20 сентября 2016

Курсовая устойчивость надувашек

(купить лодку от ВВ, Merman или Winboat)

(байдарки Фортуна 1 и Фортуна 2+ теперь можно пощупать и оттестить в ближайшем Подмосковье в районе Белых Столбов, пишите на почту или в телегу https://t.me/zindolog, при покупке доставка по Москве бесплатна )

Экспресс-ролик для понимания, что это такое

***

или
А чё она прямо не едет?!

(статья изначально написана еще до наступления "эры скегов" и исправлена в соответствии с новым мироощущением "автора", который не сразу, но таки на своей шкуре познал законность этой жалобы и ее право на жизнь при том, что проблем с управлением лодкой у "него" нет)

Она, это Каньон-Спорт, Т-34,Тайга-340 и т.д.
А бывает, что и Викинг-3.6(!) прямо не едет. Ну не едет и все! Я не выдумываю. Я это теперь знаю.
И есть два аспекта, которые не надо путать:
1. Не едет накатом, если бросить весло... (и это все лечится скегом, про который позже)
2. Не едет прямо, когда гребешь, виляет и сходит с желаемого курса... (и хотя это скорее в умению управлять, но тоже радикально улучшается скегом)

Вместо пролога
Вот видео абсолютно неуправляемого (от слова "проще прибить") сына Володи Логинова, Ромы, который
- первый(!) раз на абсолютно плоскодонной незагруженной лодке типа Рома )))
- первый раз в лодке вообще
- никто его ничему не учил
Таки у него лодка едет туда, куда он хочет и его её верткость не парит. Он ее не замечает... Рома играючи едет, куда хочет. И г р а ю ч и!
Диагноз - у Ромы заранее в голове "встроен" тонкий механизм УПРЕЖДАЮЩЕГО управления, другим его надо тренировать

Стандартный вопрос: 
... При любой возможности лодка (Экстрим) начинала крутиться вокруг своей оси, как компас )))...

Ответ: Ничего удивительного, Экстрим заточен под бурноводинг и за это надо платить. Платить верткостью и готовностью срулить с курса...

Если бросить грести, то ЛЮБАЯ лодка сходит с курса. Надувашка быстро. Каркас дольше. Но все они неизбежно входят с курса.
Любой случай бросить руль машины заканчивается съездом с дороги и аварией. Не буду предлагать пробовать... А почему с лодкой должно быть по другому?
Между нами и по секрету, если вы сядете в Таймень (Свирь, Вуоксу и т.п.) без руля и на ходу бросите весла, то картинка будет такая же, с поправкой, что Таймень дольше сходит с курса, но и вернуть его будет не в пример сложнее плоскодонки. Просто об этом не все задумываются. Ведь проще сказать - прямо надувашки не едут и все! 

У меня в команде, в 2009-м году, на р. Кереть был Экстрим с двумя мальчиками-нулями 14-ти летнего возраста. Нули от слова "первый раз в самостоятельном экипаже". Проблемы с курсом поначалу конечно были. Первые 3 часа серьезные и первые 2 дня средние. Двоим (братьям) подладиться друг под друга надо было. Вернее привыкнуть, что матрос (как это не печально для некоторых) это только тягловая сила, которая должна(!) молчать, а за курс отвечает ТОЛЬКО капитан. Но их учили. И они учились(!!!). А на 4-й ходовой день против ветра они нас, идущих на Каньонах-Спорт, здоровых и несравнимо более грамотно гребущих мужиков, спокойно держали сзади. Правда первых два-три дня я постоянно уделял внимание их обучению, а они хотели научиться и старались...

Да, напоминаю, очень важно, что надо выбрать "не самое длинное" весло 


Стандартный вопрос: 
... Каньон-СПОРТ прямо не хочет ехать, виляет ... 
Ответ: Проблема в гребле и длине весла. 
Во первых - надо взять весло покроче (см. выше). 
Во вторых - грести надо, ставя весло максимально вертикально, но главное - ведя его вдоль борта(!), не отводить от лодки.

Не так, что бы прям вертикально, но что весло трется вдоль борта, видно. Его надо прям везти (тереть) по борту и ВЫСОКО поднимать верхнюю руку. Даже выше, чем на фото. Вот тут и тут типа виден идеал от спортсменов-гладковиков. Конечно эта техника рассчитана на лодки шириной типа 50-60 см, но как показывает практика, это не важно.

И самое главное - управление лодкой происходит всегда и с упреждением, это входит в привычку до недумания об этом. Вспомните велосипед, как только курс велосипеда после схода с курса только приближается к желаемому, вы уже заваливаетесь для маневра в ДРУГУЮ сторону, заблаговременно

Кстати...
Если всякие петельки и прочая ерунда на лодке мешают грести вдоль борта, то это все надо срезать...

Вернемся к Каньону-Спорт
Это самая вертлявая лодка у ВВ и она же в ряду самых вертлявых в стране

Смотрим
Лодка едет прямо. Ну более менее. Теперь самое интересное, как и почему: 
Саша - мальчик 14-ти(!) лет с остатками ДЦП(!) в ногах. Как следствие, физически он совсем(!) не развит. В смысле, что физкультурой, ну хоть какой, он в школе и без нее, не занимался никогда(!). Он просто крепкий. И в лодке он вообще в первый(!) раз. Не до лодок было в детстве ему и его маме, они тяжело побеждали ДЦП. В руках - весло длины не более 2 метра. Скорее даже 190 (это слишком коротко, но тогда я исповедовал именно этот размер для "неровной воды". Параллельно с ним идет двойка "Экстрим" с обученными(!) людьми, которые не торопятся, но таки гребут и снимают. Это первые(!) пятнадцать минут. У Саши лодка сразу идет ПОЧТИ ПРЯМО!!! При наличии массы ошибок, его гребля таки не выглядит кошмарно. Просто он не "испорчен" штевневыми Тайменями и Викингами :)
Но, что главное, он услышал и выполняет три вещи - он прижимает весло к лодке и поднимает верхнюю руку к голове (вот еще, хоть и коряво по децки), а не гребет от живота. И он выправляет лодку заранее, поскольку ему объяснили и он это осознал. Это все, чему я успел его научить до посадки в лодку

(кстати именно для Саши я сначала пытался завести каяк Ё78/85, но разумно не осмелился - мальчику с не очень послушными ногами выбраться из случайно перевернувшегося клоуздека будет гораздо сложнее, чем из опендека!)

Кстати
Все это применимо к любым плоскодонкам

Вообще-то тема про "учицо" применима ко всему. Верну вас к велосипедам. Вспомните, как вы учились кататься на велике или роликах, и как падали. Велосипед, СЦУКО, первое время ПРЯМО ТОЖЕ НЕ ЕДЕТ. А с роликов нае..нуться без защиты? Ну вспомните... То-то!

РЕЗЮМЕ
Пока вы гребете, лодка едет согласно тому, как вы умеете управлять, а как только вы бросаете грести, все лодки неизбежно сходят с курса, но по разному, в зависимости от формы дна и наличия скега, а он очень сильно меняет характер лодки

ПРИЛОЖЕНИЕ
Вы имеете право на свой путь

Михаил Левашов (Zindolog)