этой истории спрятано где-то тут

** Что такое крейсерская скорость у Саши, который всегда в ПВД гребет так, чтоб "к обеду быть уже дома", это отдельная тема, но суть черенка понятна, до "глиссера" черенком лодку не разгонишь никак

** в моем понятии крейсерская скорость, это когда можно плыть долго и разговаривать, не сбивая дыхания, но таки плыть ритмично, "торопиться не торопясь", обычный поход группы "неторопыг"
 Стандарты и франчайзинг 
- дистанция 90-110 метров, больше не надо***
- безветрие и минимальное волнение или слабый боковой ветер
- отсутствие течения категорически
- старт с места (засекать старт после разгона замерить сложнее, а если вы это сделаете, то в наши результаты это не вписать,.. к сожалению. Пока**)
- замер времени секундомером с берега отдельным судьёй
- не менее трех гребцов для каяков и четырех для двоек
- ассортимент лодок произвольный, но одна должна быть из тех, что есть у нас в итоговой таблице, это надо для калибровки с общими результатами
- "черенок" сегодня, это сантехническая труба 2 раза по 1м из магазина  типа ОВI диаметра 40 мм, соединенная скотчем (по началу был лопатный черенок 220, но это оказалось неудобно, потом Вольный Ветер слелал специальную разборную трубу, но без заглушек, как у него принято делать весла, и он утонул на третьем заезде)
- гребля максимально быстрая, на время, "туда", отдых минуту и снова "обратно" максимально быстро, но с веслом (скорость МАХ-с-веслом это вспомогательный, но важный параметр)
- результаты записываются в таблицу на бумагу и фотографируются для дальнейшей обработки
- для лодок-двоек надо ДВА "черенка"
- если в каком-то заезде лодка "перестала слушаться" (это на черенке случается и с нормальными гребцами) и поехала отровенно косо, результат рекоменд аннулировать и перезаехать
- максимальная скорость с веслом измеряется так же ("весло") и тоже имеет важное "научное" значение, но скорее для сравнения спортивных свойств лодок на скоростях, больших черенковой

*** Имею мнение, что пока расстояние не измеряется лазером или хотя бы вымеренной веревкой, точность данных имеет объективный разброс в 10-15%%, хотя тенденции черенкология дает четкие, особенно (и естественно) с одном заседании

** Чтобы замерить старт после разгона, имхо нужна головная камера и самоотсечка голосом, а затем расшифровка видео по тайм-коду, это будет совсем научно, но пока не делалось из-за понятных орг-сложностей

 "Научные" итоги работы "Кафедры Черенкологии" обобщаются и обновляются  
В ЭТОЙ ТАБЛИЦЕ

Моя таблица отличается от результатов Саши Потапенко, который выводит среднюю без учета "кривых" и некорректных заездов, хотя в целом тенденции совпадают

Заседание 1
6 июля 2019 года состоялось первое "заседание" Кафедры Черенкологии. В начале было "случайное" установление эталона дистанции в 120 метров  (по JPSу!) удобного участка и, как показали последующие эксперименты, этого оказалось сверх-достаточно, чтоб почти "умереть", гребя черенком во всю дурь, но еще не потерять скорость, что имхо есть правильно и вмеру научно

Разминка
В начале случайно произошел "как бы тест" весел, в котором участвовали я и:
1. Голимый "запасной" раскладной 3-х составной люминь, купленный за 0.9 тыр 5 лет назад в Просторе-2000 (помянем хороший магазин...)
2. Geronimo (карбон) от АТ за 18 тыр по распродаже два года назад 
3. RST Эко 5-ти составной за 3.5 тыр
Длина всех весел в районе 196-200
Я греб на Чупресуке 240 метров (2х120метров с разворотом без отдыха) в режиме "усиленного Скитульца"

По удобству:
1. люминь это очень неудобно, оно "выпрыгивает" из кисти и пытается вывернуться в начале гребка
2. Жеронимо (карбон/люминьшафт) - очень приятно, идеально
3. RST - точно так же приятно, разница по весу от Жеронимо - тяжелее грамм на 150 примерно

По скорости (cредняя общая)
1. Люминь - 5.6
2. Жеронимо - 5.8
3. RST - 6.0
4. Еще раз люминь для проверки - 6.3
То есть я разгребался километр, и то есть люминь нагребла не хуже остальных (но ерепенилась в руке, что неприятно)

Собственно сам "черенковый тест"
в котором участвовали:
- Чупресука (Щукарь-310 из ТПУ)
- Варвара (Щукарь-330)
- Рингис
- Илекса
- Вектор-1

Основной "черенковый" тест
120 метров гребя сборным черенком от лопаты длиной 220 и с максимальным темпом, отдых 20-30 секунд и назад. На берегу судья сечет время. Пять лодок, три гребца, пятнадцать заездов. Среднее время трех человек и правая колонка - скорость по отношению к Вектору:
1. Рингис --------- 89 сек (4.9 км/ч -28 %
2. Чупресука --- 81 сек (5.3 км/ч -23 %
3. Варвара ------- 75 сек (5.8 км/ч -15 %
4. Илекса --------- 64 сек (6.7 км/ч-1.5 %
И это неожиданно! Время Илексы РАВНО времени Вектора, что понижает целесообразность Вектора в обычной спокойной гребле "на удовольствие"
4. Вектор --------- 63 сек (6.8 км/ч100 % 

"Весельно-максимальный" тест
120 метров гребя нормальным веслом (Эко) с максимальным темпом в одну сторону. Среднее время трех человек:
1. Рингис ---------- 61 сек (7.10км/ч)  - 31 %
2. Чупресука --- 57 сек (7.60 км/ч)  - 26 %                   -3 %
3. Варвара -------- 55 сек (7.85 км/ч)  - 24 %     -9 %   100 %
4. Илекса ----------- 50 сек (8.6 км/ч)  - 14 %   100 %
5. Вектор ----------- 42 сек (10.3 км/ч)   100 %

Сотношения разниц черенковой и весельно-максимальной скоростей
Почему-то тенденция у надувашек и каркасников в противоположных направлениях, у надувнушек "ускорение" растет по мере уменьшения ЧС, а у каркасников растет по мере увеличения ЧС:
Илекса ---------- 6.7 и 8.60 км/ч ---- добавка 28 %
Варвара ---------5.8 и 7.85 км/ч ----- добавка 35 %
Чупресука --- 5.3 и 7.60 км/ч  ----- добавка 43 %
Рингис --------- 4.9 и 7.10 км/ч  ----- добавка 45%
Вектор ---------- 6.80 и 10.30 км/ч - добавка 51%
Частные выводы:
- Илекса и без напряга гребца едет на почти на своем пределе, ее понукать особо и не надо, это "не  рентабельно", больше запыхаешься, чем ее ускоришь и если это не соревносания и не большая открытая вода с волнением типа 50 см, а ПВД или "гладкий" поход, то она ГОРАЗДО уместнее длинного, тяжелого, дрогого и долгособираемого Вектра
- ВарвАра (Щукарь-310) ускоряется, но надо нажимать
- Вектор, Рингис и Супречука особо "отзывчивы" на понукание. С Вектором все понятно, но вот для Рингиса и Супречуки это неожиданно приятно. Для Супречуки приятно, а вот для Рингиса, как особо-бурноводной одки это очень важно рвануть иногда. Для Тимана кстати гораздо позже был получен похожий результат по "ускорению"

Данные первого заседания в последствии пересчитаны под новый стандарт "черенка" , пересчет получился корректным
Например цифры для Рингиса и Тимана (реально очень "одинаковых" лодок), ТОЧНО совпали друг с другом на разных заседаниях с интервалом в 2 года

Больше я таких подробностей писать не буду, надеюсь ход мыслей в целом понятен

 Заседание 2
7 сентября 2019 года в карьере г. Дзержинский на территории каяк-клуба Вольный Ветер состоялось второе заседание кафедры черенкологии. Тут как раз начала работать сантехническая труба. По единичкам мы расширили номенклатуру лодок и пересчитали соотношения из первого "заседания", имея общую по двум заседаниям Варвару, а по двушкам получили новые данные. Саша, зав-кафедры черенкологии, в этот раз имхо формально обработал результаты (собсно как и дальше оно и будет), я их пересчитал имхо корректнее

Заседание 3
26 октября 2019 года в "аппендиците" Строгинского залива состоялось третье, усеченное заседание кафедры Черенкологии, сравнивались Варвара и Щукарь-340, зажатый до ширины 71 см. Результаты показали, что ширина 81 и 71 дает неразличимые разницы скоростей на черенке и совсем странные результаты мы получили на весле, которые ... ну совсем "неправильные" и требуют перемерки

Заседание 4
16 августа на Борисовских прудах
И тут мы еще раз, для верности проверили и подтвердили гипотезу, что черенковая скорость примерно равна походно-крейсерской. Для Маэстро и Шуи она вообще совпала, по Гарпуну был нерепрезентативно измерен один мой заезд, он у меня получился более "ленивый", чем с черенком даже. По Шукарю-340 мы не проверяли.

Заседания продолжаются, и не только в Москве...
результаты появляются в сводной таблице, а описывать каждое заседание уже не интересно, фотоархив ведется по мере информативной необходимости

"КАФЕДРАЛЬНЫЙ" ФОТО и ВИДЕО АРХИВ