20 июля 2023

Субъективный Zindologический процентный рейтинг "реализации возможностей" (хотелок) в водном туризме в зависимости от выбора лодки -


Байдарки Фортуна, Мерман и Тритон 
можно пощупать в Москве
и оттестировать в Белых Столбах
Что такое лодка Фортуна
Контакты

***

 (от максимального "сколько не страшно" до простых ПВД)


Смысл рейтинга - прочувствовать, какая часть водных маршрутов из всей палитры доступна обычному человеку-разумному при использовании им конкретной модели лодки

Рейтинг написан с колокольни каякера и в основном на примере однушек (понятных или пробованных автором), но в целом это все применимо и к двойкам

По мере написания оказалось, что этот мой личный и давно сложившийся подход к выбору лодок не так просто положить на слова и "оцифровать" без особых противоречий, поэтому прошу относиться гибко, тут главное принцип, а циферки для ориентира. И да, конечно, я перечислил не все лодки, а только те, которые знакомы мне "лично" или знакомы их близкие аналоги, которые наиболее удачно вписываются в мое понимание удобства и уместности на конкретном маршруте.

(Андрей, реки да, про реки согласен, надо подписать. Потом сделаю)

Сначала коротко
1. Дракар и Аккорд-35 дадут вам 100% из всего того, что вы можете себе позволить согласно вашему умению
2. Одиссей - 80%
3а. СпектрКаньон-Спорт, Экстрим, Т-34/47, Маэстро и Северянка - 70% 
По пп 2 и 3 возможно и наоборот, некоторые мои консультанты-коллеги оценивают Одиссей повыше, возможно играет роль длина и, как следствие, больший объем
3б. Варвар - 60% (это очень специфичная лодка, но заточена на то же, что и в п.3а)
4. Варяг, Мермен-Экспедишн, Ангара-Экспедишн, Викинг и Гарпун, Щука, Бродяга- 60%
Ермак,Тайга, Шуя, Налим, Ангара-Трэвэл, Мерман - 50%
5б. Щукарь - 30% (в принципе это маленький Ермак и только по этому провал в проценте)
Фортуна - 50%
Илекса - 40%
6б. Шуя и Олонка - 40%
(но это очень важные 50-30%%, в них могут укладываться большинство выходов и походов за сезон)
7. Свирь, ТайменьВарзуга, Паша, Рысь, Маринка, Вьюн и т.п. - 40%
8. Вектор и Ладога - 20% (и это особые и весьма прикольные проценты)

9. Отдельно стоят пакрафты всех мастей, усложнять рейтинг ими не хочу, но смысл тот же, у них тоже есть свой рейтинг или они могут быть вписаны и в этот. Но это не моя тема, я в них не разбираюсь, опыт использования минимален и скорее негативен, у меня есть лодка этого класса, но что с ней делать, я не знаю, для нее пока нет работы, которую бы не выполнила какая либо другая моя лодка.
10. Как показывает последнее время, но и САПы тоже можно использовать в походах и особенно в ПВД на вполне привычных лодочных маршрутах, и это тоже отдельная тема и тоже не моя. Но в гладководных походах (и особенно в ПВД) они категорически имеют право на жизнь.140 км по Верхней Волге с двумя ночевками и 100-километровым пробегом между ними в компании с Илексойя видел лично. Рейтинговый процент для САПов я дать не готов, это специфичный девайс.

Комфорт пользования
По мере уменьшения процентов падает и общий комфорт пользования соответствующими лодками Общий комфорт подразумевает все телодвижения вокруг лодки: транспортировку, сборку, загрузку, управление, ликвидацию аварий, удобство чалки, рыбалки, разборки, простоту преодоления разных препятствий и как не странно, но важно, переодевание в ней на воде. Все-все, а не только время между посадкой и чалкой на ровной воде типа Москва-реки

Скорость
По мере уменьшения процентов (за редким исключением) растет скорость лодок. "Некоторые", которые скоростефилы, считают что это повышает комфорт плавания. Категорически не согласен, но такое мнение есть

Частота пользования (и количество выходов!)
По мере уменьшения процентов до п. 7 и 8 растет частота использования конкретной лодки, поскольку простые ПВД и лайтовые походы объективно случаются чаще. Для примера - моя самая "загруженная" лодка последних сезонов, это Щукарь, в сезоне 2022 - Фортуна и в 2023-м к ней добавилась Олонка. Эта тенденция прерывается на пунктах 7 и 8, эти лодки не каждый готов собирать часто...

Теперь необходимы пояснение
(и для конкретики выбрана самая имхо подходящая лодка из перечисленных выше)
1. Дракар действительно проедет как по самой разумно максимальной Кавказской и Сибирской реке, для чего он и задуман, так и по "морю". По "морю" - легко и без проблем, кроме ветра  и скорости. Но скорость - дело ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО психики, а ветер... Ну его можно и переждать. Зато никаких аварий и неожиданностей. "Море", это любая ровная вода, гладкая Москва-река это тоже "море". А поскольку у меня был Аккорд на Кодоре-2011, то я смело отправляю и Аккорд-35 в ряд к настоящим бурноводным танкам и неторопливо-уверенным равнинщикам
2. Одиссей. Я лично на Одиссее ходил во всех ипостасях, от Кавказа до реального моря. Есть только одно уточнение, на высоких 3-4-х категориях Одиссей поможет умелому, а неумелому больше помешает. На средне-категорийной воде типа Карелии или большой ровной воде типа "моря", он просто хорош.
3а. Спектр идеален для Карелии и паводка, с натяжкой Кавказ, но с подготовленным гребцом, "море" для Спектра вообще - комфорт и спокойствие. Сдувается ветром меньше Дракаров. На мой субъективный взгляд, Спектр на сегодня, это "самая идеальная" средне-взвешенная многоцелевая лодка из всего того, что есть у нас на рынке.
3б. К Варвару у меня только одно замечание - на мой вкус он слишком килюч и на бурноводинге не дает расслабиться, требует постоянного приложения умений или разумного пофигизма, на гладкой же воде он не хуже лодок п.3. "Некоторые" прошаренные кренолюбы и скоростефилы даже считают, что лучше, имеют право
4. Викинги это примерно все как в пунктах 2 и 3 - отличный способ заменить громоздкий и сложный "Таймень" на всех маршрутах, куда на нем можно ходить, отстает от предыдущих только по возможностям самоспаса на бурной воде и более подвержен поломкам/дырявлению
5а. Ермак - простая и удобная  походная лодка для гладкой воды. Точка. Отличный выбор для простого семейного туризма, сборка - насосом. Удобство и максимальный комфорт на плаву. У меня есть видео, где я на родственнике, Мермане, на ходу убираю из под матроса сидушку и вставляю ее под себя, стоя поворачиаясь в лодке. После этого купаюсь и легко залезаю в лодку. И это как раз то, что надо по-моему мнению понимать под удобством использования лодки.
5б. Щукарь - это Ермак "на минималках", это компактный и легкий "звездун" гладководных ПВД с отличной скоростью. Имеет только один нюанс - не любит волну в смысле что его достаточно легко заливает. От этого он не утонет, но ощущение воды по щиколотку или мокрые ноги нравятся не всем. Лечится вкладным надувным дном из ТПУ и самоотливом, но это очень "кастом"
Фортуна стоит отдельно от Ермаковой "стаи", поскольку только-только выходит на рынок. Это моя личная сегодняшняя любовь, ею я заменил свои хотелки по Шуе и Илексе, имея в виду оперативные ПВД и гладко-водные маршруты вплоть до "моря". Её особая "фишка", это категорически непробиваемое дно, конструкция которого давно опробована на рыбацких и вспомогательно-аварийных моторках морских яхт, для которых они делаются по контракту с крупной Европейской яхто-строительной верфью. Фортуна очень комфортна в пользовании, а ее цена сегодня сопоставима с лодками Тритона, но повторюсь, по удобству использования "на круг" в нише гладкой воды Фортуна выигрывает, не уступая особо в скорости.
6а. Илекса - отличная одиночка для гладкой воды и ПВД, стремительная и крепкая, не любит только больших волн. В режиме маршрутной крейсерской гребли Илекса практически не уступает Вектору и Ладоге в скорости, а вот 
- вес
- цена
- компактность
-  и скорость сборки
у нее меньше примерно вдвое (а четыре раза по вдвое, это будет некорректные, но типа восемь),
6б. Шуя и Олонка - все можно повторить из пункта про Илексу, только собираются они втрое быстее этой Илексы. Олонка имеет лишь странный фартук и юбку, которые ни хрена не работают и делают ее и так ограниченный комфорт еще и "мокрым". С этим я лично согласиться не готов и буду бороться, как с этим в Шуе, не знаю...
7. Свирь и т.п. Это мое совсем личное и субъективное, и тут вы в праве со мной не соглашаться, но наличие каркаса в этих лодках не дает мне повода отнести эти лодки выше, больно много надо уделять внимания, как для оберегания каркаса от препятствий, так и вещей и себя (как не странно) от каркаса, но для гладких и "мало-каменных" походов "колесами в воду" это отличный консервативный выбор. 
Да, на этих лодках при полноценной деке можно ходить например Карелию, но это связано с гораздо большими техническими проблемами, чем у лодок пунктов 4 и 5, а тем более 3, 2 и 1.
8. Вектор и Ладога, это специальные лодки именно для гладкой воды, больших акваторий и заточенные на скорость за счет удобства в смысле обычного туризма, лодки для тех, кто понимает, чего хочет, они конечно применимы для маленьких акваторий и в оперативных ПВД, но за это надо "платить" и буквально и фигурально.

Ну и на последок лейтмотив рейтинга звучит примерно так - чем выше конкретная лодка в рейтинге, тем больше у вас свободы выбора в планировании водных приключений, имея в виду, что у каждого есть некий технический потолок и его "полезно соблюдать" либо предварительным планированием либо оперативным "стопом" в широком смысле, от обноса до схода с маршрута. И чем больше техническое умение (не опыт), тем шире у вас выбор лодок для достижения конкретной разумной цели

Михаил Левашов (Zindolog)