ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

15 мая 2018

СКЕГ (стабилизатор курса) лодки-плоскодонки И НЕ ТОЛЬКО!!! -

Байдарки Фортуна, Мерман и Олонка
теперь можно пощупать в Москве
и оттестировать в Белых Столбах
Что такое лодка Фортуна
Контакты

***
 продаю, цены в конце страницы 

Сразу, для вхождения в тему скега
цитата от одного очень капризного и обученного каякера примерно class III+:
"Покатал на днях на своем Г3,7 с приклеенным скегом. Что сказать, со скегом поведение лодки совершенно другое. Прям небо и земля. От гребли уже можно получать удовольствие. И катит по инерции долго и куда надо и креном управляется. Прикольно. На мой взгляд, без скега эта лодка просто полуфабрикат." (Андрей "Мормус")

Его Гарпун 3.7, это как бы СОВСЕМ НЕ ПЛОСКОДОНКА. Но курсовой устойчивости у нее нет СОВСЕМ, как бы красиво и стремительно она не выглядела

"Та же фигня, Ромэо" была у меня ЛИЧНО с Викингом 3.6, Гарпуном 3.6 и Фортуной-1 позже. Все они "прямо не ехали", если бросить весло, хотя это совсем не плоскодонки. А уж плоскодонкам по определению прямо ехать после бросания весла НЕ ПОЛОЖЕНО, они и не едут.


Ну а теперь к делу...

СКЕГ
(
вариант съемного исполнения, но это не принципиально, по функции, но принципиально по удобству использования...):


В чем суть?

Оборудованная скегом, обычная лодка-плоскодонка

теперь ДОЛГО едет строго вперед, сохраняя курс, и не крутится  ПОСЛЕ БРОСАНИЯ ВЕСЛА и позволяет 
- полюбоваться красотой не гребя
- сделать точный заброс спиннингом без само-поворота лодки
- запечатлеть кадр впереди, не торопясь
- банально почесать нос
- или еще что поправить
- свериться с навигатором или картой, не возвращаа на курс повернувшуюся лодку
На всё это теперь есть секунд 10-24 без необходимости восстанавливать первоначальное направление движения. 

(на видео фигурирует "гибкий канистро-скег", про который сказано будет ниже)

Бонусом получается еще то, что скег - неожиданно реально полезная штука для стабилизации курса не только после бросания весла, но и в движении на поворотах и по волнам. Я, обученный "немного-каякер" и "немного-родеист", но теперь с удовольствием  пользуюсь скегами, поскольку курсовая устойчивость к искусству управления каяком никак не относится.

Скег не изменит ваш стиль гребли.  Скег изменит характер лодки. Изменит СИЛЬНО. Эффект, как на машине, у которой СОВСЕМ(!) пропал занос задней оси на скользкой дороге. Водители и велосипедисты это могут себе представить именно так. Вспомните, как в поворотах на маленьких реках ведет себя лодка - ее закручивает внутрь поворота. Всегда... если нет скега. Любую. Даже Таймень

Признаю свою неправоту в критике тех, у кого "Викинг-3.6 прямо не ехал", я на своей шкуре прочувствовал, как вертятся Викинг-3.6 и Гарпун-3.6 после бросания весла и сам сейчас использую скеги на всех своих лодках на гладководных покатушках и не только.

Суть
Если на плоскодонку установить скег, то характер лодки изменится. Это "неожиданное открытие" очень многим поможет изменить отношение к плоскодонкам, как к лодкам, которые "прямо не едут". И не только плоскодонкам. Как было уже отмечено выше, Викинг-3.6 и Гарпуны 3.6, и 3.7 и даже Шуя-1 (да, так бывает), преображаются после скегования. Это отмечают даже люди, очень хорошо и давно научившиеся технично грести
Да, скеги давно использовали сиякеры, но вот для плоскодонных походных лодок это только недавно стало "модным" у нас, а вот на украинской Игле я видал съемный скег еще году эдак в 2014-м и не придал тогда этому значение, высокомерно не ставил (я ж каякер блинский нафик, гресть ровно и так умею!), даже не пробовал...

Быстро-съемность этой конструкции - приятный бонус, для его съема/установки даже не надо переворачивать лодку, что особо-приятно в походе, когда лодка загружена.

С чего у меня все началось
На Скитульце-2018 дистанцию ралли я, впервые для себя, прошел на SUPе и вот там-то до меня очень явно дошли два момента:
- SUP с большим стандартным скегом, при гребле с одной стороны, шел ровно и шел очень много, по 7-9 гребков примерно
- во вторых,  и что не менее важно, большой скег на Вашане не мешал практически совсем, препятствия в виде бревен преодолевались, как меня научили "настоящие" SUPеры, с помощью нагружения носа и поднимания кормы. Ну очень неожиданно. То есть на каяках со скегом это делать тоже не сложно (а с мягким скегом, или моим новым (2023 года) эта проблема вообще решается радикально, читаем дальше.

Устройство съемного скега 
Рецепт, который я взял на вооружение, это практический(!) опыт, скег сделан из вентиляционного короба 110х55 и использовался несколько лет:


Видео от первоисточника, где все это описывается понятным языком и опыт использования от последователя. 

Место установки
На каяке - как можно дальше к корме, но чтоб скег был в воде. Сидеть при этом на каяке надо ближе к середине.
Если скег на каяке поставить под под себя, эффекта не будет от слова "совсем"
Если сидеть на корме, то кормовой скег не работает
Скег на носу лучше не делать, это очень специальная штука
Скег на двойке тоже ставится подальше к корме.
Если скег поставить криво, то придется переклеить... или лучше не ставить вообще, обращайтесь к специалистам ☝

Итого
И если у кого-то Викинг-3.6 (Ермак, Тайга, Щукарь и т.п.) после бросания весла "прямо не едет", то скег лечит эту проблему, он принципиально изменит "вертлявый" характер на "покладистый". То есть плоскодонки на озерах и спокойных реках вполне можно апгрэйдить скегами и "за это вам ничего не будет"

Маневренность не пострадает
Только тут нюанс! Маневры кормой, типа ее "отлом" или "подхват" становятся сильно "вялыми", все изменения направления движения теперь лучше делать за счет дуговых гребков от носа, то есть у лодки появляется новая ось вращения - скег, а не центр массы, как было раньше. Это очень важно прочувствовать

Результат первого личного испытания 
- 60 километров по Оке за день в компании с Тайменями
- лодка ТурбоТуzзик, он же Щукарь-310 с самоотливом
скег (прям два, для верности в первый раз, как было у "первоисточника"):

И получилась шикарная... нет, МЕГАШИКАРНАЯ, простая и эффективная лечилка синдрома "а она прямо не едет" для любителей иногда бросить весло, фотографировать или поспининговать. Мне, как любителю оперативно фотографировать на ходу, это особо понравилось
То что и без скега можно прямо плыть, пока гребешь, это понятно, но со скегом ТурбоТуzик не рыскал от слова "совсем", а подруливать на ветру и волнах приходилось ОЩУТИМО меньше, чем раньше.

Как оказалось,  один из двух скегов в первом выходе где-то на мелях таки сломался, но я и не заметил, когда это случилось, то есть второй скег не нужен. Кстати, скег сломался потому, что вентиляционный короб из Леруа Мерлен оказался слабым на сгибе, второй же скег оказался на финише с трещиной и я его доломал. Дома я нашел способ решить эту проблему усилением места сгиба, проклеив его полосками ПВХ (с обоих сторон для верности):


С тех пор так и делаю, "ни один скег больше не пострадал" и ни один клиент не жаловался, но они тоже ломаются к сожалению, хотя и не сразу. Нужно найти неломкий короб, говорят такие есть, а я пока просто 
дублирую скег слоем тезы целиком снаружи.

********************************************************************
Недавно я придумал, как сделать такой скег неломким
Его теперь и продаю и устанавливаю
********************************************************************

Скег на камнях не мешает, он подгибается вместе с куском дна, гнется сам, но если вы таки застряли, насиловать его не надо, лучше перенести центр тяжести на нос и освободить скег. Это приходится делать крайне редко

Один или два
Практика показала, что на однушках достаточно одного такого двойного скега. Надо понимать, что даром добавить плоскости трения о воду на дно не получится, увеличивается трение и немного падает скорость. Я это проверял "типа научно" черенком и стабильно намерил ее уменьшение одним скегом примерно на 3%, но которые на глаз не отловить, поэтому два скега сделают лодку еще прямоходнее, но немного медленнее. Думаю, что для двушек-трешек это допустимо и неощутимо, а на вот на однушках оно просто не надо

Концепция универсальности
Скего-держалки под скег из вент-короба 110х55 разумно делать  одного посадочного размера под все свои лодки, а я взял себе размер посадочного места 20х5, на всех лодках, чтоб везде ставить одинаковые скеги длиной 18.5 см, не думая. Эти размеры получились случайно, строго на глазок по видео от "изобретателя", доказали эффективность и приняты к тиражированию. Высоты скега в 7 см на лодках-однушках хватает за глаза

На сегодня, все свои плоскодонки я оборудовал этими стандартными скего-держалками, по одной на лодку

Гидродинамика и суммарные реалии - скорость в моменте меньше, результат в общем - лучше.
Как писано выше, лишняя поверхность под лодкой это обязательно лишнее сопротивление и торможение. Я (типанаучно!) замерял на Щукаре-340 и получал 2-4% замедления, но...
На маршруте это окупается лучшим курсоудержанием в паузах гребли (не надо потом раскручивать себя обратно) и экономией сил и внимания при прямой гребле, лодка рыскает заметно меньше и гораздо лучше ведет себя на встречно-боковой волне, корму не приводит к волне и не заносит в поворотах...

Гибкий канистро-скег
Оказалось, что под эту скегодержалку несложно подобрать что-нить случайно подходящее и оно, в добавок, показало новые грани. Гибкий канистро-скег не ощущается на мелях и бревнах от слова "совсем", при этом сохраняет все свойства жесткого, но лучше подобрать канистрочку пожестче, чем "Санфор", эта на мелях постепенно скручивается, то есть это времянка...

Скег из стенки 10-ти литровой канистры
У меня не получилось..

Киль курсовой устойчивости (серийная штука)
Приклеил скег, попробовал, шиикааарно. Лодка (Гарпун 4.5) до полной остановки даже на волне не разворачивается.... Ну и скорость не ниже точно. Плавник такой (сообщение от grishaХабаровский край)


Я ставил такой же на Илексу и она тоже становилась "долгорямоходной" после бросания весла, испытал один раз на Ночной ПРАгулке в 2021-м (кажется), занял кстати третье место в каяках и потом продал, поскольку были альтернативы, которые объяснять тут неуместно.
Я поставил такое на Олонку и снова с тем же результатом, но после второго похода обнаружилась проблема: Именно этот (типарезинопластиковый) скег (килевой стабилизатор курса, если искать в интернете) меня начал напрягать тем, что его надо очень бережно хранить, он запоминает изгиб, получаемый лежа в упаковке со всеми вытекающими. Поэтому на Олонке я изменил конструкцию.


Повторюсь - к технике гребли курсовая устойчивость лодки не имеет никакого отношения, это свойство лодки.

Кстати как и остойчивость лодки не есть "способность управления балансом", это тоже свойство САМОЙ лодки.

А чтобы лодка шла прямо по курсу во время гребли, это тоже к технике гребли не имеет отношения, это алгоритм управления. Можно уверенно держать лодку на курсе и при этом совершенно неправильно грести с точки зрения техники гребли (гребка), как это делает большинство туристов кстати, нимало не страдая от этого...

 Ц Е Н А     В О П Р О С А 
3500р - набор для самоустановки
4000р - 
клею на купленные у меня лодки в период любых ценовых акций Вольного Ветра или Мермана
3000р - клею на купленные у меня лодки в обычное время
4000р - клею на другие лодки

Заказ на скеги и лодки - zindolog@mail.ru или https://t.me/MikhailLevashov

ПРИЛОЖЕНИЕ
СКЕГИ (плэйлист на РуТубе)
Спектр-340 со скегом и без
Сергей Каржаев про пользу скега (ищите на Ютубе, если не лень)
Скег на Гарпуне 3.7
Скег на Лукне
Скеги на Щуках в исполнении "самого" М.Чернецкого 
(ищите на Ютубе, если не лень)


Михаил (Zindolog) Левашов
zindolog@mail.ru