ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

07 мая 2018

"Народный" сияк Гарпун 4.5 (Г45), первые впечатления


Байдарки Фортуна и Мерман 
можно пощупать в Москве
и оттестировать в Белых Столбах
Что такое лодка Фортуна
Контакты

***

Сияк, как много в этом слове
Звучит стремительно и звучно!
Да только вот "пять метров" в доме
Держать не каждому сподручно
Но к нам пришел с Невы державной
Шедевр от Мастера  разборный
Его пиарить прям приятно
Отчет читайте прямо тут...

ВВЕДЕНИЕ
Четыре года назад я начал тему на форуме Ветер Премен со слов:
Мое видение (вой в ныбо):
- все "давно" уже есть, хочется В3.6 длиной где-то 4.50
(тема на ВП)
Народ впрягся и начал давить на все знакомые фирмы, я
 последние пару лет тоже науськивал Вольный Ветер на нечто подобное, но там не захотели

И вот наконец 7 мая 2018 года господин Михайлов нас ублажил...


Часть I
Знакомство издали

Очень-очень условно, Г45 это Илекса минус стрингера и плюс 1 метр, это метис гибрида и КНБ, унаследовавший все хорошее от родителей. Походный разборный сияк веса и ширины Илексы, скорости почти как у Лены, простоты гибрида, не Шуи-1, но близко. На сборку неторопясь после просмотра видео от Михайлова и трех тренировок, уйдет не больше 22-х минут (говорят и 9 минут можно, если есть талант и желание)

ИМХО
Гарпун-4.5 это "убийца" Вектора и Ладоги для "разумного" использования, особенно типа "паганять" в однодневном ПВД. Не быстрее конечно, но гооооорааааздо "выгоднее" в целом. И это "брат" Илексе и Шуе-1

Если сравнивать с Шуей-1, Одиссеем-370 и Викингом 3,6 на большой воде, лодками, близкими имхо по конструкции, задачам и "характеру" (кроме особой ширины конечно) и Илексой как родственником, то:
- В3.6 и Ш-1 и Одиссей-370 предназначены "для всех" и безопасны (если не дурить)
- Илекса тоже что и предыдущие, только менее остойчива, а для профи она неприемлема по аутфитингу. Как позже оказалось, Илекса едет не хуже, собирается быстрее, но не любит больших волн, страшно на ней в хорошей волне, говорят
- Г4.5 подойдет "для всех" по "тихой" и "ровной" воде и вдоль берега, но приятнее и быстрее предыдущих. Для профи - без ограничений, они знают, с чем играют.

Браво Михайлову! Безусловный шедевр. 
Только вот снятый с производства Викинг-3.6 мне жалко. Я попробовал в однодневных ПВД и его и Гарпун-3.6, и понял, что они оба мне скорее не нравятся, но В3.6 хоть нет лишних железок, а бедренный упор там вообще не нужен, поскольку "никакой", уж лучше сделать из ремня, ну и пяточник сделать тоже надо...

Часть II
Тест на Ночной ПРАгулке 2018
..
Введение
Итак повторюсь, с первого показа было ясно, что Гарпун 4.5 это именно долгожданный "народный" сияк для массового пользователя. Ходкий, быстросборный и не тяжелый. Ну и сразу захотелось объективных независимых оценок. И тут мой Краснодарский друг Женя решился и для ближайшего похода по летней Карелии купил себе этого Гарпуна, попросив оттестировать его на предмет "доводки" по конструкции и гермо-вместимости, разрешив мне на нем проехать Ночную ПРАгулку. А Ночная ПРАгулка требует идеальной подготовки судна с т.з. удобства, потому, как только водная дистанция там под 40 км (а это почти два ходовых дня для обычного похода), но в условиях ночи, повышенной усталости и требования к лодке, чтоб не мешала ни-ни. То есть лучше теста на удобство эксплуатации не найти. Итак, поехали...
.
Посылка
Развернул, а там Красота.. Нет, ну согласитесь, что достала зелено-серого-голубая надувная депрессия. Наконец-то не только Москва клепает надувные разноцветики.
Через 49 минут первой сборки с кучей ошибок и преодолением ... фичей, дивайс был готов:

ТТХ
Длина 4.5 м, вес 13,5 кг, конструкция - привычный алюминиевый кильсон и подвешенно-распертые привальники. Вместо стрингеров - надувные монобаллоны небольшого диаметра, аутфиттинг - почти сиячный, вместимость - (имхо) на 2 недели за глаза, очко - разборное на алюминиевом ободе каякерского размера XL c маленьким буртиком, что для серьезных волн не айс. Комплектная юбка пока не опробована.
.
Это не баг, это фича
(дежурная отмазка программистов или данность, что идеала нет)
.
Фича №1
Очки все(!) с традиционно с коротким "жабо". Заправлять обручи - сущий капец. Не в смысле долго, а в смысле, что для сборки главного очка требуется третья рука или колено. А лучше еще две руки. Лечение - добавить три-пять см к длине "жабо". Можно и тканью, как это сделано на Касатке от Снаряжения, решение известно с 80-х годов, оно еще и улучшит удержание юбки на больших волнах. К сожалению простыми способами в гараже не лечится. Хотя в присутствии г. Михайлова я потом этот обруч одел без проблем...
.
Фича №2
Синдром просадки сидухи до кильсона и касания шкурой сидухи. Лечение - делаю защиту шкуры от пробоя об сидуху и одновременно уменьшаю выпячивание пяток сквозь шкуру. Полоска ижевки скатывается в пять слоев, завязывается и запихивается под сидуху, а ее оставшаяся часть доходит до ножного упора и заходит за него чуть-чуть:
Заодно получается мягкое место, куда наступаешь, не боясь пробить дно об камни у берега.

Есть сведения, что все это к концу 2018-го года это исправлено специальной подпоркой.

Фича №3 (по мне, так конкретный баг)
Сидуха скользкая, а спинка не фиксирована по высоте, а лишь висит на резинках, цепляющихся за крючки под декой. Пока недолго настраивал, спина заболела. Требуется координальное изменение. Так ходить - сущее наказание и это я очень вежливо...

Баг №1
Коленные упоры необходимо подвязывать к распорке. Защелки вылетают на раз и упор, падая, "хватает" за ногу. И ведь схватит, если вдруг не удалось сделать эскимоса и надо стреляться. Это серьезный баг, но переводится в фичу двумя шнурками )))

На следующий день 
Разобрал за 10 минут, а собрал почти без ошибок за 30 минут. Можно было существенно быстрее, но мумукался с очком. Малые очки вообще не надо разбирать, но... они при хранении оставляют следы на деке...
.
Лечение  фичи №3
Родную спинку заменил на спинку от Т-34 и сразу наступило щастье. Пачиму? Патаму, что она жестко упирается в дно и не гуляет вниз под спиной. Крепеж к бортам у этой спинки идентичен родной. Получилась идеальная спинка именно под эту высоту:

На сидушку наклеил пену (5 мм толщины, а можно и больше) и пропала скользкость. Аутфитинг стал близок к идеальному. 
.
Ньюанс
Коленные (они именно коленные) упоры на этом Гарпуне мне нравятся (пока без пробы на воде). Но они - вещь интимная. Кому другому может потребоваться индивидуальная подгонка.

И вот теперь, похоже все к ПРАгулке Гарпун 4,5 готов, "война план покажет"...
.
Доводка и пробы на месте
Осознанная доводка коленных упоров
На упоры в районе коленей, для мягкости, одел пенный утеплитель для трубы
Неосознанная доводка коленных упоров или вариант лечения бага №1
При сборке лодки мну ошибся и поставил переднюю поперечную распорку ПОД упоры. Заметил не сразу, а когда заметил, просто попробовал сесть и оказалось что пропал навязчивый контакт бедер и упоров, появился уютный зазор, выбирающийся минимальным движением коленей. Решил оставить. Но, как следствие, вся конструкция упора агрессивно выперла шкуру вверх в месте, где и без того ВСЕГДА бьются руки УСТАЛОГО гребца. Поэтому под трубы упоров пришлось подсунуть полоску ижевки. Это решение создало главное удобство. При усталости и понижении рук, они мягко бились об шкуру, умегченную пеной и проблемы не было от слова совсем.
По поводу повышенного "торчания" - после взгляда на  "каяк2020", который тоже был на Прагулке, с его ого-как  торчащими  упорами, меня мой вариант не напрягает тем более.
Ощущение заниженной посадки
Оно возникло сразу, но укрепилось, глядя на Андрея:


Андрей выше среднего роста, но я (имхо) вижу, что даже он в очке слегка "утонул". А когда под него подложили два тооолстых поджопника, картинка более-менее стала гармоничной (фотки нет), поэтому в добавок к приклеенным 5 мм пены, я себе на гонку подложил еще два слоя ижевки. Но все равно чувствовалось, что руки надо держать выше. Правда я испорчен родейником, где всегда посадка высокая, так что не навязываю, но предупреждаю.

П.С. Женя на Белом Море (уже в 2019-м) посадил себя еще выше, на 5 см пены и выразил удовольствие, но... он каякер (рост 195).
.
Гонка
Впечатление одной фразой
52 км общей дистанции из которых 45 по воде и к Г45 претензий НОЛЬ!
Впечатления поподробнее
Кэп-очевидность конечно, но едет он легко, быстро и бесшумно
Легко относительно конечно. Чтоб идти на ней больше 7.0 км/ч надо конечно включить немного корпус, халявы не бывает. Я не пробовал эту цифру строго засекать, было не до того, засекал в режиме замера текущей скорости, что есть очень ориентировочно
Быстро - в режиме уже усталого меня, вверх по течению, от меня не сильно быстро (а вернее почти час, сначала в зоне слышимости сзади, а потом в видимости впереди) уходил Олег Космос на Касатке-2 джа еще в паре с неслабой матроской, идя без остановки. 
Бесшумно - как не разгоняйся, шума из-под штевня нет и весь сказ, идеальная форма носа.
.
Неочевидности:
Очень хорошая остойчивость при такой ширине (Илекса такая же). Никаких проблем повернуться прям на плаву, из заднего очка достать герму и переодеться. Или на плаву же снять неопреновые ботинки, которые и на берегу-то не сразу снимаются. И да, не забываем конечно, чем я "испорчен".
Крен на ней держится в режиме "недолго" и кратковременно на опоре, например для поворота креном в противоположную повороту сторону. Крен гораздо плавней и предсказуемей, чем на Илексе, которая проигрывает из-за очень условных упоров (фальшбортов).
Маневренность (естественно) отвратительная, как и положено сияку
По поводу крепкости конструкции на волнах думаю так, разумные волны вряд ли что сделают с этой лодкой. 
.
Расширенная рекомендация (вот тут внимательно читаем)
Если Г45 брать в Карелию на пороги-пороги, то это будет не хуже, чем с недообученным экипажем на Свири. А метод отрицательного (или кормового) траверса вполне там применим и все поправит для тех, кто умеет. Но это будет челендж, однозначно. Даже для умелого человека в смысле управления лодкой на бурной воде.
.
Загрузка
Две конические  (из комплекта вроде) гермы литров по 25  в нос и кормуОдна  40 литров (наверное) за спику. То есть в трех штатных гермах ложится 90 литров. Остальное, что не страшно намочить (сиякинг не предполагает килей), пихается в свободное пространство над гермами. А это - палатка, пеноковры, если до надувнизма еще не дошло, посуда, баллоны газовые. Только мелочевку очевидно лучше пихать в мешках, ибо на всякий случай...
.
Поздравляю всех мечтателей о легком и разборно-удобном сияке с появлением этого замечательного дивайса! Желаю Сергею Михайлову не повторять ошибок и эту модель особо НЕ МЕНЯТЬ. Она идеальна уже сегодня, за исключением описанных фичей. 
.
И да, Вольный Ветер упустил инициативу, очень жалко
.
Прямые конкуренты
Илекса, Шуя-1 и Жакар, Жакар - сильный конкурент, но другой системы и еще более спортивный. И тоже от гения конструирования. Но это Украина, конретнее Харьков и про эту лодку пока можно забыть. Лнна есть у Жени Гуляева и еще одна у моего товарища Дмитрия из Обнинска, но он "коллекционер" и интроверт, нигде не показывается особо. Вес Жакара-38 - 9,5 кг, а 45го - 11,5 кг. То есть он легче Гарпуна на 2 кила, компактней в упаковке и без железа, для сборки нужен лишь насос...
.
Скоростной тест
5 августа погонял Гарпуне 4,5 в Никольском в своем стандартном тесте в Скитульском темпе на 700 м по 350 м вверх и вниз по течению с замером средней скрости в движении.
Получил - 7.3 это типа моя Скитульская скорость на Г45.
Ожидал - ближе к 8, но глянув на "черенковый" рейтинг скоростей "конкуренток", понял, что погорячился.

Теперь соседи в списке караванно-крейсерской скорости вокруг Г45 выглядит примерно так:

Лена-1 7.7 
Ладога-1 7.6
Сияк Prijen SK 7.5
Рэйнбоу Оазис 430 7.35
Гарпун 45 7.3
Смена-2 7.1
Илекса 7.0
Шуя-1 7.0
.

Часть III
Штормовые озера Карелии 2018


Исходные данные:
- Женя, п/э каякер средней квалификации, с опытом реки Белой и других попроще на Кавказе. Хороший "надувной" опыт там же. Холодная голова
- планировал соло на 7 дней по Пьяозеру и дальше (с планами доплыть на северо-восток к Белому Морю)
- лодка новая для него и опыта хождения на сияках - ноль, хотя на Онеге один гонял десять дней, но на Каньоне-Спорт и в ветер
- штормовая погода от слова "не повезло". Ветер 8-10-13 м/с

(все остальное записано со слов Жени)
От Софпорога до острова на Пьяозере Женя успел пройти 24(30) км и "прижало" штормом на острове на сбойке ветров. Выспался два дня ))
Посчитал, что при таких сюрпризах оставшиеся 160 км с волоками в плановый срок идти, это значит торопиться и типа того оно не стоит.
Дорога обратно тоже в шторм, но уже с пробой лодки на "тяжкое" по всякому. Тоже "прижало", опять отсиделся.
Главное впечатление - лодка ахренительная.
В конце уже, наигравшись в эксперименты, закралась мысль, что при нахальстве мог и идти (молодец, что смог удержаться, в одиночку нахальничать неразумно имхо)
На волне метр высотой не роется от слова совсем
Поворачивает обратным креном
Крен кратковременный, держать долго не получается (имхо плата за высокую первичную остойчивость)
Ножной упор при 48-м размере ноги давит в подъем - неудобно (понимаю, при волне приходилось сидеть в распоре, что я на ПРАгулке не ощутил)
Насос хочется посильнее, но не больше по размеру
Вещей на три недели влезает. Без багажника все влезает, но это конечно практология.
Задействованы три штатные гермы - 40л прямая и два конуса по 25 наверное, две доп. прямые гермы по 10л и одна 2-литровка
Весло Томми от Чигидина длиной 206 норм, но другого и нет ) 
Сидеть хочется немного выше 
Юбка не испытана, поскольку ... не заливало ) но сидела и не беспокоила