4 февраля 2015 г.

Уход за двухслойным судном.

Баги и хитрости двухслоек 
Или как получать удовольствие от хорошего девайса и безболезненно преодолеть его  особенности, которые есть в виду разных причин

Эпиграф

Прежде, чем читать дальше, надо понимать, что сегодня моноболонное лодкостроение делает те же формы и конструкции, что и все имеющиеся двуслойки. 

Плюсы двухслоек:
- в большей компактности
- и лучшей ремонто-пригодности при ремонте сложных мест

Минусы 
- более сложный уход
- множество мелких приколов, от ползущих швов, до постоянных проблемм  с полтергейстом по имени полтуретан - баллонные швы и штуцера требуют умелого и внимательного отношения.

Кароче:
Если вам нужна лодка для обычного применения, то НЕДУМАЯ, выбирайте монобалонник. Двуслойка, это лишь большая компактность и ремонтопригодность (в настоящем автономе, когда до жилья сотни километров и на маршруте вы одни) дополнительно гарантированная наличием хотя бы одного запасного бортового баллона на команду.


Полезная вещь
Скотч, который оттягивает ремонт шкуры до вечера. Я вот не знал, но Саше верю. Он ... дотошен и иногда полезен )))



Моно vs двухслойка
Сразу главное - я не доверяю монобалонным лодкам с надувными днами потому, что... они иногда требуют квалифицированнного ремонта. Именно днище, которое сложно устроено.

В случае двухслойки, во первых, это практически невероятная травма. Я про камни и ракушки. Во вторых ремонт будет таким - зашить грубо нитками дно и поменять донный баллон. Лодка снова полноценна. Дома аккуратно заклеить дно. Дома! В тепле и с феном. С чашкой кофя в руках. Или в лагере под тентом, если это поход.

Еще раз - я не про ровное дно типа дно Викинга или Тайменя. Я про сложные надувные дны лодок типа Одиссей, ВФ, Смена, Варвар и т.п.

Дырка в сложном монобаллоне изначально - проблема. Особенно в сложном месте. Дырка в двухслойке - эпизод на пять минут.

"Удачно" порванное монобалонное дно невосстановимо. Плыть можно, но либо его просто превратить в обычное дно, либо смириться с ванной воды в лодке. Летом это прокатывает. Тогда важно, чтоб гермы были недырявые.

Да, полиуретан, это демонически нестабильный материал, но это лучшее, что сегодня есть, если говорить про ткань типа "карингтон". Про резиновые ткани я не говорю. Это прошлый век и там свои тараканы. И мы в них наигрались в свое время.
Главный "таракан" ПУ  - минимальность адгезии самого к себе, к ПВХ и много к чему, и почти полная потеря ее, если лодка подверглась нагреву в сочетании с неправильной заправкой баллонов или изначально неправильной постановкой штуцеров. Это реальная проблема, но она решаема. Как - описано ниже
Можно клеем, но, к сожалению боковые швы баллонов так делать невозможно. Никто не клеит их серийно. Только варят на установках ТВЧ швом "враздрай". И там куча тонкостей. Шов внахлест, который есть самый надежный по определению, это удел домашних кулибиных и мелких мастерских. Штуцера сверху клеит тоже очень редко кто... 


Баллоны

Вместо вступления 


Недавно на форуме Скиталец, весьма известный путешественник Николай Александров, в ответ на мой вопрос про то, что у него не было запасного баллона на 1000(!) километровом Котуе. вот этот:
- Я диву даюсь на надежду, что можно обойтись без запасного баллона ... там.
Выдал следующее:
- Элементарно, Ватсон!)) Народ ходит и не парится. Регистрация в МЧС, спутниковый телефон, качественный ремнабор, кредитная карта с необходимой суммой (на материке), на случай форсмажора для экстренной оплаты вертолёта с целью эвакуации, если МЧС будет долго чесаться. По моему этого достаточно? (источник)

Я пожелал ему удачи...
Вообще-то, однажды он, со сломанной ногой, выходил ОДИН с дальнего непростого маршрута. То есть он не наивный и не чайник. Он "битый" путешественник. Но даже его свои грабли не учат.



 Правило №1 или "пра запаску" 
Если вы не хотите испортить себе отпуск в простом маршруте и не подвергнуть испытаниям в дальнем, то надо иметь хотя-бы бортовой запасной баллон.

Пачиму?
Продольный боковой шов баллона из каррингтона не клеится. Ремонту не подлежит в походных условиях в принципе(!). Даже пытаться не надо. Просто меняете на запасной и после похода отдаете в ВВ или в ближайшее место, где это делают ТВЧ-сваркой..
Отремонтировать можно только дырку. Или торец методом загиба однократного и связывания в гармошку . Про это ниже. И про профилактику этого там же.


Если в группе несколько лодок родственной системы типа Т-34, Каньон-Спорт, Экстрим и т.п., то просто берется по одному донному и одному бортовому от самой длинной лодки.

Запасные баллоны для двухслойных лодок так же естественны (и необходимы), как запаска в машине. Бортовые уж точно. Это обязательная часть ремнабора. Они позволяют перенести ремонт (90% случаев) дырявого баллона  ... на вечер в более удобное время и место. Под тент и в тепло, а не где придется и под дождем. 





Расклейка торцевых швов в сварных баллоНАХ.

Если у Вас баллоны лодки из желтого, серого или синего (любого!) каррингтона то все(!) окончания всех(!) баллонов надо сразу, после покупки, загнуть по торцевому шву, собрать это в гармошку и перевязать эластичной синтетической веревкой или резинкой для трусов. 

Загнуть достаточно ОДИН РАЗ, иначе станет короткоСмысл - не дать воздуху начать растаскивать шов в торцах, которые часто до конца не доходят по разным причинам, но главная - надо расправлять иногда баллоны . Тогда и лодка красивее будет. И проблемы с расклейкой торцов навсегда(!) уйдут в прошлое. Сам факт не лечится, как не старались. Проблема в нестабильном качестве каррингтона в одном артикуле и ньюансы массового производства.


Теперь торец Спортов и Соло сделан углом в 45 градусов... 

Стало сильно меньше проблем, но все равно, крайние 5 см (только для 45-градусных торцов) надо загибать и подвязывать, чтоб не раскрылись швы, если они вдруг не упрутся в "упор". Те, что имеют прям торец-торец, те целиком по шву надо перевязывать. Новая мода перевязки ("от Жени") описана ниже.

Весной 2017, купив себе Т-47, мой друг Женя (Краснодарский) не поняв меня по почте, сделал вот так (баллон новый с торцом 45 градусов):
Просто перевязал (маловато правда, надо бы раза в два дальше). Не загибая. А я подумал и понял, что это и правильнее. Меньше укорачивается баллон, а на раздир усилие гасит.
Он и бортовой отлично от меня перевязал:

Статистики у меня еще нет, но чую, что это работает...

Самое непонятное мне, что пол дела уже делается на производстве при заправке баллонов. Посмотрите с отметки 1.56. Осталось добавить операцию "три витка элластичной веревки и узел"

Самое главное следствие:
После этой операции проблемы с расклейкой торцов навсегда(!) уйдут в прошлое. 


Разошолся шов сбоку
Казалось бы - безнадежная (редкая совсем) ситуация. И вся надежда на живучесть шва запасного баллона? Нет! Я недавно придумал. Просто еще не снял на видео и не объяснил. Если вкратце, то надо сделать разрез напротив, в ровной части, заклеить проблемный шов изнутри в накладку, как обычно, и потом заклеить "технологическое отверстие". Для этого понадобится спокойная обстановка, теплый вечер и немного умения. Я сам не пробовал, потому, как это я встречал ДВА раза всего за все года с 2008-го. Один раз у себя в команде и еще раз кто-то из клиентов ВВ принес такое. Всё! Были еще случаи, но они не объяснены и не "зафиксированы" официально в связи с безнадежной неадекватностью пострадавших и с подозрением на их неумелые ручки.


Ремонт штуцеров (отдельно)

Если у Вас синие ПВХ баллоны (полупрозрачные или матовые)... 

Как и во всех  детских игрушках из ПВХ, в них всегда страдает место сварки. На фото ниже это где залом точно между троеточиями:
Заклеивается дыра заплаткой из любого п/у или ПВХ. Клей все тот же Момент Кристалл.

Но результаты эксплуатации ПВХ баллонов, которые где-то в 2010-м году так радостно нам рекламировали ребята из Киевской фирмы Нэрис, и на что повелся ВВ (но правда не надолго) показали, что это полная хйуня!


Мой Краснодарский друг-каякер Женя получил вместе с моим первым желтым Каньоном-Спорт в наследство Киевские(!) баллоны с заявленной нормой отказов меньше 1%. Один процент. Так было сказано вслух в офисе ВВ при свидетелях. Сказано про их же, поддельные Киевские Щуки, кстати...
У меня и у Жени в сумме было 300% отказов. То есть каждый(!) баллон по три(!) раза. И это не предел. (Женя невольно стал "подопытным кроликом")

А господам из Нэриса должно быть стыдно. Должно. Но им никогда стыдно не было... Молодцы, что сказать. Переврать в ТРИСТА раз. Крававцы...


Короче - синие ПВХ баллоны надо менять. Спецусловия и процедура ТОЛЬКО через меня.

Мну уполномочен заменять их по спец-цене ( скидка типа около 35%). Писать только мне(!) на почту 3851629@mail.ru, Отдел продаж с этим не морочится и просто пошлет. Они даже не в теме. Им некогда...

Только не путайте, у нас был и карригтон синего цвета. Смотрите первую фотографию наверху страницы. Так вот его отличие - наружная сторона это ткань. Не перепутайте с горяча...




Вообще про надувной аспект и его ньюансы

немного правленная копия поста с форума ВП, где основное сообщество "не умет готовить" надувашки-опендеки, но зато готово советовать и критиковать в полный рост, имея в "опыте" клоуздековые Щуки, Таймени и Викинги.


Любимая тема - баллоны.

Механизм образования дырки в торцах баллонов из каррингтонообразных тканей изучен. Это механизм "растаскивания" двух сваренных поверхностей. Как только образуется дыра в 1 мм, то через несколько секунд давление перестает быть. А объему еще дофига. После того, как баллон "опал", есть как минимум 20 минут вполне комфортного плавания. Это два(!) километра. Если до берега дальше, то надувное дно все равно не даст не то, что утонуть, даже перевернуться. На практике в походе такого не было ни разу. Много (очень много) походов и много лодок и мало аккуратности. На испытаниях такое я делал. Поэтому и пишу.

"Бахнуть" по длинному шву, да в воде, баллон из каррингтона не может. Для баха нужно другое давление и нерасходящиеся швы. Мертвые. А их, на каррингтоне, и вообще на п/у, не бывает.

Известен странный случай Ивана Шарикова, когда утром он нашел свою распоротую лодку с дырой большой длины. При чем накануне вечером, по его словам, он баллоны подсдул. Я склоняюсь, что тут надо допустить самое естественное объяснение - на лодку ночью кто-то упал и не признается. Или все было не так изначально и кто-то что-то перепутал. Хотя Ваня не из фантазеров. Ваня и эксперт и монстр.

Отсюда следствие - думать надо. Думать о том, что на море (бааальшом озере) надувать сильно не надо по двум причинам. Во первых просто незачем. И во вторых для надежности (и даже монобалонники). Это, как на раскисшей дороге, когда шины спускают даже у крутых джипов. Это там считается естественным.
А мы чем не люди? Мы тоже должны(!) думать.

Известен и случай, когда команда снялась с маршрута по причине лопнувшего баллона. Ремонтника рукастого не нашлось. Это полдела. Главное, что перед походом я советовал(!) купить запаску. В итоге осталась обида, цена которой - запаска.

Гораздо опаснее и чаще, на дороге, от мусора и гвоздей, лопаются шины и от этого гибнут люди. Но это почему-то ни разу не повод запретить надувные колеса. Гораздо проще заставить пристегивать ремни и соблюдать скорость.
То есть просто надо быть разумным.

А чтоб не быть заложником случайностей, даже в самых крутых тачках предусмотрена запаска. А в рейдах вне цивилизации и не одна.
А мы чем не люди? Мы тоже должны думать.


Лемма № 1

Монобалонник никогда не имеет запаску. И это напрягает. Например если ты один...
Да, я знаю, что в идеальных условиях простую прямую (или точечную) дыру на монобаллоне заклеить проще, но на бумаге всегда гладко...

Следствие Zindologa №1 из леммы №1

Не люблю сложные монобалонники. Есть варианты неремонтируемых травм. Хожу иногда один и поэтому собственно моникам (особенно сложным монобалонным днам, если конкретней) не доверяю.

Правило №2
Не держите лодку лишний раз на солнце. Присдувайте баллоны на обедах и долгих остановках или убирайте лодку в тень. Или оставляйте на воде, если нет укрытия. Но привяжите. На воде, даже без Вас, у лодки гораздо меньше шансов перегреться.


Проверка новых баллонов

В смысле баллонов, которые куплены отдельно и еще не вставлены.
Делается один раз. Сначала(!) замотать все(!) торцы, как рекомендовано выше и только потом надуть до легкого звона. То есть чтоб начало напрягаться, но не до камня. Оставить на сутки. Потелепать разок за штуцер без фанатизма, чтоб не шипело. Сдуть, всунуть и никогда не вынимать без необходимости ремонта.
После вставки обратно, надуть до состояния киселя и постучать, чтоб все расправилось. Залезть в нос и хвост пальцами и вытянуть баллон до предела. На первом выходе иногда допустимы складки небольшие, но они должны пройти после 2-3х часов. Все. Больше к баллонам прикасаться не надо.

Уход за двуслойной лодкой
По окончании сплава вытряхнуть из нее мусор (без особого фанатизма), слить воду, перевернув минут на десять и/или можно поставить, чтоб она стекла и обветрилась. Сушить лодку "до упора" бесполезно. Между баллонами и шкурой она останется мокрой даже если на солнце держать день. Это еще и вредно для шкуры. Для всего вредно без дела жариться на солнце. Дать подсохнуть немного и не разбирая(!) свернуть. Дома опять, развернуть, и не разбирая(!) отложить в сторонку. 
Самое удобное место хранения на это время, если дома, то под кроватью. Или гараж, у кого есть. Есть сведения что мыши и крысы любят грызть свободно лежачие ненадутые (монобалонные) лодки, поэтому в гараже их надо поднимать или надувать. Через две недели под кроватью лодка будет абсолютно сухая в самом дальнем нутре. В гараже в разложенном виде - 3-7 дней, в зависимости от температуры.

Про гаражи - в них летом бывает жарко. Это тоже плохо для лодки. Я летом лодки, после высыхания сворачиваю и убираю в упаковку на пол. У меня ПВХ-ядных крыс в гараже нет.

П.С. Монобалонные лодки тоже НЕОБХОДИМО досушивать. Поменьше. В некрученном виде - неделю. Есть мизерные складки, где обязательно заведется черная плесень и разойдется по всей лодке, если не досушивать. Гарантирую. Не верьте продавцам и тем, кто пишет обратное типа "протер и в упаковку". Продавцы врут, зная, как Вам это нравится,  а те, кто  двухслоек не имел, бездумно повторяют за ними. Продавцам похеру, что ваша лодка все равно преет, покрываясь черной плесенью. Зато звучит сильно - "Сушить не надо!"

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: 
(цитата с форума про монобалонную ОСУ от апологета монобалонности, Володи Рычкова. Проговорился таки...)
"...вопрос по-делу. Да, непросто. Вытираю и сушу прототип (имеющий технологические лючки, что сильно облегчает задачу) с помощью БААЛЬШОЙ тряпки и пылесоса (когда всё уже вытерто и просушено). Ну, вот, так получается неплохо. Но, и - не просто. Однако, с Викингом было то же самое (опыт уже имеется, с 2010 года))))).


Правило №3
Не вынимайте баллоны без особой надобности. Не разбирайте лодку, пока длится сезон. Лучше вообще никогда не разбирайте.


Это достало :(
Полтергейст полиуретановый, обыкновенный 
В результате этих и других явлений, наблюдаемых не только в ВВ, то и у конкурентов (инсайд оттуда от их начальства), чиста полиуретановые баллоны вышли из доверия и сняты с комплектации в ВВ. Засада была в несоответствии качества разных поставок как бы одного  материала и необходимости каждый раз искать новые настройки сварочного станка.



ПРИЛОЖЕНИЕ (АПГРЭЙДЫ, РЕАЛЬНО НУЖНЫЕ)
а не фигня стандартная, типа обвязка, которая вот не нужна вообще или сделана так, что мешает больше

1. 
Плавающие хвосто-веревочки на хвост и корму

На хвост и корму длиной где-то 110-120 без узла. Используется для удобства обносов, вытасков, затасков, коротких волоков, чалок, высадки и посадки, где неудобно. А еще привязывать на остановках этим можно (а не пятью, блять, метрами, которые вечно мешаются).
Заблуждение: при перевороте эти хвосты не помогают поймать лодку. Лодку ловят  (не отпускают) сразу за упоры. Это тренируется. Все тренируется. Вы же на велосипед не сразу сели и поехали. Вот и лодки, когда их тащат не для только в матрасные сплавы, требуют обучения и тренировок.

2. Стропа для эскиматраса (ищем в материалах про безопасность).

Если что непонятно - пишите.
Страница сделана по мотивам первых 
двух форумов компании ВВ, где была 
ветка "Детские болезни Каньонов"


Михаил Левашов (Zindolog)