16 мая 2016

Карельское летнее Трехречие Диванкаякеров 2009

Шуя(Беломорская)-Кереть-Калга

Водное,  с элементами экспромта, путешествие команды Диванкаякеров с 18 июля по 10 августа  на надувных каяках Каньон-Спорт и двойках Каньон-Экстрим по большой летней воде.

Автор имеет право кое-что приукрасить или пропустить..., но фактологию пишет с дневника...

Как это замышлялось
План на лето был следующий – с 18 по 24 августа «детский» поход по р. Лижма  хорошо, что не пошли, видел я тут ее в среднем течении с моста трассы на Мурманск - мелкая каменная жуть. И это  поздней весной..., затем с 25 по 2-е – Пистойоки и на закуску – море, через Поньгому от а/м моста трассы на Мурманск, с посадкой в поезд 10-го в 7.00 в Куземе. Логично и насыщенно. Три недели – три речки с двух-трех дневным отходняком на море…

Однако
Дети в «детский» поход по разным причинам не пошли и «детская» Лижма превратилась в желание двоих «взрослых» покататься на Кивиристи, Тютерине и Охта-пороге на вполне известной реке.

Участники на «Охту»
1. Миша на Каньоне-СПОРТ с опытом на нем двух Щегринок, многих тренировок и трех слетов. А до этого чего только не было. С КНБ знаком. В той жизни. Школа Тушинского клуба под руководством Эдуарда Космачева.

2. Ваш покорный слуга, руководитель команды с 2007 года. Собственно тогда и познакомился с Тушинцами, которых в команду собрал Эдуард Андреевич Космачев. Опыт: III-р (по какой-то странной классификаци, когда Кереть названа тройкой, когда и 2+ ей за глаза) на Каньонах-СПОРТ. До Диванкаякеров тоже походил. Сразу и почти всегда руководителем. Школы Свердловскрго, Бауманского и Первомайского районных турклубов. Инструктор. Непосредственно на Каньоне-СПОРТ - семь речек: Истра, Б. Сестра - 2 раза, Щегринка - 2 раза, Кереть, Каширка, Вашана на ралли СкиТулец, Полометь. Фанат Каньон-СПОРТИНГА.
А на двоих нам с Мишаней всего-то 88 лет.

Однако-2 (Внимание, навигатор опасен для мозгов!)
Если у вас все в порядке с чтением карт, не берите за основу навигатор. Он поможет в определении выхода из озера и в расчете расстояний. Но если вы включите его в поезде, то вам может показаться, что если нет желания идти половину Охты до оз. Воронье, то туда можно попасть по ручью, впадающему в Шую со стороны бассейна Маслозера. Местный водитель Юра из Сосновца (8-921-525-25-02), экспромтом найденный в Охтинских лоциях, как честный абориген, нас предупредил, что «там дороги нет». Но мы ему уверенно показали карту-километровку, и он, пожав плечами, повез нас дальше, попросив сообщить потом ему о результате. Забегая вперед, сразу скажу – сообщили.

18 июля (Суббота)
Юрий привез нас на Кипозеро в 2 часа ночи и в 3 мы уже спали.

С Шуи на Шую через «Охту»
19 июля (Вскр) (5 часов с перекурами и прочими глупостями)
12.45 вышли с Кипозера и через 2 часа уже нашли (по навигатору конечно) нашу дорогу на Охту. Ручей, в начале шириной в 2-е ширины каяка, легкое встречное течение и отсутствие препятствий вселяли оптимизм…
Через час, после трех обносов по суше и одного уже по болоту, после подъема по двум сливам высотой в 0.4 м,

мы прошли по прямой ... целых 400 метров.

Мой напарник, и вполне неслабый духом напарник (и хозяин навигатора), Миша «сломался» за 5 минут до моего «слома». Тут он оказался более реалистично мыслящим. Ну, короче, Вы поняли, что мы поняли, что в Охту с Шуи конечно же можно попасть, но это для маньяков, любителей болот и морошки, если повезет...
В 16.00 развернулись и вернулись в Шую
Между прочим, имей я тогда опыт Ночной ПРАгулки 2013-19 годов, я б продолжил рубиться,.

Шуя-2009
По которой у нас вместо описания все тот же навигатор, и воспоминания об отзыве, широко известного в узких кругах водников, Капитана Туча, о Шуе, как о весенней реке.
Макс, ака Кэп Туч, как потом оказалось, в этом случае был прав, летом она не очень гостеприимна.
Не гостеприимна для каркачных лодок. Летом она слишком камениста. Ну а нам - в кайф.
Ну и ладушки – поехали…
За поворотом – первый порожек обрадовал. Вода течет…
За третьим поворотом и двумя шиверами встретился уже порог. Прошли сходу. И потом еще два в окружении шивер. Один даже просмотрели – не виден выход за ПП. Да! Тут есть пороги - подумали мы!

Лирическое отступление №1 (Тактика)
И в дальнейшем, чтобы было понятно – все пороги, просматриваемые полностью, без бревен и видимых засад, проходились сходу страховкой парами на всех трех речках, за исключением отдельных известных порогов или если выхода из порога не видно и внутри порога не все Диванкаякеры способны гарантированно зачалиться. Сложные места обрабатывались по всем правилам водного туризма: просмотр всей командой, разбор, спасконец (2 раза: на Кривом №1 на Керети и на Гриве на Калге), проход в две или три группы, ну и как усиление - страховка фотоаппаратами.

А тем времене речка откровенно начала доставлять удовольствие.

Правда с эстетической точки зрения берега не интересные, за редким исключением. Погода так себе, Карельская. То дождь, то облака. И прохладненько как-то.
А между порогами - вполне трудовые шиверы. Камни обходить сил уже не было и в 17.30 встали на первой же стоянке после озер. Как нам показалось – полтора часа мест для стоянки не было.
«Пообедав» к 19.00, ужин решили отдать «врагу».
А на реке никого нет, и спросить о дальнейшем характере не у кого. Легли около часа ночи…

20 июля (Понедельник)
Происшествия – накануне у Мишани сломалась трубка на каркасе дорогущей палатки – починили дубиной.
«Доброе утро» в исполнении Мишани прозвучало в 6.30… На изумленный и вежливый  вопрос, - Мишаня, а скока время? – последовал ответ
– А у меня часов нет…
К 8.00 «слегка» позавтракав пшенки с ½ банки тушенки решили… еще поспать до 9.00.

Лирическое отступление №2 (Раскладка)
В Москве мы с Мишей по обоюдному согласию договорились – раскладка чисто для эксперимента – экспериментальная, Тушинская, 450 грамм на лицо в день. Не вдаваясь в подробности, следует заметить, что на 6 дней и один завтрак на двоих почему-то получилось 9.5 кг. У меня вместо 3-х – 6, у Мишани, который бил себя в грудь, типа у него все по мерке – 3.5 вместо 2-х... Т.е. 10000:2:6=833 грамма на лицо в день.

В общем вышли в 11.45 (спали до 10-ти) и тут стройными рядами пошли пороги пополам с шиверами. Посадки на камни стали регулярными и утомляли. Страховка - фотоаппаратами.
Через 1.5 часа подошли к группе из 2-х катов-двоек.
- Как мы рады вас видеть, - сказали мы, думая, что вот наконец и «пленные», в смысле, что наконец прочитаем описание
- А как мы вам рады, - сказали они, думая, что вот наконец кто-то съест очередной  поднос жареной рыбы
В общем российско-белорусская (а это были белорусы) встреча прошла во взаимовыгодной и супер-дружественной обстановке. Мы съели всю рыбу и узнали, что тут есть пороги до IV*** КС. А трешка прям за углом шумит. Трешка за углом, это Софпорог кажется. И водопады по 3-3.5 метра, и пороги-падуны имеются. Все веселче и веселче.

*** ИМХО высоких категории во всей Северной Карелии, это штук пять-шесть, типа Кивиристи, Охтапорог, Большой Падун и Зиг-Заг тут и они IIIКС, и пара порогов IV КС, которые обычно заранее все обносят "еще дома". Это обычно водопады или забитые бревнами жопы...
По весне в большую воду даже мирные реки тут становятся даже опасными, но это отдельный разговор про паводковый сплав, для маньяков.

Пообедав невзначай, через час мы таки тронулись и вот уже Софпорог. В одном он описании обозначен, как самый интересный на реке. Прошли с фотостраховкой по одному, больше для порядка, т.к. выше пара порогов была даже поинтересней.
А еще в описании было место под названием «ловушка для дураков». Ну да, мы его конечно сразу вспомнили... (я и во втором путешествии по этой реке туда попал кстати)
А в ближайшем впереди ожидалась «Белая Лошадь» (БЛ) и водопады и это в одном месте с разных сторон одного острова.
Водопады (справа) никакого спортивного интереса по нашей воде не представляли (еще бы 0.3 метра воды, ну 0.2 тоже ничего…), и стоять там неудобно – далеко от воды. Вернулись на 300 м назад в левую протоку (по большой воде назад прогрести на надувастике будет проблематично...), и вот зачалились перед БЛ. Классический игрушечный каньоньчик, первый по настоящему интересный и мощный S – образный порог с двумя сливами по 0.5 м и прижимом.
После белорусской рыбы второй обед выродился до чая со сладким. Место – люкс.

Дров маловато, но сегодня это уже к сожалению правило.

Лирическое отступление №2 (2020 год)
На это отсутствие дров уже есть метод борьбы. Особенно хорош для тех, кого достала романтика "дымного" костра в дождь. Сегодня есть такая штука, как газ. Не воняет. Горит всегда. Одна горелка способна легко кормить в любую погоду 7 человек. 350 грамм газа (брутто) хватает на одного человека на 4 дня (а с Джет-Бойловой системой на 5-6). Если взвесить традиционные "облегченные" двуручки и топоры, то выходит то на то. Только без гимора. А если еще добавить в рацион натуральные сублиматы мгновенного приготовления от Гала-Гала, трехминутные вермишели и технологии замачивания и заваривания круп, то проблема костра в дождь вообще пропадает. А если и термобелье "правильное", то и сушиться не обязательно. Костер становится только антуражем для уюта.
Конечно, если нам "кто-то" приготовил дрова и они вот прям лежат, и нет дождя, то я не против "зажечь". Но только в этом случае.

Именно в этом походе я опробовал и окончательно уверовал в газ в "лесной" Карелии. Звучало тогда наверное кощунственно, но на деле жутко удобно. Жутко.

Лирическое отступление №3 (срезание разгонной части маршрута)
Можно заброситься на реку до а/м моста трассы на Мурманск и затем подняться ВВЕРХ по стоячей воде всего один километр за 10 минут до БЛ с отличной стоянкой над порогом на левом берегу. Экономия без верхних озер от 1-го до 2-х (а кому и 3-х) х/д.

К 19.00 подошли дождь и белорусы…

21 июля (Вторник)
Дождь все шел и шел. Встали рано, на газу позавтракали и еще раз осмотрели БЛ и пошлио идем, Мишаня первый - я страхую фотоаппаратом (и морковкой, выложенной на видном месте).

Потом и я. Очень приятный порожек.
Накануне вечером у белорусов списал лоцию. Из нее на сегодня следовало 8 км с порогами и шиверами и 14 км того же, только по местности "Горелый лес", где по описанию встать негде. По факту лет 30 назад сгорело и щаз это плотнейшая поросль лиственной растительности, годящаяся под оборонительную полосу обеспечения армии - фиг пройдешь.
Собрались и в 12.40 пошли дальше, оставив на берегу Мишанин нож... Дождь лил, а мы идем, а порогов тьма. Интересно. Умаявшись к 17.00, решили поесть на первом свободном от берез и осин месте размером больше примуса. С трудом отыскав полянку в этом "Горелом лесу" под "газовую" еду, остановились. Для быстроты сделали экспресс супо/макароно/третье. В смысле суп, много и жидкий. На все про все - 1 час с запасом. И дождь потихоньку кончился...
Пошли дальше. Все пороги сходу - река и Каньоны позволяли. Но камни в шиверах никто не отменял. Это утомляло и уматывало. Наконец стремное место - непросматриваемый выход из прижима к скалам на ПБ. Осмотрели, выставили адмиральский пост страховки Мишани фотоаппаратом и «первый пошел». Второй вдогонку. Адмиральская лень, и что греха таить - самоуверенность, были наказаны его слишком близким проходом к скалам. Но выводов в штабе не сделали (Выводы пришлось сделать, но уже после п. Зиг-Заг… )

Одинокий стройный женский силуэт в купальнике на высоком берегу чуть не отвлек от осознания близости порога. За перегибом слива не видно его окончания. И НЕ СЛЫШНО ПОЧТИ. Почему-то. И лес за порогом какой-то низенький-низенький...

Ба! … 3.5-метровой высоты каскад длиной метров 40 с финишем по Карельски - в озере. Как подсказали уже обосновавшиеся тут москвичи - п. Сосновый и конец "Горелого леса". С сразу три стоянки - полулюксы «до» и «после» и люкс «над».
19.00. Осмотрев эту прелесть, пришлось охладить Мишин пыл сходу пройти. Встали на дальней стоянке. Дрова - проблема. Только рядом лежала сырая сосна... Дождь вынудил поставить два тента. Групповой и костровой.

Происшествия
- Каска при установке тента оказалась на месте. На голове адмирала. А дрын для подпорки тента в руках Мишани на секунду превратился в дубину. Мишаня с досадной улыбкой извинился. Экстрим...

Нелирическое отступление №4 (Этика туризма)
а) Граждане, если вы стоите на люксе, то полулюкс рядом - не туалет. И объясните это детям.
б) Граждане, железные банки в Карелии скоро некуда будет закапывать, топите их на форватере или посередине озер, а пластик надо сжигать, а если он остался уже после заливки костра, то не надо его разбрасывать по лесу, ведь итак уже весь лес в пластике. Это уже реальность. Сложите в кострище или рядом, и следующая группа его сожжет, используя как растопку, если  кто не знает. Особенно эффективны в этом смысле пластиковые бутылки.
в) Граждане, не берите поход стеклянные бутылки! И в костре они не горят, если кто не знает.
НЕ ГОРЯТ!
И НЕ ВЫПАРИВАЮТСЯ!!
И НЕ ЗАРАСТАЮТ ТРАВОЙ!!!
Перелейте стекло-бутылки дома или у магазина в пластик, а что было в пластике, ну типа пепси, так дети это кончат за 5 минут.
А чужие бутылки утопите на форватере  реки или в озере.

Костер из веток сосны с хвоей, чай. Ужин "отдали врагу". Продукты почему-то не уменьшаются. И рыбы тут нет. Пока.
Еще раз изучил "план". Оказывается у нас еще 3 дня на Шую, считая и встречу в Кеми с остальной командой для дальнейших отдыхов. Из них один день с раннего утра надо потратить на выезд. Электрички на Кемь и Беломорск идут утром в 7 и в 14, и то - хитро, по четным и нечетным по-разному. А билеты на поезда в Шуерецком не продаются. В поезд можно сесть только с заранее купленными билетами.
А мы (штаб) забыли, что их есть у нас, аж от Лижмы, и наш 382-й с командой наших Писталистов тут останавливается ближе к вечеру. Просто два прочитанных у Белорусов второпях отчета так запутали мозги этой электричкой, что про обычные поезда как-то и позабылось. В результате день как бы был потерян, но взамен приобретен ценный опыт по проведению выходных в Кеми. Но об этом позже…

22 июля (Среда)
Вчера вечером мне в глаз попала соринка коры, когда глядя вверх что-то делал с сосной. За ночь она не рассосалась и на утро начались мучения – адмирал стал одноглазым. В одноглазье утром выяснил, что рыбы тут все так же нет. Мишаня в офтальмологии оказался слаб, хотя и идентифицировал в глазу бревно, но извлекать не решился. Я не настаивал и, почистив зубы и побрившись, отправился к соседям в надежде найти женщину с нежными пальцами и решительным характером. Нашел... Андрея. По части нежности не знаю, но решительность сына врача и 10 минут уверенного ковыряния в глазу с закапыванием туда чего-то (в аптечке свое надо иметь, однако) завершились победой. И наступило щастье в стиле «продай козу». Андрей, спасибо!
Пора заняться и порогом.
15.00
Итак, п. Сосновый – около 3.5 метров падения на 40-ка метрах длины 4-мя ступенями на скорости. И мощь. На каяке я такое пробовал впервые. Мишаня тоже. Страховка фотоаппаратом и видеокамерой внушали спокойствие… Только спокойствие.
Никто не видел, но нога на упоре слегка тряслась…
Глаза боятся – руки гребут (если умеют), сказались тренировки на валах в Лосево. В итоге по очереди прошли по три раза и без эксцессов

В 18 с хвостом москвичи отплыли дальше, а на их место пришли белорусы. С рыбой. Но без подсолнечного масла, которое раздавили. Ну а так-как у нас, по прежнему, «рыбы нет» и уже не очень предполагалась в оставшееся время, то мы отдали им свои пол-литра масла и были тут же приглашены на предстоящее поедание их рыбы.
Ужин прошел... Ну вы поняли, в той самой обстановке.

23 июля (Четверг)
Ночью шел дождь. Сильный. Встали поздно, вышли в 12.00 с планом дойти до Б. Падуна. /Получилось 8.5 часов с часовым обедом и отличной погодой/.
Утомительны «плес» и вот уже шумит. Километра два как уже шумит…
- Что за шум?
- Ба, да это ж п. Московский!
Порог достоин просмотра. Внимательного. Но только сам слив (эгоистичная точка зрения с надувастика :->). Мощный, с подсасывающей бочкой. Вторая 400-метровая шиверная часть для нас проблем не представляла.
На осмотре нашли три «выставочных» подосиновика.
Страховка у слива фотоаппаратом. Первый пошел, чалка сразу «за». Передача «страховки» и вот уже пошел Второй… Слив, шивера и ушел за поворот. А в общем ничего особенного в этом пороге не запомнилось.
Еще чуток галерных работ и опять шумит.
- Что за шум?

- Ба, да это ж п. Предбанник!
Порог достоин просмотра. Внимательного. Достаточно внимательного. Не только первый(е) слив(ы). Вторая типа 400-метровая шиверная часть для нас проблем не представляла. Но она «за» поворотом и  «после» слива(ов) и уже достаточно мощна. Поэтому за угол заглянули. Тактика нарисовалась стандартная – тандемом и прижиматься внутрь поворота. На выходе разглядели замаскированный и очень неприятный каменный «торчок». Даже для Каньонов потенциально неприятен. Ориентиры с третьей попытки нашлись.
Хорошо подготовленное прохождение не запомнилось деталями, но небольшую дозу адреналина мы получили.
Почти сразу метров через 100, 200 или 300, за левым поворотом на левом берегу поляна и люди. И…

- Ба, да это ж п. Пулог!
Порог достоин просмотра. Внимательного. Очень внимательного.
Не только левый слив-водопад высотой 2.5-3 метра. Тут все просто. Как в унитазе. При нашей воде... Если бы не  бревно с железками (См. Нелирическое отступление №5)
(На фотографиях через неделю другой группы, где воды было еще см. на 40-50 больше, к унитазному сливу добавился котел. Плохой. Жалко, что они не сфотографировали правую протоку...)
В правой протоке типа 200-метровая шивера с изумительной заходной 40-метровой зиг-зугой на технику и выдержку.
Просмотр водопада и рассмотрение возможности его прохождения совместили с обедом на газу из супа, усиленного выставочными «Московскими» подосиновиками и вермишелью с тушенкой, потому как впереди, после Пулога, ожидалась продолжительные плесо-галерные работы километров на 8.
Вынуть бревно из левого водопада не сложилось и мы решили проходить правой протокой. Для этого перечалились на ПБ, оценили нюансы прохождения зиг-зуга. Чудный S-образный порог с большим падением и строгой траекторией. По очереди прошли с фотостраховкой и получили массу удовольствия.

В общем – правая протока сгладила потерю левой.

Нелирическое отступление №5 (Безопасность туризма)
Группа москвичей, с которой мы встретились на Сосновом и догнали сегодня на Пулоге, вчера на Предбаннике боролась за экипаж Скаута. Совершенно неопытный экипаж, то ли по недосмотру, то ли по непросмотру, но влетел на Предбаннике в струю, где торчком стояли остатки деревянного плота, связанные железными полосами...
Ужас!!! Но кончилось хорошо. Ребятам очень повезло. Драный Скаут, испуганная девочка, герой-спаситель (все тот же Андрей) и воспоминания на всю жизнь.
А ситуация стандартная – надувастик, в данном случае Скаут, прощал все до известного предела. А потом устал прощать и жестко наказал.
В довершении всего остатки плота, вырванные со своего места в Предбаннике, доплыли  до Пулога и одно бревно (то самое, которое нам мешало и не вынималось) с железками застряло в водопаде, надолго закрыв в общем-то простой, но эффектный водопад.
Это я о чем – надувные суда очень живучи, и чем чаще это проявляется, тем сильнее накрывает эйфория вседозволенности. И если в команде есть экипажи, не владеющие техникой ухода со струи любым методом "спасайся, кто может", то для них линию движения надо планировать с большим запасом на ошибку или вообще не пущать в потенциально опасное место вообще. А степень опасности определять

возможностью   человека   пройти   порог
- по самой нежелательной траектории
- в самосплаве!
/придумал не я/

Вторая половина дня – удовольствие от 8-ми километрового плеса. Слева пришла большая река и вот...
- Что за шум?

- Ба, да это ж п. Большой Падун!
Порог достоин просмотра. Внимательного. Очень внимательного. Тщательного.
Но это завтра, а щаз костер вверху порога на кое-каком никаком месте. Сегодня не до гламура... Костер из сырой березы, ужин и «высохший» рукав термомайки. Ну да, посушил на костре... Клянусь - это был крайний раз!
В 1.30 ночи пришли москвичи и сразу понесли лагерь за порог. Там оказывается люкс. Их замерзших детей и барышень мы напоили горячим чаем, в благодарность были награждены шоколадкой и приглашены на коньяк, а там пожалованы лимоном и названы «профессионалами».
Хе-хе. Уж не знаю как мы смотримся, но эта река местами совсем не шутейная.
Отбой в 3.00

24 июля (Пятница)
Подъем в 8.55. Детальный осмотр порога. Действительно большой и сложный. И опасный. Опасность в подсосе под первый (и второй) слив левой гряды. Ширина подсоса – метров 15-20, а длина – метров от 5-ти до 7-ми. Слив не ах уж и какой, но длина подсоса впечатляет. Для катамаранов проблем нет. Проблемы для кильнувшейся байдарки. Упав и перевернувшись после этого слива, байдарке и гребцу придется долго крутиться в полукотле, выплыть оттуда будет проблематично. Падение с правого (и перпендикулярного) слива и поворот направо на струю показалось значительно менее рискованным.   Там есть время угрести направо/вниз, а дальше просто шивера с двумя-тремя бочками, безобидными на первый взгляд :-). Кстати, изучение этих технических мелочей «до» похода не имеет смысла. Все это нужно увидеть своими мозгами и решить своими глазами.

Мишаня решил ограничиться страховкой фотоаппаратом, а порог отдать "врагу". Каламбур. Но сначала обед.

Старт. В правую протоку на ориентир «две одинокие травинки посреди порога прямо по курсу», поворот налево на 90 градусов, 20 метров, прицел, 3 метра разгон, полет и метр сорок, теперь уже мой пройденный этап. Сразу зацеп справа, ну примерно так:

Можно расслабиться. Нижняя шивера умыла и вот уже финиш. И манная каша от москвичей. И Мишаня с фотоаппаратом и словами, что типа не там встал, не так нажал и надо бы еще раз... Нада так нада, адмирал  сказал – адмирал  сделал.
После второй попытки москвичи нас напоили чаем. И поделились еще одним лимоном. Спасибо!
Погрузились мы к 17.00 и вышли. Несколько шиверо-порогов и ...

- Что за шум?
- Ба, да это ж п. Зиг-Заг!
Порог достоин просмотра. Внимательного. Очень внимательного. Тщательного.
Фишка в большом котле после слива. И в него еще загоняет струя из правой протоки "до".
По непроверенным данным (постараюсь уточнить), прям через несколько дней за нами, друзья наших друзей на кате-четверке поимели там киль и массу приключений. Верю. И фотографии чьи-то видел. Котел знатный и ступень-пролог образовалась.
Осмотрели. Адмиралы – вперед ...
Страховка по свански – я тебя вижу. Мишаня все видел, а мне удалось:
А) Пройти как планировалось и кильнуться сильно правее котла, уже на выходе. Котел был объехан как надо, а вот дальше администрация расслабилась...
Б) С третьего раза поймать таки убегающий Каньон. Удержать сразу не смог, не смотря на тренировки ...
В) Посчитать сидушкой камни ...
Г) Перевернуть с третьей попытки груженую лодку, а уж влезть в нее потом – как пожать лапу негритянке. (Это только позже, осенью этого 2009-го года, на Кодоре меня и еще одного Каньон-СОЛИСТА, Устюгова Андрея, тогда менеджера из фирмы Вольный Ветер, посетило озарение о надежном способе возврата груженого Каньона на ровный киль. А еще позже, в Лосево-2010 к нам со стороны молодежи пришло озарение и мы почти поголовно научились "эскиматрасу".)
Д) Махнуть Мишане типа все ОК ...
Е) и Ё) Сделать наконец выводы по поводу безответственной адмиральской расхлябанности во второй части прохождения, объявить ему выговор. Строгий!
Ж) Именно Ж! Потому, как пришлось понаблюдать проход Мишани даже без фотостраховки, типа - "я тебя вижу". Опять виновата администрация – плохо скоординировал... Еще один выговор. Снова строгий!
В общем - нам повезло, котел остался не при делах.
На часах 18.00.
Догнал Мишаню. Чуть погодя высадились на правом берегу и позагорали минут 20, и пошли дальше.
К 19.00 были уже в Шуерецкой. Антистапель №1 – сразу за «домом с флагом». Там метров 300 до станции. 4 минуты. Это если сразу разбирать и к поезду. Что более правильно!

Лирическое отступление №6 (Раскладка. Продолжение.)
833 грамма на лицо в день не съели, хотя ни в чем себе не отказывали. По расчетам съели только-только по 450 граммуличек. Запишем в "необъяснимое".

Если же ночевать перед утренней электричкой на Кемь в 8.40 (нечетный день, но морочить голову её расписанием не буду), то сразу за мостом справа – полуостров и там ровно. Наверху наконец-то берет МТС. На всей реке ни намека на какую либо связь!  Отсюда до станции - 600 метров или 8 минут. Но предостерегаю, и не только я - в Шуерецком имеются взрослые, сбегающиеся на запах спирта (ну они думают, что у нас его типа завались), и пидоростки, сбегающиеся на посмотреть от нефига делать и покидать камушки по палаткам в ночи. Правда если выйти с топориком и даже в одиночку, то вся прыть у них куда-то девается. Но осадок ведь остался. Короче – рассчитать надо к поезду и ну её, эту местную специфику. Вот на станции – другое дело, предлагают даже ночлег.

25 июля (Суббота)
Итак 8.40 подошла электричка на Кемь и за 65 рублей и 35 минут мы доехали до Кеми.
Что можно делать в Кеми? Сдать вещи в камеру хранения. Дозакупиться. Перекусить.

У вокзала есть спорт-магазин, где есть газ, антикомарин, теплые носки из флиса, дешевые спиннинги, блесна и т.п.
А еще в Кеми по выходным работает баня. От вокзала на такси за 50 рублей за 8 минут дороги и Вы в бане. 140 рублей в час и 50 - за веник. Простыней и прочих глупостей там нет, но пар там о-го-го.
(Если баня не работает по техническим причинам, как это случилось год спустя, то на худой конец в депо есть душ. Вполне цивильный. Таксисты его знают. Туда удобно добраться на такси. Обратно пешком - недалеко.)
Выходите из бани – напротив плакат с номером телефона такси «Пуля». Набираете номер. Такси прилетает после третьей затяжки прикуренной после бани сигареты. Через 8 минут вы на вокзале. А там уже до вечерних поездов не так и много времени.
Наконец подходит наш 282-й и происходит воссоединение нашей команды для дальнейшего путешествия на Писту и Поньгому. Так мы думали.

Писта

Участники на «Писту»
1.и 2. Те же, см. Шую…
3.   Оля, Тушинская школа. Матрос на двойках. Техника – необходимый минимум, но силенок о-го-го. Опыт на Каньоне-СПОРТ двух Щегринок, Б.Сестры, трех слетов и многих тренировок. На порогах ей пока требуется опека.
4.   Валера. Мой инструктор из Бауманского клуба. Опыт VI-р. Больше говорить ничего не надо. Капитан Каньона 2+Э* впервые.
* (в Каньоне 2+ сделали самоотлив, упоры и сидушку, получили "Экстрим").
5.   Кирилл, сын Валеры, 13 лет. Юнга на отцовском Каньоне-2+Э. Опыт ПВД.
6.   Егор, сын Валеры, 14 лет. Капитан второго Каньона-2+Э. Капитан впервые. Опыт матроса на равнине в 2-3-х дневных походах. На воде его экипажу требуется серьезная опека.
7.   Кирилл, сын Валеры, 14 лет. Опыт матроса на равнине в 2-3-х дневных походах. Матрос второго Каньона-2+Э. Опыт ПВД.
8.   Володя. Тушинская школа.  На Каньоне-СПОРТ – две Щегринки, Кереть, слеты и тренировки. Сам кого хош застрахует.
9.   Илья. Сын Володи. Школа ДиванкаякероВ. На Каньоне-СПОРТ – две Щегринки, Кереть, слеты и тренировки. На порогах ему уже почти не нужна опека.
10. Сергей. Сын Володи. 18 лет. На Каньоне-СПОРТ сидел два дня, но упорно и в Лосево. К стати, именно он в Лосево первый  из нас освоил эскиматрас, а мы уже подхватили.  На порогах ему нужна опека.
11.  Илья. Тушинская школа в команде Космачева и не только. Опыта тоже достаточно. Уверенность и надежность.
12.  Игорь, его сын. Школа ДиванкаякероВ. Опыт обеих наших Щегринок, Кереть, слеты и тренировки. На порогах уже сам за себя постоит.
13. Александра. Тушинская школа и школа ДиванкаякероВ. Опыт матроса на КНБ в той жизни, на СПОРТЕ - обе наши Щегринки, Кереть, слеты и тренировки. Техминимум есть. Она как раз тот кильнутый (дважды), за которого двух некильнутых дают. Ей требуется опека на порогах.
14.  Сергей. Пластиковый каякер  Перовско-и-еще-какой-то школы. 2-е место в надувных каяках в паводковом ралли СкиТулец-2009. Короче - все умеет. И очень быстро ходит.

26 июля (Воскресение)

Однако-3
На Писту не пустили…
Эти ссуки в погранотряде Калевалы не удосужились, как положено, письменно ответить, что типа у нас была ошибка в заявке, как они сказали, и позвонили в МГЦТК г. Сазонову, т.е. тому, кто нашу заявку от клуба (городского) подписывал и которому мы все с вами, на самом то деле - по барабану. Ну и он погранцов послал ... Спасибо, г. Сазонов, это было наше последнее обращение к чиновникам от туризма за чем либо. Нам такие ваши услуги не нужны.
Ну а погранцы с удовольствием и законно послали нас.
Через год, в 2010-м я таки попал на Пистойоки и на погранпосту наблюдал картину как финны проезжали пост, не удосуженные даже поворота головы погранца, а нас «под лупой» проверяли. Спасибо, РОДИНА! Спасибо, господа чекисты. Такую родину (именно с маленькой буквы)  и "продать" не жалко. Кто б купил...
На будущее советую - для получения разрешения использовать фирму ВелТ и не тратить время на бесполезный сегодня МГЦТК. Велт - очень правильная фирма – личный опыт 2010 (и 2011 тоже) года. Единственное неудобство - ВелТ везет в Калевалу, а удобнее ехать от Лоухов. Как то надо договариваться о передаче пропусков (в 2011-м договорились).

КЕРЕТЬ-2009

Потеряв день и деньги на попытку прорваться на Писту, вернулись на берег Кереть-озера. Больше никуда тут не попадешь. Ну или далеко. И с собой, ясен пень - нет других описаний. На Керети хоть были в прошлом году.

27 июля (Понедельник)

Утро начинается с морошки, значит ты в Карелии, дружок.

Подъем в 8.00. Вместо кофе – компот из морошки. Спасибо Мишане.
Стапель. Отплытие. Не смотря на проблемы со сбором ТРЕХ сыновей, клан Гугаевых не сильно затянул наш выход и первое в этом походе «поехали» прозвучало в 12.30.
Экипажи К2+Э прилаживаются к новым лодкам. Юнкера, Егор и Кирилл, поначалу ожидаемо едут то влево, то вправо. Поэтому сразу начались занятия по правильной гребле прямо на ходу. Капитану объяснили, что матрос никогда ни в чем не виноват… и дело пошло. К обеду  уже почти ровно гребли и почти совсем не ругались.
Обед с костром на 2 часа у моста в конце озера и начала самой р. Кереть с 16.00 до 18.00.
К 20.00 дошли до озера Нижняя Ламба и встали на теперь уже привычном, как и в том году, высоком скальном лбу справа. Красота и дождь. СильныйЮнкера за день освоили прямой курс К2+Э при различных вариантах ветра. Валера с сыном чуть отстают в темпе, но это никого не тревожит. У нас всегда есть запас времени. Планируем по «каркасным» отчетам и «медленно» идем чуть быстрее, а главное, без авралов и лишнего экстрима в виде камнедыркинга и шкуроремонтинга. Специфика и реалии надувастиков.
Кто бы и что бы афторитетно бья себя ф груть не говорилллллллллл....
Юнкера планируют рыбалку на 5 утра и просили разбудить. Посмотрим…

28 июля (Вторник/полудневка)
Разбудил – встали. Молодцы, хоть и ничего не поймали.
Сегодня вышли в 12.00
Первые пороги и особое внимание Юнкерам. Страховка на 1-м Кривом.

Очень плохая ряжевая стенка на выходе слева. С правого берега не видно. Зато было видно, как мазало об нее чужой кат с грудным ребенком, когда он не гребя шел по струе и только в прижиме экипаж понял что к чему. Все обошлось. Прошли как всегда парами-тройками в два захода со страховкой спасконцом перед стенкой. Маладцы. После прохода – разбор прохода. Все-таки первый серьезный порог. По результату никто не возражал. С виду. По крайней мере.
Без карты при выключенном навигаторе слегка заблудились в озерах и за 1.5, правда больших перехода дошли до полудневочно-рыбацкого места справа на озере перед оз. Керчуг. И это место тоже было освоено в прошлом году. На обед - жареная рыба, спасибо Оле и рыбакам. После такого обеда я ужин «отдал врагу», но ночью мы с Сергеем ст. рыбу доели. В 21.00 начался сильный дождь и притих только к часу ночи. Но не прекратился.
Завтра по плану - «Мураш», а перед ним типа «Белый Зуб» с бревном поперек…

29 июля (Среда/дневка)

... по плану - «Мураш» ...
Щаз!

Наутро фракция ДиваноткосоФ решила, что сегодня дневка. Дождя-то нет. Наконец...

Дневка удалась. Нарыбачили на ужин и на завтрашний обед.
У Сергея мл. травит борт, достали, расковыряли разошедшийся боковой шов, подумали, заклеили и проварили спецмолоточком, предварительно потренировавшись на кусочке каррингтона. Получилось. Рядом намечалась другая дыра – проигнорировали.
Сегодня мимо проплыла барышня на Щуке.

Одна. Тогда я еще не знал, что на следующий год меня осенит такое же желание пройти речку одному. Пистойоку… и не только.
В полночь пошел дождь с усилением.

30 июля (Четверг)
Сегодня по плану – «Мураш», а перед ним типа «Белый Зуб» с бревном поперек… Попытка -2.

Вышли рано, погода солнечная почти всегда (вечером, сразу по установке тента, дождь таки пришел). П. Керчуг...оз. Керчуг, шивера. И вот обед на шикарном правом берегу. Уха в добавление к рациону слала бы смертельным номером. Есле бы не Сергей ст. Спас. Неожиданно и уверенно. Да так, что мы поняли - в команде есть теперь человек, способный доесть буквально все.
Сразу после обеда подошла шивера с бревном и дальше "Белый Зуб" с нехилым зубом посреди. Но только для вида.
И вот уже "Мураш". Посмотрели. Идем тандемами и тройками в две смены. Свободная смена страхует фотоаппаратами. Юнкера допущены до самостоятельного прохождения с тройной страховкой.

Перед стартом наблюдали киль Тайменя на выходном правом зубе. Капитан Т-2 не увидел обливника и на полом ходу очень точно попал в него по центру. Центру камня. Т-2 в этой лобовой атаке на секунду отскочил, но затем неминуемо был привален и кильнут. Но выплыл с порога без усложнений. У нас все всё поняли и прохождение прошло идеально. И Александра на этот раз обошлась без прошлогодних приключений (... а я тогда этого даже не видел ...). После прохождения наблюдали посадку на мель Скаута и тяжелый киль Т-2 на левом прижиме перед выходом. У Т-2 пострадал как минимум каркас и уплыло некоторое количество мелочей. Какой-то синий мешочек мы спасли, положили на берег и убедившись в своей ненужности, пошли дальше. А дальше долгое озеро Долгое. "Наша" прошлогодняя, весьма экзотичная и скрытая стоянка оказалась занята. Но спасибо Володе, он развил полный газ и занял прям перед выходом из озера последнюю стоянку, опередив две группы, рафтмастеркую и катамаранную. Двойной чай, вермишель с грибами, суп харчо и юнкера по английски сразу удалились спать. День выдался насыщенный.

31 июля (Пт)
Начало дня - обычное, с озерно-перекатистой греблей 2х1.5 часа до болота справа перед х/д мостом и ст. Кереть. Обед решили "изготовить" из морошки с конфетами. Получилось очень необычно и сытно.

Еще один переход и вот п. Долгий. Заходной слив отснят поперсонально

и вперед в шиверу - экзамен юнкерам на маневрирование.
Сдали. По плану в левой протоке нас ожидало оз. Песчаное и суперлюкс на южном берегу. Но... Да-да. Занят. В плохо скрываемом смятении прошла минута - другая. До Варацкого мест для нас нет. На Варацком дневать не хочется - проходной двор. Проходить - уже устали. Варацкий с набега и всей командой - не наш стиль. Но везет тому, кто гребет. Погребли внутрь северной оконечности озера и не сразу, но таки вычислили остров 25х40 метров с кучей дров и достаточным количеством ровных площадок.

Мы с нуля освоили остров и превратили его в люкс. Дневке быть. По плану.

1 августа (дневка)
Дневка.
Утром рыбалка. Но "тут рыбы нет".
После завтрака двумя отрядами поплыли и пошли на п.Варацкий покататься и потренировать юнкеров. Пешком, это переплыть на южный берег к люксовой стоянке и по тропе на шум порога примерно 2 км на Ю/В. По воде - 35 минут вниз по течению. Юнкера накатались на каяках в волю и без происшествий. Папа-Валера не удержался и тоже приобщился к надувному каякерству. Сергей ст. Показывал образцы пауз и поставленного гребка.

Грибы попались всем, кто ходил, а ходила еще и "непокатушная" команда. Естественно, что вторым блюдом на ужин были грибы под сыром и двумя соусами. Для доведения до совершенства соуса, потребовалась даже консультация из Москвы. Гурманизм в полный рост.
Завтра п.п.  Варацкий и  Краснобыстрый. И "мокрая" прошлогодняя стоянка, если не занята.

2 августа
10.40 вышли и через 35 минут - п. Варацкий. Идем в два приема. Сложившимися страховочными тандемами/тройками с береговым фото усилением. Илья мл. кильнулся.

Ну если лагом в бочку, то чего еще ждать... Поймали, покурили и слегка заблудившись на озере Варацком, в полторы ходки дошли до п. Краснобыстрый. Осмотр, план, поехали... На этот раз Александра (в отличие от прошлого года) прошла чистенько, а вот Сергей мл. отдал долг порогу за нее. Опять лагом в бочку. И каской по дну... День Брагилевских. Поймали и через 10 минут встали на прошлогоднем обеденном месте слева на типа острове в соснах. На обед ушел 1 час и 15 минут. По тактическим соображениям день закончили всего через 30 минут хода на люксовой скальной стоянке слева. Просто вперед ушли 3 или 4 группы и все места дальше должны были быть заняты. И мест там 2-3. А люксов вообще нет. Часть команды такое укорачивание дня не одобрила.
/Чтобы все было понятно - в психологическом климате команды наметился напряг. А повод для выплеска эмоций всегда найдется. К сожалению такое переживают любые коллективы. Анамнез - недовольство руководителем. Диагноз - вырос или устал подчиняться чужим правилам второй лидер. Кончается это обычно делением команды. Важно провести это максимально мирно. /
На стоянке ловит МТС. Опять грибы усилили ужин.
Завтра 16 км с двумя серьезными порогами (до Морского) надо пройти за 4 часа без обеда (с перекусом). Подъем в 7.00

3 августа
Подъем в 7.00. Аврал. Вышли в 9.20!!!
П. Масляный, едва не приняли за шиверу. Дал знать вчерашний напряг в команде, но "начальство " на чеку. Порог Павловский и вот он, мост и дорога от пос. Плотина. На все понадобилось два полуторных перехода. И мысль посетила правильная - не продолжать ломиться, а вызвать машину сюда и рвануть на Калгу, поскольку до Паньгомы далековато. А про Калгу мне совершенно случайно РАССКАЗАЛИ в поезде по дороге сюда вполне вменяемые люди прошлой Тушинской закваски, что они идут любоваться красотой туда уже 7-й раз, и что она, в отличие от всех карельских речек, течет всегда. И это II+КС. Ну и что, что без описания. А голова на что? И навигаторррр...
Обед. Антистапель. Поиск МТСа на мосту. С трудом вызываем Олега с "буханкой". Валера с сыновьями плывет дальше. По дороге на Калгу завозим Мишаню в Лоухи - он наплавался. И вот 9 человек едут в неизвестность. Вся дорога от моста до оз. Песчаного на Калге заняла 5.5 часов (9 т.р.).

Калга-2009
Стапель на песчаном пляже оз. Песчаное - наивная, но такая приятная надежда на отсутствие волн.

Место понадежнее есть в 100 метрах южнее, но там не в кайф. Авось ветер не разгуляется. Штиль. Красота. Ясно. И таки нам повезло. Ветер не разгулялся.
Ночью были записаны тезисы в новую редакцию кодекса ДиванкаякероВ. Отдых-отдыхом, но некая общая концепция сосуществования необходима.

4 августа
Встали в 8.00. Вышли в 10.25. Это наш рекорд в ненапрягающей ситуации и изредка повторяемый. Авралы не в счет.
Разведали начало Калги - перекат мощностью 1.5 куба/сек. !?? Пересекли озеро и тут она потекла! За день (5 ходок с обедом) прошли 7-8 порогов. Шустрая вода и много камней. Прошли мимо 4-5-ти групп на Тайменях и катах. Встали на Пигозере. Вдали, по прямой, в метрах 400-х сильно шумит. Поставили лагерь и втроем пошли на шум. Напролом с навигатором.
Порог. Грива, как мы потом узнали. Длинный, кривой и мощный.  С приколом. Для младших офицеров нужна даже морковка на  всякий пожарный. На том берегу видна табличка... Стоянки с обоих сторон -  штуки три. Люксы блин. Час не дошли!  По пути назад объелись морошки и нашли хорошую дорогу - гать. Набрали грибов. В итоге обжираловка: ужин  на 800 грамм рациона и грибы. Погода переменная. Вечер прояснел. Но холодно. 10-12 градусов.

5 августа (дневка)
Погода ясная и без намеков. Фракция ДиваноткосоФ снова бубанит о дневке. Хотя все верно, "бумага написана правильно". Два ходовых дня и переброска. Война-войной, а дневки по расписанию. Просто мне хотелось этот день перекинуть на море.

И тогда, возможно, многое бы было по другому... Но кто ж знал.

Не смотревшие порог вчера, сегодня пошли на него по разведанной дороге. Отстальные разлагаются. Я - рыбачить. Стабильность - признак мастерства. И тут тоже "рыбы нет". Погода солнечная, теплая и комариная. Ходившие на порог принесли грибов. Опять обжираловка. Дожили - туалетная бумага у меня кончилась. Спас меня Вова.

6 августа
Встали в 7.30, вышли в 10.35.
Переход и вот и п. Грива. Проход с комбинированной страховкой тандемами и спасконцом в одном местечке. Для спокойствия. Все прошло без эксцессов. Потом гребля по весело текушей реке и вот уже цепь Амбарных озер. На Нижнем Амбарном отобедали в блеске отличной погоды. 6-ть половников супа и сил еще хватило на 2 порции вермишели с тушенкой.  Но после первого же перехода все как то рассосалось. Прошли еще 5-6 порогов и мы в чудном водном Монте Карло. Быстрые 180-ти градусные повороты. Тренажер "держи струю". Закончилось все озером Калга. Перекур в его начале и финишный рывок на скальный лоб в конце озера. "Слабая" и "нежная" Оля неожиданно поймала кураж и не позволила себя догнать.  При встречном-то ветре. Я не смог даже в "хвост" вцепиться. Володя, и тот отстал. Со "слабых" Олю списать!
А погода жарчела и жарчела. Ранняя чалка позволила позагорать, ненапряжно развернуть "балономонтаж". Запаять замененный ранее баллон. Погонять гадюк на камнях и сходить в гости к соседям. Соседи - опять белорусы.

7 августа
Встали 8.00, вышли в 10.25
Еще на стоянке посмотрели карту белорусов. До обеда на реке еще 5 порогов и сколько-то после. Вышли из озера и снова тренажер "держи струю". Калга течет постоянно. Пошли разбои. Ширина проток местами около 2-х метров и при этом еще крутые повороты. 4  дообеденных порога прошли без просмотра за два часа и почти в подлень вдруг за поворотом... КАК ЗАШУМИТ! Возможно это был порог "Офицерский"). Пошли смотреть. Порог достоин второго места после "Гривы". Длинный, каменистый, кривой и требующий лавировки. Камни ТОРЧАТ хаотично и ярко выраженной чистой струи нет. Порог шли в два захода, страховка тандемами и фотоаппаратами.

Почти на ура, только Оля в середине нашла педестал и немного на нем задержалась...
На порог мы потратили 40 минут. И еще через один-два порога встали на обед  слева за автомобильным мостом, ведущим дорогу в Калгалакшу. У меня начал травить бортовой баллон. Поддул.
После обеда пришлось таки встать на вынужденную остановку - заменить мой баллон и еще через 30-40 минут справа показалась Калгалакша.
Водитель, которого нам сосватали, живет в доме перед вышкой на право от моста. Договорились на 22.00 после завтра. 5000.
После удлинненного перекура нырнули под мост и НАЛЕВО на север вокруг острова Олений. Если надо на морские просторы поскорее, то надо идти на право. На первом перекуре на скале острова Олений мне рассказали о чудном месте на Яжеламбине. Но до него надо пройти сквозь "пороги" - две каменые канавы. Каменные канавы нам понравились.

А последние 30 минут еще прошли в соревновании с четырьмя догоняющими Тайменями. Для занятия места была применена тактика "Сережа! ВПЕРЕД! А мы прикроем!". И вот мы на восточном каменном лбу на этой самой Яжеламбине и хотя самое козырное место занято, мы обжили необжитые соседние скалы с ровными площадками выше и правее. Очень гостеприимное место получилось. Только места для палаток разбросаны на 150-ти метрах. Да еще в команде разлад. Снова Илья. Теперь недоволен, что возвращаться далеко. Хотя все по плану.

По моему плану.

Дальнейшее подробно описывать не хочется. Поэтому вкратце ...

Полтора  дневочных дня в шикарных условиях предморья. Наконец-то установилась стабильная хорошая погода. Ночью вышла полная луна и Юпитер со спутниками

Сказочное место. "Рыбы нет", но черники и морошки навалом. Купальня, загоральня, гуляльня, фотографирня, отдыхальня. До моря одна ходка, но влом (а зря!!!).
Назад до Калгалакши - два с половиной часа. Антистапель. Станция. Пара неприглядных стычек на последок. Концовка была смазана.

В итоге разлада - потеря пяти человек. Трое Диваноткосов, что понятно, Миша, за компанию, как я понимаю, и Сергей - необъяснимо, по-английски...

Общий фото-альбом
Михаил (Zindolog) Левашов

Про эти речки еще можно прочитать: