18 октября 2015

Большая Крымская Кругосветка 2015

После некоторых раздумий
типа оставлять ли эту страницу вообще,
она таки приговорена к жизни

И я придумал название... Потом поменял:

Zавистливый вZгляд Zindologa

Для меня знакомство с темой началось тут.
Поход завершен и вот уже выкладывается дневник. Частями.
(дневник пропал, но я найду)

Однако, прочитав дневник до пятого дня, мну, при всем восхищении и даже зависти самому масштабу, я недоумеваю, дорогая редакция, от реального воплощения. Это особый стайл. У меня нет ему названия, чтоб написать. Чиста устно ищу некий приличный(!) односложный синоним фразы: - "Все вроде правильно, но как-то все неприемлемо ну вааще".

1. Непрофессионально...
2. Необучаемо...

3. Контрастируют реальный большой опыт и каждое (я прочитал некоторые предыдущие отчеты) воплощение.
4. Контрастируют задумка и результат с тактикой и психологией. Особенно с психологией, что было в прошлых разах. А тут объективно добавилась и тактика.

Маршрут отнюдь не 2КС. К нему, в целом, такая сборная команда не готова...
Тот самый случай, когда 10 лет в Таймене без обучения себя и команды новым технологиям, для опыта не значат ничего. Это моя фраза, если что...

Отчет публично напечатан - значит это можно публично обсуждать и необязательно огульно хвалить, хотя похвала глобальная конечно маст би.

"В вистах" имеем:

Крым Наш! Имеем право и необходимо пользовать для туризма. Первый пошел. Пример подан. Последователи будут. Ура! Не шутя ура!

ФОТО...? Их надо немного, но посмотреть. Для понятия, что это реально мегапроект ...

Но такова моя натура - я не удержался и повыдергал из отчета цитат и вот думаю - это от зависти или это анализ? Перечитываю эти цитаты и снова ... ахреневаю. При чем я понимаю, что это литературно обработанная малость. А сколько за кадром? Как там можно было быть больше двух дней, я не понимаю! Так ходить нельзя...

Но в целом - гениально! Берется мега идея на вооружение и вперед к цели. В таком стиле соорганизовать три десятка наполовину незнакомых людей, рискнуть взять паралельную группу (это заранее иметь психологическую бомбу, кто понимает, чем пахнет паралельная команда под твоим руководством) и пройти с ними  в серьезный маршрут... Явно под ангелом-хранителем, который наверняка устал их и оберегать и сплачивать. И пиар до кучи мощнейший и патриотичнейший. И абсолютно без каких либо сомнений. Не Шпаро конечно, но близко.

Но может я это не так читаю?

Вот мной выбранные цитаты:
с моими комментариями синим курсивом

"Азовское и Чёрное моря преподнесли участникам немало сюрпризов. Мало того, что штилевых дней было всего около пяти, так несколько раз пришлось выбрасываться всей флотилией на берег в прибойной штормовой волне - из-за этого половина байдарок перевернулись у берега, а их экипажи обогатились опытом купания в волнах и спасения снаряжения. На здоровье туристов эти вынужденные "купания" ни как не отразились, но мелких вещей и снаряжения потеряно было немало."

Для начала - это просто интересно, как явление. А про каски я уже потом подумал. Не знаю, что будет дальше, но логично ждать, что тактика выброса на берег изменится, что типа как это НЕ делать, а если и делать, то с наименьшим ущербом, и тогда находится (и тренируется) конкретная техника выхода на берег с волны. И думаю, что для последнего пункта нужна базовая техника управления лодкой, которой ни у кого там нет. То есть глобально - многодневное море требует СНАЧАЛА освоить ньюансы хождения по волнующейся воде

"У ульяновской части команды своя система дежурства - ещё до похода договорились, что питаться будем раздельно. Мне всякие деления в команде не очень по душе, но слишком различны оказались наши подходы к организации питания в походе - думаю, что денька через два-три всё же объединимся и дежурные будут общие, и стол - общий... "

Мне все сразу объяснила следующая цитата. Ее первая часть. Вторая комментируется отдельно

"Первого совместного обеда не получилось - ульяновцы быстро сготовили на газовых горелках обед и расположились за столом под крышей пустующего рыбацкого домика. Наш же экипаж "Касатки" долго не начинал готовить - воду искали, потом оказалось мало дров, потом костёр горел еле-еле.

При этом сборку и упаковку вещей в байдарку ни кто не отменял. В итоге затянули с подготовкой к отходу. Солнце уже давно перешло "рубикон" и начали закрадываться сомнения - а стоит ли сегодня стартовать? Можем не успеть перейти пролив засветло..."

Пролив впереди судоходный, экипажи не проверенные и старт под закат... Звиздец!

"Утренний завтрак пришлось делать сухим, но с чаем - была проблема с дровами."

Консерватизм костровой. Это начало иллюстрации постоянной(!) проблемы

"Закат быстро превратился в темень и нашим ориентиром стали две группы огней, виднеющихся вдали. Маяк Еникальский на мысе Фонарь, постепенно начал смещаться влево. В темноте за все предыдущие 16 дальнобойных походов доводилось ходить дважды: в 2000-м году пересекали Дон в районе Калача-на-Дону, да на Байкале в 2013-м шли вдоль берега до часу ночи, когда егеря заповедника не разрешили нам ночёвку на медвежьей тропе. Но там была река, пусть и могучая судоходная, но - река. И Байкал - полный штиль и несудоходный в том районе. А тут - судоходное море, мало ли кому придёт в голову на катере прокатиться с ветерком, а у нас - ни фонарей, ни каких-либо светящихся опознавательных знаков. Лежала в кармашке спасжилета лишь заряженная красной ракетой ракетница. "

Ээээ..., это как?
Это просто наивно и главное - безграмотно.
Что это такое? Это заранее не просчитанный долгий стапель и не установленная "точка принятия решения". Все компенсируется долгим днем.
А точка принятия решения высчитывается элементарно. Темнеет к примеру в 18.30, значит лагерь должен стоять в 18.00. Значит причалить (в заранее известное место) надо в 17.30. Переплыть потребуется два часа (к примеру), значит стартовать надо в 15.30. Запас 30 минут.
И вот точка принятия решения - если в 15.00 не ВСЕ лодки готовы отходить - надо оставаться. И наплевать, что

"в рейс моряки в понедельник не уходят!"

Аргумент в споре с морем конечно сильный. Особенно в устах "городских моряков"

"Вышли на маршрут в 10.00. Утром провёл построение всей флотилии. Попросил прощения за вчерашний непрофессиональный и раздельный переход. Заверил, что теперь ТАК ходить не будем! "

Это конечно плюсик в копилку НШ. Не каждый руководитель такого масштаба и стиля способен на извинения. А то, что Ник Шестернин - монстр, я даже не обсуждаю

"всё выполнили, кроме одного - не получилось единой команды создать у меня... Не получилось!"

Ясен пень. И почему - понятно уже из цитат всего пяти первых дней. Диагноз не назову, я не понял пока, но ощущение неуюта - чудовищное

"Вошли. Хозяин, первой фразой выдавший свою национальность - еврей, объявил цену каждой из 14 фото - 150 (сто пятьдесят!) рублей. "

Да! Денег стоит не бумага, а целиком услуга. Ну а про национальность - это без комментариев

Из дневника члена группы: "Однако, прибыв вечером на стоянку возле мыса Зюк, выяснилось, что дров на берегу абсолютно нет. На просьбу предоставить газовый баллон, руководитель похода ответил отказом, поэтому вместо гречневой каши с мясом пришлось готовить салат, предусмотренный на один из перекусов. Утром, одолжив у ульяновской группы горелки, удалось приготовить кашу и чай."

Психология. Вечером нет дров, значит нет горячего... Ну и утром таки Газ... С большой уже буквы, потому, что уже пора так его писать.
Очередной плюс Газу и пощечина "костровому натурализму". Постепенно ситуация с дровами и костром начинает выглядеть, как мазохизм. Сознательный костро-мазо!

Мне однажды один человек у нас в команде не дал кан, чтоб приготовить всем чаю на вокзале при ожидании поезда. Объясняю, тем кто не понял, что кан в походе, это имущество общественное, хотя он и был в этот момент упакован уже. Но обстоятельства требовали чая - поезд мы ждали долго, разболелась голова у меня и народ проголодался.
ТАК ВОТ - БОЛЬШЕ МЫ ВМЕСТЕ С НИМ НЕ ХОДИЛИ И НЕ ПОЙДЕМ!

Дежурные как-то без энтузиазма накануне искали дрова, поэтому завтракали, приготовленным на газовых горелках ульяновцев, кашей. Я посчитал, что тратить наш газ, когда можно было найти дрова, было бы желание, расточительство.

Тот же консерватизм и тактическое упущение. У нас дежурные НЕ ИЩУТ дрова. Если таки костер, то дрова для еды - дело общее. Дрова для "побалдеть" - добровольное. А дежурные только готовят. Им даже воду носят, если это неудобно или далеко. Мы иногда  ДАЛЕКО от воды отползаем с лодками. Диван-мобилити...
И еще, как дополнение. У нас руководитель (обычно я) не дежурит вообще. Только помогает, если аврал. Это принято было еще в Бауманском клубе в 1987(!) году, потом про это на время забыли и снова приняли в 2008-м. Единогласно. У руководителя достаточно обязанностей типа не допускать ночных прохождений и психологическая работа с командой, и не забываем - подготовка и координация всего постоянно и начиная еще до похода.

"6.00 подъем. ... На удивление чётко команда собралась к отходу в 8.00. А вот экипаж «ВекториЯ» (Вектор-2) в который раз долго ковырялся с погрузкой. Понятно, что дежурные, но ведь у дежурных есть время всё упаковать во время готовки завтрака."

Во первых - упаковать Вектор и Таймень - две большие разницы.
Во вторых - или завтрак делать или укладываться. Я не понимаю, как это совмещать. Да и вообще - это отдых все ж таки...
В третьих - а ведь монстры. За 2 часа от подъема выходят пенсионеры необученные, кому явно "записят" и они не профи в туризме...

Хотя щаз понимаю - накидать не задумываясь о герметизаци - не вопрос за 15 минут. О герметизации тема возникнет позже. И еду тоже не надо упаковывать. Ее нет. Она постоянно покупается за счет(!) ... съэкономленного(!) на сборах времени. Какой смысл ранних подъемов и больших переходов, если время УБИВАЕТСЯ на хождении в магазин и в поисках дров. Ну или так и задумано. За счет раннего подъема и быстрых сборов ... компенсировать тактику каменного века по организации снабжения и приготовления еды. Не понимаю.

"Перегрузили часть вещей к нам на байду, упаковали плотно «Вектор-2» преимущественно в корпус, оставив наверху лишь лёгкие упаковки. И тут Галина Подлинных заявила категорично: - Я на эту байдарку больше никогда не сяду! – и отошла в сторонку. Натерпелась, видимо, и при оверкиле, и теперь."

Это уже к Вектору. Лодочка не для халам-балам. Но это ожидаемо и НШ тут не причем. Специфика настоящего сияка

"Вообще-то я планировал зайти в магазин посёлка Курортный для закупки продуктов, но теперь очередным дежурным пришлось идти километра три туда и три - обратно с продуктами,....Обмазались по паре раз целебной грязью, накупались вволю в Азове, дождались дежурных с продуктами и пошли дальше."

Опять, наряду с быстрыми сборами, столько времени и сил терять на пустую ходьбу. Причина установлена - устаревшая (естественно экономная) система организации питания, без привлечения современных разработок и тактик.

"Мы с НН сразу же сходили в магазин и успели до закрытия купить продукты на наше дежурство. Магазин оказался в полутора километрах от стоянки. "

Дааа... Фиттнес-ходьба за едой на 3 км при подъемах в 6...

"Прошли мы в этот день 31 километр (а подьем в 6.00) - все устали заметно..."

Это не из за шторма... Его не было. По крайней мере ничего там криминального про погоду не написано. Это несогласованность целей и средств. Возможно это придирка, но ранний подъем служит в этой команде для больших дневных расстояний, которые эта команда раньше штампует обычно и на зависть  -регулярно и показательно

"Пищу готовили на газовой горелке – зарекомендовала себя хорошо."

Вроде все правильно. А что будет дальше - поглядим. Чисто интересно. "Мне нравится ход ваших мыслей" (с)

"Рабочие, чертыхаясь с явной неохотой куда-то быстро съездили, привезли дров – остатки оконных рам, косяков дверей и ещё какой-то строительный хлам"

Опять иллюстрация проблемы приверженности "натуральному огню". Рабочие, начальство, публичность мероприятия. Суета...

"Только наши гитаристы начали петь, на звуки налетели комары – вечер пришлось срочно свернуть,"

Как будто про Дэту никто не слышал...
Да нет, думаю это другое. Это называется - "мы натуралы и химию не употребляем". Всей командой? Сомневаюсь...
Если кто знает Серегу "Флая", то вот однажды он у меня в походе по Беломорской Шуе натурировал четыре дня. Накомарники он не носил. Они неудобны. На пятый день таки сдался.
На той же реке (совпадение) другой человек донатурировал так, что к концу озверел, перестал нормально воспринимать действительность и потеряв контроль, стал вспыльчивым. Мы поссорились, хотя весь поход он только и делал, что восхищался счастьем происходящего, что на такой речке он был впервые и что вдвоем - это классно, и как это все клево, и какие лодки у нас афигенские...
Или еще пример. Есть хороший руководитель-Тушинец, так вот, все его портреты на берегу выглядят одинаково. Он нервно или чешется или отмахивается. Но зато "натурал"!

"На завтрак варили макароны «по-флотски». Вёдра из тонкой стали, поэтому Николай очень старался, чтобы не пригорело"

Опять мазохизм а ля "еда каменного века". Ясно, что на 30 человек не просто готовить. Ясно, что посуда заказная - люминь такой не найти. 15-ти литровый нужен минимум, а такого нет в природе. Значит макароны должны быть 2-х или на крайняк 3-х минутные. И просто и быстро. И потом кан пригоревший не мыть. Выигрыш в полчаса в итоге. А удобство дежурных как мерить?

эти записи цитировались из
 9.07.2015г. День шестой. Щёлкино
продолжение следует

Эпиграф для седьмого дня:

-    авось мы не перевернемся. С нами-то такого не случится...
- упаковывают мокнущие вещи в гермы только те, кто собираются киляться, а "насненамочит!"
- волны не переворачивают, а камни из папье-маше. Они понарошку.
-    с нами такого ни за что не случится потому

Слово "чудовищно" я уже писал на форуме ВП. Чудовищно на фоне современных технологий походов и безопасности в них. Такое впечатление, что это первый поход. Но он ближе к 20-му только из больших(!) летних...

Ночью, когда мой слух дежурного радиста (осталось от армии) различил, что грохот волн заметно усилился, вышел из палатки проверить байдарки – и правильно сделал. Почти все байдарки ночевали в опасной близости к воде. Кормы некоторых уже висели в воздухе – волны подмывали песчаный берег и промедление грозило оставить нас без средств сплава. Чертыхаясь, вытащил явно зависающие байды подальше на берег, свою, чтобы успокоить себя и уснуть, ещё и привязал носовым концом к палатке.

Вспомнил Кодор-2009, когда в конце похода мы встали на пляже и поставили палатки "у самого синего моря". Очень тихого и ласкового. А что еще могут захотеть городские пижоны, ни разу не видавшие "злого моря"? Правильно, лечь спать под звуки прибоя в трех метрах от воды на ПОЛОГОМ берегу.  Ночью мой музыкальный слух тоже уловил изменение музыки прибоя без изменения силы ветра. Пара минут наблюдений, предупреждение еще более смелой и близкой к воде адмиральской палатке. Типа еще пара минут и вот и "Темза, сэр"... Это случилось, под "ой" и "ай" наших отцов-командиров. В общем лагерь мы быстро убирали повыше, а утром кажется вообще убрали за границу максимального выноса мусора.

И БОЛЬШЕ НИКОГДА в последующие 3 раза лагерь на пляже ближе линии максимума мусора мы не ставили. И не будем :)

Безлюдный каменистый обрывистый берег не сулил быстрого спасения при оверкиле...

Так значит к таким местам и подходить в волну не надо. Руковод знает все заранее, а остальные идут после него или по его команде.

- Николай! Мы черпанули воды! - Нормально! Я им ещё вычерпывать воду должен. - Подумал я и понял, что "Голомянка" до песчаного пляжа не дотянет.

Про такую же опасность для нашего экипажа я подумал слишком поздно - мы тоже оказались на прибрежной волне, но только уже на пляжной волне. ... За три метра от песчаного пляжа очередная волна подхватила корму нашей "Золотой рыбки", развернула её вдоль берега и мы все трое завалились набок - впервые за 17 предыдущих дальнобойных походов мы сделали оверкиль. Глубины там было по колено, но намокнуть под волнами успели все...

В первые три раза в ВОДНОМ походе простительно конечно надеяться на "остаться сухим" при волнах и без полного фартука с юбкой. Ну пять походов. Но в 20-й... И на море!?

Самое интересное: рядом стоял на берегу такой стройный высокий молодой "качок" и рассуждал, не шелохнувшись: - Вы откуда такие будете? Кто же так на байдарках ходит?..

Во первых он прав. Во вторых ему быть лояльным совершенно не надо. Он вас первый раз видит и РЕЖЕТ ПРАВДУ-МАТКУ

дальше я ему напомнил, что в экстремальных ситуациях надо помогать спасать людей и вещи, а потом спрашивать....

Есть другое и ОЧЕНЬ АВТОРИТЕТНОЕ мнение.
Там есть пункт 4а этот даже после того, как его обругали матом(!) помогать стал. Так что он вполне нормальный даже чел

И всё же Азов забрал себе оброк: электронные часы - подарок друзей, шедшие без смены батареек уже лет пять и побывавшие в моих предыдущих походах, нож, фотоаппарат и сотовый телефон вымокли насквозь в солёной воде и перестали навсегда работать, и так, кое что по мелочи. Большая часть буклетов и "раздаточного материала", не упакованная в гермомешки, тоже намокла и осталась сушиться на камнях...

В эпиграфе седьмого дня про это уже все сказано ...

С помощью друзей снаряжение и байдарки в течение двух часов были в общем строю!
Волны шли под углом 45 градусов к берегу. Мы начали заходить «на посадку». На берегу нас ждали и с трудом поймали, проводили на берег. И все же залило пол байдарки, а вот «Голомянку» разнесло в щепки, вещи вылавливали в море и с «Голомянки» и с «Золотой рыбки». Затем вся команда пошла по берегу больше км. и перенесли все три байдарки со снаряжением.

Нормальные такие спасработы, достойные весенней Южной Шуи в верхних порогах. Как в маршруте 4КС, если по трудоемкости...

Из наблюдений: огород поливной, скважина до 40 метров. Кругом голая степь и выжженные солнцем поля, т.к. Крымский канал обезвожен Украиной.

А мы с ними пляски танцуем типа закачайте пожалуйста газа на зиму, а мы даже скидку вам дадим. ПИДЗЕЦ! Фашисты, в частности в Аджимушкае, куда заходили участники этой самой БКК, так поступали. Методы ВОЙНЫ нам СЕГОДНЯ вываливают, а мы утираемся "мудро". Фашистские методы! А наши ссут за свое бабло, типа "меньше газа продадим, лишнюю яхту не купим а, когда наконец из страны съебёмся, полмиллиарда не хватит до 100-го места в Форбусе".
Зато в Ливии БЕСПОМОЩНЫХ ПРОТИВ САМОЛЕТОВ арабов (но это пока) мы бомбить сразу маладцы.
Ясно, что этот коммент к этому походу никакого отношения не имеет... Так, к слову пришлось...

Появилась новая порция дневника, как НШ, так и членов его команды

С большим трудом дошли до поселка Золотой. Некоторых «ударило» солнышко и мне досталось, может от того, что мы с адмиралом полностью вымазались и долго сидели в грязях.

После грязей надо отдыхать. Это не очень известная истина. Не знать ее простительно. Грязи лечебные не просто так называются. Лекарство это не шутки.

Заболел Яэмурд – не ужинал и не завтракал. А перед отходом кто-то о нем сообщил адмиралу, на что тот отреагировал очень громко такой фразой: «У нас больных быть не может! У нас могут быть только сошедшие с маршрута.» Не смотря на мое не лучшее положение, мне эта фраза очень понравилась. Она взбодрила всех! А меня в первую очередь.

А вот это  комментировать излишне конечно, но если кто не понял, перевожу:
Это типа гонки на выживание...

Должен остаться только один...

Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?

Мне жаль твою гнедую, но Боливар не выдержит двоих...

Прочитал уже до 13-го дня. Треть. Нечего комментировать. В смысле сплошной коммент... Но повторять сказанное нет смысла, а чем дальше в лес тем круче "помидоры". Все те же, что и раньше.
Удивительные люди ходят в эти походы. Удивительные. Какая психологическая устойчивость. Подъем в 6:00, выход в 7:00, вечерняя чалка в полной темноте, потерянная на всю ночь байдарка с экипажем(!) и после такого, вместо ужина - перекус. При этом в другие дни еда из свеже-купленного, типа щи из свежей капусты и прочая-прочая. Романтика контрастов...

Сегодня опять растянулись на полтора километра, хотя утром громко обратился ко всем с убедительной просьбой: дальше чем 100 метров от флагманской байдарки не уходить. Странное поведение некоторых экипажей байдарок начинает меня беспокоить и заставляет сделать вывод на будущее: не стоит брать в дальние походы друзей, которым по фигу, что происходит сзади с отстающими экипажами. Им лишь бы побыстрее пройти очередной отрезок.

ответ чуть раньше:

Лишь один из ульяновцев согласился пересесть за... три банки пива в день - не буду тут указывать его имя. С таким подходом я столкнулся впервые - типа, я согласен грести в другой байдарке, но платите мне за это! Вот какие "товарищество и взаимовыручка" у современной молодёжи. Ну, набрали на скорую руку "спортсменов"...
ну а к первой строчке отрывка выше, коммент не трэбуэцо...

Устали мы все изрядно уже от похода, устали...
15-й день при одной полудневке. Это не отдых. И не активный отдых. Это тематическая экспедиция. Но тогда и посыл изначальный должен быть озвучен - цель есть САМО мероприятие. А частности и шероховатости типа коллектив, отдых и взаимопонимание не учитываются.

Пионерлагерь - пожалуй да, это и есть лейтмотив.
Все остальное тогда логичное следствие.

На этом я завершу анализ. Потому, что нашел для себя объяснение этому, прямо скажем, незаурядному мероприятию, участникам и конечно его лидеру, НШ. Хорошо, что такие люди есть. Но ходить так я ни за что не согласен, А водить так не смогу, хотя я (тоже) не ангел конечно.

П.С. Прочитал таки до 18-го дня. Интерес пропал. Совсем. Поход пионерского отряда по обходу новых границ Российской Империи. Почему вторая часть команды совсем не откололась - загадка. Хотя конечно, проблемы с погранцами у отделившихся могли стать реальны. А читать дальше не буду. Не интересно.

Эпилог:

Отзыв соратника НШ, подтверждающего и уточняющего мои ощущения. Да, именно так:

"Я то в курсе стиля твоих походов. Просмотрел много фильмов, послушал бывалых. А люди не понимают, что ты не "антальский экскурсовод-аниматор", а "неумолимый пожиратель пространства". )) Их надо готовить, как толстый жених фермер свою невесту в фильме "За спичками": "... Вот тогда затрещат твои косточки...". )) И уже знаменитое - "демократия кончается на берегу" (в смысле до похода). Людей, не избалованных самодисциплиной, это бесит. А мудрые, пожалуй, в такую гору не пойдут... ))"

Ну и главный вывод, который я сделал для себя - ЮБК надо оплывать, если надо, в несезон. В сезон оставим Крым курортникам. Их там летом многовато.