20 июля 2023

Рейтинг "реализации возможностей" (хотелок) в водном туризме в зависимости от выбора лодки -

Рейтинг выстроен от максимального "сколько не страшно" до простых ПВД, он субъективный, дает лишь ориентиры, в деталях вы можете иметь и свое мнение...


Смысл рейтинга - прочувствовать, какая часть водных маршрутов из всей палитры доступна обычному человеку-разумному при использовании им конкретной модели лодки

Рейтинг написан с колокольни каякера и в основном на примере однушек (понятных или пробованных автором), но в целом это все применимо и к двойкам

По мере написания оказалось, что этот мой давно сложившийся подход к выбору лодок не так просто положить на слова и тем более  "оцифровать" без особых противоречий, поэтому прошу относиться гибко, тут главное принцип, а циферки для ориентира. И да, конечно, я перечислил не все лодки, а только те, которые знакомы мне "лично" или знакомы их близкие аналоги, которые наиболее удачно вписываются в мое понимание удобства и уместности на конкретном маршруте.


Сначала коротко

1. Дракар, Экшн и Аккорд-35 дадут вам 100% из всего того, что вы можете себе позволить согласно вашему умению, то есть для каждого человека его 100% не похожи на 100% кого-то другого
2. Одиссей - 80%
3а. СпектрКаньон-Спорт, Экстрим, Т-34/47, Маэстро и Северянка - 70% 
По п.п. 2 и 3 возможно и наоборот, но это не принципиально
3б. Варвар - 60% (это очень специфичная лодка, но заточена на то же, что и в п.3а)
4. Варяг, Мерман-Экспедишн, Мерман ЛайфАнгара-Экспедишн, Викинг и Гарпун, Щука, Бродяга - 60%
Ермак,Тайга, Шуя, Налим, Ангара-Трэвэл, Вега - 50%
Фортуна - 50%
ИлексаШуя и Олонка - 40%
6б. Щукарь - 30% (в принципе это маленький Ермак и только поэтому провал в проценте)
7. Свирь, Таймень, ВарзугаПаша, Рысь, Маринка, Вьюн и т.п. - 40%
8. Вектор, Ладога, Стайер - 20% (и это особые и весьма прикольные проценты)

***************** ОТДЕЛЬНО ************************
9. Отдельно стоят пакрафты всех мастей, усложнять рейтинг ими не хочу, но смысл тот же, у них тоже есть свой рейтинг или они могут быть вписаны и в этот. Но это не моя тема, я в них не разбираюсь, опыт использования минимален и скорее негативен, у меня есть лодка этого класса, но что с ней делать, я не знаю, для нее пока нет работы, которую бы не выполнила какая либо другая моя лодка при моих задачах.
10. Как показывает последнее время, но и САПы тоже можно использовать в походах и особенно в ПВД на вполне привычных лодочных маршрутах, и это тоже отдельная тема и тоже не моя. Но в гладководных походах (и особенно в ПВД) они категорически имеют право на жизнь.140 км по Верхней Волге с двумя ночевками и 100-километровым пробегом между ними в компании с Илексойя видел лично. Рейтинговый процент для САПов я дать не готов, это специфичный девайс.

Комфорт пользования
По мере уменьшения процентов падает и общий комфорт пользования соответствующими лодками Общий комфорт подразумевает все телодвижения вокруг лодки: транспортировку, сборку, загрузку, управление, ликвидацию аварий, удобство чалки, рыбалки, разборки, простоту преодоления разных препятствий и как не странно, но важно, переодевание в ней на воде. Все-все, а не только время между посадкой и чалкой на ровной воде типа Москва-реки

Скорость
По мере уменьшения процентов (за редким исключением) растет скорость лодок. "Некоторые", которые скоростефилы, считают что это повышает комфорт плавания. Категорически не согласен, но такое мнение есть

Частота пользования (и количество выходов!)
По мере уменьшения процентов до п. 7 и 8 растет частота использования конкретной лодки, поскольку простые ПВД и лайтовые походы объективно случаются чаще. Для примера - моя самая "загруженная" лодка последних сезонов, это Щукарь, в сезоне 2022 - Фортуна и в 2023-м к ней добавилась Олонка. Эта тенденция прерывается на пунктах 7 и 8, эти лодки не каждый готов собирать часто...

Теперь необходимы пояснение
(и для конкретики выбрана самая имхо подходящая лодка из перечисленных выше)
- Дракар действительно проедет как по самой разумно максимальной Кавказской и Сибирской реке, для чего он и задуман, так и по "морю". По "морю" - легко и без проблем, кроме ветра  и скорости. Но скорость - дело ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО психики, а ветер... Ну его можно и переждать. Зато никаких аварий и неожиданностей. "Море", это любая ровная вода, гладкая Москва-река это тоже "море". А поскольку у меня был Аккорд на Кодоре-2011, то я смело отправляю и Аккорд-35 в ряд к настоящим бурноводным танкам и неторопливо-уверенным равнинщикам
- Одиссей. Я лично на Одиссее ходил во всех ипостасях, от Кавказа до реального моря. Есть только одно уточнение, на высоких 3-4-х категориях Одиссей поможет умелому, а неумелому больше помешает. На средне-категорийной воде типа Карелии или большой ровной воде типа "моря", он просто хорош.
- Спектр идеален для Карелии и паводка, Кавказ, но с подготовленным гребцом, "море" для Спектра вообще - комфорт и спокойствие. Сдувается ветром меньше Дракаров. На мой субъективный взгляд, Спектр на сегодня, это "самая идеальная" средне-взвешенная многоцелевая лодка из всего того, что есть у нас на рынке.
К Варвару у меня только одно замечание - на мой вкус он слишком килюч и на бурноводинге не дает расслабиться, требует постоянного приложения умений или разумного пофигизма, на гладкой же воде он не хуже лодок п.4,5,6. "Некоторые" прошаренные кренолюбы и скоростефилы даже считают, что лучше, имеют право
- Викинги это примерно все как в п.п. 4,5 - отличный способ заменить громоздкий и сложный "Таймень" на всех маршрутах, куда на нем можно ходить, отстает от предыдущих только по возможностям самоспаса на бурной воде и более подвержен поломкам/дырявлению
- Ермак - простая и удобная  походная лодка для гладкой воды. Точка. Отличный выбор для простого семейного туризма, сборка - насосом. Удобство и максимальный комфорт на плаву. У меня есть видео, где я на родственнике, Мермане, на ходу убираю из под матроса сидушку и вставляю ее под себя, стоя поворачиаясь в лодке. После этого купаюсь и легко залезаю в лодку. И это как раз то, что надо по-моему мнению понимать под удобством использования лодки.
- Щукарь - это Ермак "на минималках", это компактный и легкий "звездун" гладководных ПВД с отличной скоростью. Имеет только один нюанс - не любит волну в смысле что его достаточно легко заливает. От этого он не утонет, но ощущение воды по щиколотку или мокрые ноги нравятся не всем. Лечится вкладным надувным дном из ТПУ и самоотливом, но это очень "кастом"
- Фортуна стоит отдельно от Ермаковой "стаи", поскольку только-только выходит на рынок. Это моя личная сегодняшняя любовь, ею я заменил свои хотелки по Шуе и Илексе, имея в виду оперативные ПВД и гладко-водные маршруты вплоть до "моря". Её особая "фишка", это категорически непробиваемое дно, конструкция которого давно опробована на рыбацких и вспомогательно-аварийных моторках морских яхт, для которых они делаются по контракту с крупной Европейской яхто-строительной верфью. Фортуна очень комфортна в пользовании, а ее цена сегодня сопоставима с лодками Тритона, но повторюсь, по удобству использования "на круг" в нише гладкой воды Фортуна выигрывает, не уступая особо в скорости.
- Илекса - отличная одиночка для гладкой воды и ПВД, стремительная и крепкая, не любит только больших волн. В режиме маршрутной крейсерской гребли Илекса практически не уступает Вектору и Ладоге в скорости, а вот 
- вес
- цена
- компактность
-  и скорость сборки
у нее меньше примерно вдвое
А четыре раза по вдвое, это будет некорректные, но типа "в восемь" раз лучше
- Шуя и Олонка - все можно повторить из пункта про Илексу, только собираются они втрое быстрее этой Илексы. Олонка имеет лишь странный фартук и юбку, которые ни хрена не работают и делают ее и так ограниченный комфорт еще и "мокрым". С этим я лично согласиться не готов и я для себя нашел вариант как это переделать дешево и сердито, но ...  Оно мне пока не надо
- Свирь и т.п. Это мое совсем личное и субъективное, и тут вы в праве со мной не соглашаться, но наличие каркаса в этих лодках не дает мне повода отнести эти лодки выше, больно много надо уделять внимания, как для оберегания каркаса от препятствий, так и вещей и себя (как не странно) от каркаса, но для гладких и "мало-каменных" походов "колесами в воду" это отличный консервативный выбор. 
Да, на этих лодках при полноценной деке можно ходить например Карелию, но это связано с гораздо большими техническими проблемами, чем у лодок пунктов 4 и 5, а тем более 3, 2 и 1.
- Вектор, Ладога, Стайер это специальные лодки именно для гладкой воды, больших акваторий и заточенные на скорость за счет удобства в смысле обычного туризма, лодки для тех, кто понимает, чего хочет, они конечно применимы для маленьких акваторий и в оперативных ПВД, но за это надо "платить" и буквально и фигурально. Стайер, это как бы Вектор-лайт или турбированная Шуя-1, как посмотреть


*****************************
РЕЗЮМЕ
Чем выше конкретная лодка в рейтинге, тем больше у вас свободы выбора в планировании водных приключений, имея в виду, что у каждого есть некий технический потолок и его "полезно соблюдать" либо предварительным планированием, либо оперативным "стопом" в широком смысле, от обноса до схода с маршрута. И чем больше техническое умение (не опыт), тем шире у вас выбор лодок для достижения конкретной разумной цели

Михаил Левашов (Zindolog)


Выбор байдарки, выбор надувной байдарки, детская байдарка, водный транспорт для детей, байдарка для ребенка, гребля на байдарках дети,сплав на байдарках с детьми, поход на байдарках с детьми, поход на байдарках, Зиндолог, лодка, лодка надувная, байдарка, каяк, байдарка надувная, лодка надувная, лодка пвх, лодка пвх двухместная, байдарка двухместная, байдарка надувная двухместная, лодка для рыбалки двухместная, лодка надувная двухместная, лодка надувная одноместная, лодка надувная трехместная, лодка одноместная, лодка пвх одноместная, каяк надувной, лодка для рыбалки одноместная, лодка для рыбалки пвх, лодка надувная с веслами, лодка пвх с надувным дном, рыбалка, каяк двухместный, лодка двухместная, лодка для рыбалки двухместная из пвх, лодка для рыбалки двухместная с дном, лодка надувная двухместная с надувным дном, лодка надувная двухместная с полом, лодка пвх с жестким дном,Тайм Триал