8 января 2015 г.

Полный контроль лодки. Как его добиться...

Итак, полный контроль любой лодки, это четыре обязательные вещи:

1. Сидение. Само по себе жесткое и теплое. Всегда на одной высоте и всегда одно и то же, без продавливаний, колебаний и выступов, где не надо. Поэтому гермы с вещами и надувные сидушки - это самый неудачный вариант. На фото ниже к примеру, это 15-20 мм твердой плиты из ЭВА.


Если лодка без надувного дна, то там легче. Там производитель ВСЕГДА делает жестко установленное сидение, которое НЕ НАДО УБИРАТЬ. Только улучшить, если что


2. Спинко-упоры системы "экстрим-контроль-комфорт".
Итак что такое правильные спинкоупоры...
Спинка:
Высота спинки - чуть выше кости бедра. Спинка нужна только, как упор против распора со стороны пяток, то есть это фиксатор таза, а не опора для спины.  На фото ниже высота спинки излишня, она там не работает, но зато греет(!).
Бедренные упоры:
Упоры, вделанные в верх борта, как на большинстве серийных лодках, это видимость контроля, потому, что лодка кренится поднятием БЕДРА, а не движением коленей, а в серийной постановке упоров бедро почти не работает. Чем ближе точка приложения силы к бедру, тем упор работает эффективней. Неправильные упоры имеют еще один отрицательный ньюанс - упор слетает с ноги при малейшей качке на валах.

Бедренные упоры эправильно крепятся к спинке, как на фото ниже, 
на уровне 2 см выше бедренной кости и его длина регулируется стандартной пряжкой впереди, где петля, за которую крепится передняя часть упора, вшивается в донный шов в 15 см впереди вашего положения трубки пяточного упора, а если ее там нет, то там приклеивается полукольцо. Оно приклеивается к борту или дну.

Задняя часть бедренного упора, это регулировочная пряжка, вшитая в то же место, что и передняя часть этого упора, и стропа, закрепленная за петлю в донном шове в 15 см за линией спины. Ну или за приклеенное полукольцо.


П. 1 и 2 позволяют твердо зафиксироваться в вертикальном направлении.

3. Упор для пяток.
В совокупности с п.2 позволяет твердо зафиксироваться гребцу в продольном направлении.

В Одиссее приходится приклеивать полукольца к борту, как можно ближе к дну. Пяточный упор в каркасниках - типа как на фото тут. Если дека большая, под которую подлезают коленки (Таймень и типа того), то ее хватит без бедренных упоров... Но эффективность условная.

3* Упор для пяток в плоскодоноке (съемный)
Вот как было реализовано на Скитульце-2015 для Тайги-340 капитанское место..

4* С боков тоже не должно быть люфта.

Иллюстрации:
Идеальный аутфиттинг на Каньоне-Спорт:

Идеальный аутфиттинг на"багги" А-14М:


Вот крайний вариант идеальной заделки заднего конца упора (вровень со спинкой и напротив бедренной кости), начиная с которого упор работает эффективно. С этого места эту заделку можно смещать только НАЗАД И ВНИЗ. Надувную спинку я просто не успел убрать. Она - зло!

Упоры, прикрепленные спереди к верхней часть борта, как тут к примеру, 

НЕ РАБОТАЮТ никак, что б вам продавцы и очень опытные "туристы" не говорили. Говорю это после совсем неглубокого погружения в спорт. Да и слетают на раз вот так (желтая стрелка):

Вот на этом видео на 19-й секунде чОтко видно, как уже слетели эти попс-упоры. "Следи за его левой ногой!" (с)


Как не надо сидеть в лодке
Несколько смешных фотографий с сайта интернет-магазина проиллюстрируют типичные ошибки
Наклон или навал на спинку - такая гребля утомляет!


Если ноги лежат на дне - это неудобно, но главное - неэффективно! (на фото стрелка не туда кажет :) Колени не лежат на дне. Это неудобно.

Вдобавок торчат - просто смешно :)

А такие коленки не дают грести, да и сидеть так неудобно. 

Сразу видно, что фотограф и заказчик (как это часто бывает) не рубят фишку. И лодки исполнены в комплектации "для пижонского пляжного купания" :)
Мэй би для пляжа с пивком оно и прокатит, но в туризме это неправильно.

Сравните с положением коленей Михалны на Одиссее:

Михална - дважды победитель Скитулца. Не, ТРИЖДЫ!

Если что не понятно - пишите. Я обычно не кусаюсь...

Ну и о дифференте. Лодка с небольшим дифферентом вперед(!) идет прямее и быстрее


Подъем сидения повыше.
Как? Не важно. Зачем? Чтоб удобнее сидеть. Чем спокойней речка, тем выше можно поднять себя. Кажется на втором Кодоре я себе заказал вот это:

Слишком-слишком много для бурноводинга (и опендека с матрасом!), но я могу себе это позволить. Тем не менее, я не помню (не записал и это странно, потому, что все записывал), но кажется я там сразу ополовинил этот пьедестал по высоте. Слишком  неустойчивой стала лодка в сбойках. А это был мегаустойчивый  Аккорд.

Экономия 300+700 грамм
В связи с новым, неожиданно удачным личным опытом, нижеописанная концепция немного изменилась. Упорами теперь будут (могут быть) съемные лямки гермобаулов, к которым я их сам приделал (пока моя любимая контора не чухнется и не выпустит это серийно). Экономия 300 грамм.
И получатся афигенно удобные герморюкзаки. Экономия веса на упаковке не меньше 700 грамм.
Для начала попробую 60 литров для ПВД и 100 литров для многодневки. Вторая герма - это носовая. Обычно это конус. Он тоже может иметь крепеж для лямки, которую можно и перестегнуть, если что. У меня это 60 литров. Как видно на второй фотке, в две эти гермы вошел весь груз на неделю неосуществленного Кавказского сплава. Там нет еды, но для нее есть место.

Приложение 
Мнение Сергея Петрова (Тайм Триал) о пяточнике:
"Пяточный упор, конечно, надо предлагать для желающих. Вопрос - какой он должен быть? Лично мне ужасно неудобно, когда пяточник в виде трубы лежит на дне. Лучше, если он расположен НАД дном. "
Вот так. Понятно, почему ТТ до сих пор (2017 год) серийно НИ ГДЕ его не ставит, а клеит, в лучшем случае, на борта полукольца для самостоятельного подвеса весьма НЕ удобной трубки. Заметьте, она в ТТ не пяточник, а подподъемник. Это большая разница. И с т.з. эргономики и безопасности.
Спортсмен, который в походы уже лет цать, не ходит, правильные упоры не любит и не делает другим. Ну а чё? Нормально. 

Левашов Михаил (Zindolog)