19 января 2015

Кодекс безопасности в водном любительском туризме


Байдарки Фортуна и Мерман 
можно пощупать в Москве
и оттестировать в Белых Столбах
Что такое лодка Фортуна
Контакты

***

Материал сделан гугло-переводом с Safety Code of American Whitewater и потом 
без особых изысков адаптирован под российские реалии  классического 
водного туризма на разборных судах. В нескольких местах пришлось 
полностью писать заново, поскольку гугл-конструкции 
(и мои знания языка)  не позволяли оставить
 все "как есть" или мешал откровенно 
полиэтиленовый "уклон"

Американский вариант был принят в 1959 году, переработан в 2005-м и актуален по 
сей день, почему бы его не взять за основу...?

Туристические походы и выезды на реки выше IV КС я лично туризмом уже 
не считаю, это скорее спорт, где имхо совсем другие расклады,
хотя основа и для них вполне актуальна

Катамаранщикам никакие законы не писаны...

В нашей стране на эту же тему:
Антон Свешников (много, поскольку и подробно и не только об этом)
Григорьев В.Н. В этой его книге есть глава по безопасности, но ссылки на текст я в сети не нашел

Итак, поехали...

Введение
Этот кодекс был подготовлен с использованием наилучшей имеющейся информации и был проверен широким кругом экспертов-водников. Кодекс, однако, является только набором руководящих принципов, способы минимизировать риск должны быть гибкими, не ограниченными жестким набором правил. Различные условия и групповые цели могут сочетаться с непредсказуемыми обстоятельствами, требующими альтернативных решений. Этот кодекс не предназначен для использования в качестве стандарта, но все в нем основано на конкретной "крови", поэтому прежде, чем оспаривать, надо понимать его "цену" и ценность...

Адаптация проведена в сторону российского любительского водного туризма по бурной воде

I. Личная готовность и ответственность
1. Умейте плавать
2. Носите плотно прилегающий спасательный жилет
3. Носите правильно подобранный шлем
4. Не выходите на воду, если вы не можете контролировать судно на данной воде. Ваши навыки(!!!) должны быть достаточными, чтобы остановиться и зачалитсся перед неожиданным сложным местом, требующим особого внимания
5. Быстротекущие реки содержат много опасностей, которые не всегда легко распознать. Ниже приведены наиболее частые из них:
5.1 Высокий уровень воды. Скорость потока и мощь воды сильно возрастают с увеличением уровня воды, что повышает, как общую сложность, так и сложность большинства порогов и препятствий, возрастает вероятность аварий и многократно растет сложность сапасработ. КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ плыть по реке, когда по ней уже массово плывёт лёд или деревья, или вы видете подъем уровня воды. О повышенном уровне можно судить по затопленной траве, кустам и деревьям. Ошибочно судить об уровне реки в начале маршрута, так как небольшое повышение в широком, неглубоком месте будет многократно умножаться там, где река сужается и где вы еще не были. Всегда, когда это возможно, используйте достоверную информацию об уровне воды на гидропостах и имейте в виду, что солнце в снежных долинах и горах, сильный дождь и сбросы плотин вверх по течению, могут значительно усилить мощь воды
5.2 Холод. Холод истощает ваши силы и лишает вас способности принимать адекватные решения в аварийных ситуациях. Попадание в холодную воду вызывает шок и последующее переохлаждение, что особенно опасно. Одевайтесь соответственно для плохой погоды или внезапного погружения в воду. Когда температура воды ниже 17 градусов (имхо это уже проблемная температура) по Цельсию, для безопасного заплывания в бурной воде вам необходима гидрозащита с правильно подобранным термобельем. При себе вы должны иметь ненамокающие средства для разжигания огня, а в лодке, в хорошей гермоупаковке, сменную одежду. Если после продолжительного заплыва человека "трясет", наблюдается потеря координации или затруднение в речи, то это означает переохлаждение и ему срочно требуется комплекс мероприятий по согреванию
5.3 Завалы и сифоны. Поваленные деревья, опоры мостов, наваленные большие камни или что-либо еще, сквозь что вода свободно проходит. В этих местах вода может прижать (и даже затащить под воду) и лодки и гребцов. Давление воды на все, что таким образом попало в ловушку, может быть чрезмерным, спасение часто чрезвычайно сложно.
5.4 Дамбы и плотины. Когда вода падает с препятствия, она возвращается обратно, образуя сильный противоток. На границе противотока и слива образуется зона, называемая котлом (подсосом), который может удерживать лодку или пловца сколько угодно долго. У плотин и дамб бывают специальные проходы, но рядом почти всегда имеются гарантированные котлы. Водники, которые не могут распознать разницу, должны эти препятствия обносить. При попадании в такой котел, у человека есть единственный выход - нырнуть в донное течение, но как показывает практика, на это расчитывать не следует.
Примечание: единственный (доступный группе) БЕЗОПАСНЫЙ ДЛЯ СПАСАТЕЛЯ способ спасения, это вынимание человека, находящегося в сознании, спасконцом, кинутым с берега, если расстояние меньше 15 метров или кидание спасконца с байдарки-двойки, когда передний кидает, а капитан следит, чтоб и его судно не попало в котел. Все остальные способы опасны
6. Навалы. Это когда сильное течение приваливает лодку к камню или другому локальному препятствию, в результате чего лодку может обернуть и сломать вокруг этого препятствия. Это особенно опасно, если вы не успели покинуть лодку и вас зажало в ней. Чтобы избежать навала, накрените (прямо лягте) на препятствие и вода будет бить лодке в дно. В дальнейшем надо или дождаться помощи или самостоятельно продвигать лодку (не теряя крена) в ту сторону, где лодка быстрее соскользнет с препятствия.
7. Не плавай водиночку, ("Never paddle alone"), минимально - две лодки. Одиночные походы, это специфичные мероприятия и те, кто так ходит, обычно не только хорошо осознает повышение риска, но и умеет его максимально минимизировать
8. Отдавайте себе отчет в своих умениях управления лодкой, не пытайтесь совершать "подвиги" на реках или порогах, которые выходят за рамки ваших умений и опыта
9. Подбирайте маршруты по своим физическим и психологическим возможностям, в соответствии с трудностями, которые можно ожидать. Внесите коррективы по возрасту, здоровью и физической форме. Любые ограничения здоровья должны быть объяснены вашим товарищам по походу до его начала
10. Практикуйтесь в самоспасении. Тренируйте быстрое покидание перевернутого  судна, само(!)спас вплавь (самое безопасное место на реке, это берег!!!), возврат лодки на ровный киль и залезание в нее обратно. Последние два движение эффективны для каркасно-надувных и особенно эффективны для надувных лодок 
11. Учитесь навыкам спасения, первой помощи и СЛР(искуственное дыхание), уделяя особое внимание распознаванию и лечению переохлаждения, это может спасти жизнь вашего друга
12. Имейте снаряжение для непредвиденных ситуаций (НАЗ). Имейте все необходимое для непредвиденных ситуаций, в том числе обувь, которая защитит ваши ноги при аварийном выходе, спасконец (на поясе, очень полезная штука), нож, свисток и зажигалку. Если вы носите очки, наденьте их и имейте запасную пару. Имейте адекватный маршруту ремнабор. Никогда не надевайте на сплаве объемных курток, пончо, тяжелых ботинок (а особенно охотничьих сапог и вэйдерсов) или чего-либо еще, что может снизить вашу способность выживать во время плавания в быстрой воде, которая может соседствовать с деревьями в русле. Не расстегивайте спасжилет никогда, пока сплав не прекращен и вы не причалили, даже если жарко и до чалки "всего" 10 минут...
13. Несмотря на групповой характер похода, каждый несет полную личную ответственность за следующие решения:
13.1 Решение об участии в любой поездке. Это включает в себя оценку ожидаемой сложности маршрута и порогов в условиях, существующих на момент похода
13.2 Выбор соответствующего основного и спасательного снаряжения, соответствующих своим навыкам
13.3 Решение разведать любое препятствие, пройти его или обнести. Другие члены группы могут дать совет, но вы должны сопротивляться давлению кого-либо, если эти советы заставляют вас выйти за пределы своих навыков. Вплоть до главного решения - идти в такой поход (или с этой группой) вообще или нет
13.4 Все участники должны постоянно оценивать свою собственную безопасность и безопасность своей группы, озвучивая свои проблемы, когда это уместно, и следуя тому, что они считают лучшим решением, но не в ущерб остальным. Участникам следует следить за товарищами, если те начинают выходить за рамки безопасности и озвучивать это немедленно. Руководитель следит за всеми (и это самая сложная часть его обязанностей)...

II. Готовность лодок и снаряжения
1. Испытайте новое снаряжение в знакомых или спокойных условиях, прежде чем полагаться на него для сложных ситуациях. Это особенно верно при использовании новой конструкции лодки или ее оснащения. Суда малого объема могут представлять дополнительную опасность для неопытных или плохо подготовленных водников
2. До выхода из дома убедитесь, что ваша лодка и снаряжение находятся в хорошем состоянии. Чем более автономен и сложен маршрут, тем более тщательным должен быть этот осмотр
3. Используйте закрепленные ескости-непотопляемости в ненадувных судах, особенно в носу и корме. Чем меньше воды окажется в лодке после переворота и чем выше она будет плыть над водой, тем целее она будет при попадании в неприятности типа "навал". Надувные лодки должны иметь несколько отсеков и должны быть предварительно накачаны дома для их испытания
4. Имейте прочные весла правильного размера. Возьмите с собой достаточное количество запасных весел для продолжительнного и сложного маршрута
5. Посадка в лодке и вспомогательное оборудование должны быть удобными, чтобы вы имели возможность быстро покинуть лодку. Это является важной составляющей безопасности на порогах. Вы несете ответственность за последствия аварии:
5.1 Юбки должны держать валы, но слетать при перевороте, что полезно проверять и тренировать на спокойных участках
5.2 Обувь не должна заклиниваться в лодке и препятствовать гребцу быстро ее покинуть, особенно на байдарках с закрытой декой и с небольшим объемом для ног
5.3
5.4 Незакрепленные длинные чальные веревки недопустимы, они опасны и вызывают запутывание. Остерегайтесь веревок любой длины, прикрепленных к лодке. Все, что похоже на веревку, должно быть собрано и закреплено. Не завязывайте узлов на конце чальных веревок, так как они можгут попасть в трещины между камнями и вообще зацепиться за все, что угодно
6. Оборудуйте (укрепите, переделайте) лодку крепкими и функциональными ручками, которые позволят вам спасти ваше судно и выдержат необычно сильные нагрузки. Для этого рекомендуется следующее:
6.1 Каркасные байдарки должны иметь прочную несрываемую обвязку
6.2 Надувные лодки должны иметь прочные (проверенные на отрыв) ручки на носу и корме

III. Групповая готовность и ответственность
1. Организация. Для всех участников путешествие следует рассматривать как общее приключение, за исключением поездок с учебными целями. Участники разделяют ответственность, а каждый участник несет индивидуальную ответственность за оценку своих возможностей и за свою безопасность в ходе похода. Участникам предлагается (но не обязан) давать советы и рекомендации для независимого рассмотрения и суждения других, но только в те моменты, когда идет обсуждение. Принятые решения не обсуждаются. Балланс в этой теме сложен и полностью в компетенции руководителя, догм нет...
2. Обстановка на реке. Группа должна иметь актуальную информацию о сложности похода, оценить ее и соответствующим образом скорректировать свои планы. Если маршрут не очень хорошо известен или никто не знаком с рекой, следует тщательно изучить карты и  чужие отчеты. Группа должна обеспечить для себя точную  информацию о водной и береговой обстановке, чем сложнее марнрут, тем важнее это будет. Помните о возможных изменениях уровня реки и о том, как это повлияет на сложность маршрута. Если поход связан с морем и морскими приливными явлениями, знайте расписание приливов (хотя оно вычисляется на раз)
3. Групповое снаряжение должно соответствовать сложности реки. Каждый поход требует индивидуального подхода, а "основной" список не заменяет здравого смысла
4. Держите группу компактной, но сохраняйте достаточное расстояние, чтобы избежать столкновений. Этот пункт один из самых невыполнимых на практике, но очень важен, и чем сложнее препятствия, тем важнее. Если группа большая, рассмотрите возможность деления на более мелкие группы по принцыпу примерного суммарного равенства опыта в группах, вплоть до пар "ведомый-ведущий". Расположитесь достаточно близко, чтобы обеспечить хорошее общение, но не настолько близко, чтобы мешать друг другу в порогах
4.1 Передовой экипаж задает темп. Все остальные идут в заранее обговоренном порядке, не обгоняя друг-друга, особенно вблизи препятствий. Никогда не продолжайте движение, если вам непонятоно, что впереди происходит и как это проходить. Если сомневаетесь, остановитесь и разведайте
4.2 Следите за всеми членами группы. Каждая лодка следит за той, которая позади, останавливаясь при необходимости. Знайте, сколько человек в вашей группе, и регулярно делайте подсчеты. Никто не должен угрести вперед или выходить на берег без предварительного уведомления группы. Участники, нуждающиеся в надзоре и опеке, должны оставаться в центре группы и не позволять себе отставать на сложных порогах и участках. Если группа большая, особо полезно назначить опытного (и быстрого) замыкающего
4.3 На реках с интенсивным судо-движением не пересекайте путь больших и быстрых судов.  Не мешайте тем, кто начал прохождение препятствия. Всегда посмотрите вверх по течению, прежде чем самим проходить препятствия. Никогда не входите в сложное место, если там уже кто-то идет. Обгон других групп может быть опасным,  поэтому стоит подождать перед препятствием, пока впередиидущая группа его не пройдет
5. Регистрация в МЧС/МКК. Если поход проходит в дикой местности или в течение длительного периода, маршрут следует зарегистрировать в МКК и еще более желательно уведомить МЧС. Целесообразно иметь (знать) контрольные пункты на пути, где можно связаться с людьми или даже закончить маршрут в случае необходимости. Знание третьими лицами плана вашего путешествия может ускорить спасработы, если они будут необходимы, а вы про это не сможете сообщить по разным обстоятельствам
6. "Допинг". Употребление алкоголя или наркотиков, изменяющих сознание, до или во время нахождения на воде не рекомендуется, он притупляет рефлексы, снижает способность принимать решения и может мешать важным рефлексам выживания
7. Учебные выезды. В отличие от обычного формата похода, в этих выездах руководитель берет на себя некоторые из обязанностей, обычно выполняемых группой в целом, в зависимости от обстоятельств. В этих форматах признается, что учебные выезды могут включать участников, которые не имеют значительного опыта. Тем не менее, по мере того, как участник приобретает опыт работы в воде, он берет на себя все большую ответственность за свою безопасность в соответствии с тем, что он знает или должен знать в результате этого возросшего опыта. Кроме того, как и во всех форматах мероприятий, каждый участник должен осознавать и принимать риски, связанные с серьезными опасностями бурноводинга (быстротекущих рек)

IV. Руководство по спасению и самоспасению на воде
1 По возможности быстрее приходите в себя после аварии, по возможности ликвидируйте ее последствия и готовьтесь помогать другим
2 Если вы заплыли, держитесь за свою лодку. Это важно, вас легко обнаружить спасателям. Старайтесь держать лодку перед собой и сбоку, чтоб видеть, куда несет и не быть ей придавленным, когда вы во что-то упретесь. Тренированные граждане на надувных лодках могут и должны перевернуть ее на ровный киль, забраться в нее и продолжить сплав или начать помогать остальным аварийщикам
3 Отпустите лодку, если она мешает добраться до берега, это повысит ваши шансы, особенно если вода холодная или впереди опасные пороги. По возможности активно попытайтесь спасти себя, плавя траверсом к берегу в улово. Будьте готовы помочь другим, кто может прийти к вам на помощь! Смотрите по сторонам!
3.1 При заплывах в мелких порогах, лягте на спину,  поднимите ноги, развернитесь вперед ногами по течению. Не пытайтесь встать в быстро движущимся потоке,  если вашу ногу заклинит в камнях, вы упадете и вода не даст вам встать и дышать, стремитесь попасть в медленную или очень мелкую воду, там встать или зацепиться за берег проще. Смотрите вперед и по сторонам! Избегайте возможных ситуаций втыкания в камни, опоры мостов, попадания в ветки поваленных деревьев и в прочие препятствия, оплывая их подальше
3.2 Если пороги глубокие и мощные, перевернитесь на живот и агрессивно плывите к берегу. Наблюдайте за камнями и уловами, используйте их, чтобы выйти из течения. Какая бы не была сильная вода, у вас будет возможность плыть поперек, к берегу. Однако, если берега усыпаны повалеными деревьями или скалами, безопаснее плыть по центру, пока не будет найден более безопасный выход. Догм тут нет, есть сила духа, навыки и везение (+ удобный спасжилет и хороший гидрик)
4. Если твои коллеги "расплавались", сначала спасай людей. Лодки, весла и вещи спасаются потом, если это можно сделать безопасно. Хотя участникам рекомендуется (но не обязательно!) помогать друг другу в меру своих способностей, они должны делать это только в том случае, если они могут сделать это безопасно. Первая обязанность спасателя состоит в том, чтобы не усугубить проблему, став новой жертвой. Это цинично звучит и выглядит, но это именно так и "потому"!
5. Использование спасконцов требует обучения, неумелое использование либо бесполезно, либо вредно, это может привести к травме или того хуже. Никогда не привязывайте себя к спасконцу без надежной системы самосброса (которой у вас как правило нет). Имейте под рукой  нож (хотя бы раскладной и в кармане), чтобы справиться с неожиданной запутанностью (даже переводить "на русский" не хочется, как звучит!). Научитесь эффективно установливать срахователей со спасконцами, точно бросать, безопасно страховать и правильно обращаться с брошенной вам веревкой
6. При оживлении утонувшего, имейте в виду, что холодная вода может значительно продлить время жизни. Жертвы переохлаждения могут иметь подавленные жизненные показатели, поэтому они выглядят и чувствуют себя мертвыми. Не сдавайтесь, продолжайте СЛР как можно дольше без ущерба для безопасности, а свободные участники должны вызывать медицинскую помощь, сразу, как только СЛР началась.

Международные команды-сигналы
(фотографии пропали, но ищутся в интернете, я как нибудь восстановлю)


23 декабря 2019 
"перевод" - Goooooooooooooooooooooogl
адаптация - Михаил Левашов (ZindOlog)