(про "последний" - совсем не преувеличение)
ИЛИ ПАВОДОК, И КАК С НИМ ПОДРУЖИТЬСЯ
ИЛИ ТЕХНИКА ХОЖДЕНИЯ НА ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ СКОРОСТИ
ИЛИ ТЕХНИКА ХОЖДЕНИЯ НА ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ СКОРОСТИ
терминология
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ТРАВЕРС, ОТРИЦАЛОВКА, РЕВЕРСНАЯ ТАКТИКА, ХОЖДЕНИЕ НА ТАБАНЯХ, КОРМОВОЙ ТРАВЕРС, это все об одном
"Все начиналось спокойно и легкомысленно, решил я прокатиться на байдарке (ермак 340) по "городской" речке Чибю. Летом эта река переходилась бы вброд если бы ей не брезговали, все-таки в черте города реки грязные, а тут вода большая, всю грязь смывает, почему бы не устроить себе веселый 3 км заплывчик по чибюшке, на улице солнце жара 15 градусов, что может пойти не так?
Начало было умиротворяющим, течение спокойное, вода гладкая, отдыхающие по берегам фоткают, идилия.
Постепенно стали приближаться мосты под которыми я спокойно проходил.
Как выяснилось не под всеми. Вот "аэросьемка" с балкона того моста который я не прошел.
Течение резко увеличилось, слева-справа деревья.
Впереди мост с трубами в 20 см от поверхности. Я влево- вправо, не приткнуться, растерялся и встретил мост ногами, уперся в швелера.
Меня развернуло боком, перевернуло, выдавило из байдарки, хлопнуло головой об швеллер (блин хорошо был в застегнутой каске, надел ее больше для прикола, кто ж знал) и я остался висеть по шею в воде вцепившись в швеллер. В голове прокручивались картинки из видео с каякером которого загнало под маленький мостик, решил, что проходить под мостом опасно, хрен знает что там, надо выбираться. Стихия! Проходя по нашим рекам всю сознательную жизнь впервые столкнулся с непреодолимой мощью. Оказывается температуру воды совершенно не чувствуешь в такой ситуации, оказывается я умею отлично подтягиваться, вот хрен бы я на турнике хоть раз бы подтянулся, а тут выполз по рабице из-под моста и даже залез на него. Вот место вылазки.
Отдышался, побежал ловить байду. Байдарку поймал мужик метрах в двухстах от места моего ее покидания.
Вот как на ровном месте создать проблему и угрозу для жизни. Не изучил маршрут, отнесся легкомысленно к воде чем и поплатился, хорошо, что только веслом.
На этом рассказ аллес и я комментирую.
Поздравляю с тем, что повезло, это первое....
ТАК КАК ЖЕ С ЭТИМ БОРОТЬСЯ?
Тактика и техника отрицательного траверса
главная задача
увидев препятствие, зачалиться как можно скорее не двигаясь вперед.
Или двигаясь поперек реки и не приближаясь к препятствию, прицелиться для спокойного прохождения там, где есть проход, если умеете
Или двигаясь поперек реки и не приближаясь к препятствию, прицелиться для спокойного прохождения там, где есть проход, если умеете
ситуация
РОВНАЯ вода, но НЕОЖИДАННО (прохлопал, отвлекся) впереди "жопа" БЕЗ ПРОХОДА (или проход не виден или он не на линии движения), а текуха на грани тормозов..
техника
- сразу включается полный реверс (гребля назад, табаня) с кратковременным удержанием лодки по центру, чтобы...
- оглянуться и решить, куда прижиматься, если таки тянет вперед, но решать надо, даже если не понятно, тянет или нет
- кидается корма в выбранную сторону, и продолжается реверс, но уже со смещением и надо готовиться к влетанию в кусты в выбранноре место (улов там или просто зацепиться с креном, не важно). При этом, по необходимости, угол траверса меняется в зависимости от того, куда несет, куда надо или не туда
- фиксация лодки в улове или на кустах с креном (если надо) на набегающую воду (кусты - более нежелательное решение, чем улов, но бывает всякое)
- в стабилизированной ситуации уже решать, как быть дальше
Все будет выглядеть одинаково, хоть на Илексе (или Векторе и без руля!), хоть на Маэстро, только с разными ньюансами разные пункты будут исполнимы легче или труднее
Немного по другому следует действовать, если на лодке установленн скег, тогда выгодней передним дуговым гребком бросить нос в противоположную от намеченного для причаливания берега сторону, а потом уже включать реверс
Совсем плохо, если на лодке установлен руль. Его надо успеть поднять и зафиксировать. Вот поэтому на паводке руль - скорее неудобство, чем помощь, отвыкайте от руля на паводке
При уменьшении технического уровня гребца на каждый прописанный пункт нужно пропорционально больше времени, меньше точность и надежность. При уровне подготовки "ноль", сбой будет сразу на первом пункте - ступор и медленное вползание в препятствие, как в приведенной выше истории, исключений не бывает
Реверсную тактику надо тренировать и все достаточно просто, надо "ухватить" суть. Меня обучили от уровня "капитана-чайника" до увереного капитана за одну недопаводковую Каширку. Учили на Т-2, но матросом и мне хватило, а капитанил мну на ней же уже через неделю на мегапаводке на Салюте-2... Каякеры каякера этому научат часа за три
Тренировка может быть такая - на безопасном участке с течением встаньте носом вверх по течению и задавая разные углы траверса и гребя вперед, походите влево-вправо от берега к берегу, не опускаясь вниз по течению. А после этого повторите тоже самое тут же, поставив лодку носом вниз и гребя назад, задавая те же углы траверса. Вот это и есть отрицательный траверс, который почти в любой ситуации поможет остановиться и выбрать продолжением либо прицеливание и проход там, где это можно, либо чалку
ВИДЕО-ИЛЛЮСТРАЦИИ
- Видео с отметки 1:05, зеленый каяк смещается влево с "положеной" налево кормой. А перед ним каякер на черно-желтой лодке исполнял траверс на положительной скорости носом вверх, это иллюстрация варианта, как начать тенировать эту технику
- Видео с отметки 2:51 и дальше секунд 10 - уход от прижима. Другая лодка в том же видео делает это на скорости, в этом пороге на этой лодке это возможно, и развернуться успеть и набрать ход
- То же видео с отметки 12:06 и дальше 11 секунд - идеальный переход с положительной скорости (чуть раньше) на отрицаловку и обратно, перед сливом. Следующий экипаж обошелся без этого, его просто закинуло в "правильную" струю, что обычно не есть гарантировано...
Два крайних видео исполнены на Тайменях очень умелым капитаном, но тут то же самое еще проще делать на надувастиках, отвечаю, хотя для надувастиков тут есть более простое решение, особенно для единичек, но и отрицаловка не будет ошибкой.
Учитесь, тренируйтесь и получайте от воды только удовольствие!
- Видео с отметки 1:05, зеленый каяк смещается влево с "положеной" налево кормой. А перед ним каякер на черно-желтой лодке исполнял траверс на положительной скорости носом вверх, это иллюстрация варианта, как начать тенировать эту технику
- Видео с отметки 2:51 и дальше секунд 10 - уход от прижима. Другая лодка в том же видео делает это на скорости, в этом пороге на этой лодке это возможно, и развернуться успеть и набрать ход
- То же видео с отметки 12:06 и дальше 11 секунд - идеальный переход с положительной скорости (чуть раньше) на отрицаловку и обратно, перед сливом. Следующий экипаж обошелся без этого, его просто закинуло в "правильную" струю, что обычно не есть гарантировано...
Два крайних видео исполнены на Тайменях очень умелым капитаном, но тут то же самое еще проще делать на надувастиках, отвечаю, хотя для надувастиков тут есть более простое решение, особенно для единичек, но и отрицаловка не будет ошибкой.
Учитесь, тренируйтесь и получайте от воды только удовольствие!
Байдарки Фортуна и Мерман можно пощупать в Москве
и оттестировать в Белых Столбах
Что такое лодка Фортуна
Контакты
и оттестировать в Белых Столбах
Что такое лодка Фортуна
Контакты
Михаил Левашов (ZindOlog)