17 января 2016 г.

КОДОР-Winter 2012

из архива "Любимое"
или

Кодори-Мадори


Легкий рассказ о том, как команда "Вольный Ветер Перемен" (ВВП) на Новый 2012-й год устроила себе праздник на воде...
Не хотел ничего описывать совсем.
Четвертый Кодор, ну скока можно?
Но мысли, мысли-то куда деть? (с).
И Кодор все время такой разный ...


Итак, эта нестандартная в общем-то идея,

в смысле провести Новогодние праздники вдали от дома, родилась где-то в конце лета в голове Володи Рычкова,


активиста клуба Ветер Перемен, победителя ралли Скитулец в классе надувных двоек и капитана теперь уже бесштевневого Викинга 3.4, который он с собой и взял после широко известных в узких кругах событий 2010 года.

Его поддержали...

Валя и Андрей - искусный экипаж Вьюна, абсолютные рекордсмены СкиТульца:

Дима и Володя, экипаж катамарана-двойки:


Евгений, наш новый друг из Краснодарии на Каньоне-СОЛО:

и мну, некто Зиндолог на своем любимом Каньоне-СПОРТ.

Дорога
Выехав из нетронутой снегом Новогодней Москвы, мы таки в районе Воронежа въехали в настоящюю зиму.

Уже на Абхазской стороне, таможенник-абхазец, выясняя, как с нами обходиться ввиду отсутствия у нас на руках пропусков и разрешений, по рации объяснил кому-то, что типа "это туристы, едут на Кодори-Мадори..."

Вот так оно и у нас прижилось. Это не мы придумали.

Поезд нас долго вез, но довез прямо до Сухума. Долго, но типа "не надо пешком таскаться через границу". И это было эпохальное решение неадмирала. Как обычно, кинув идею, Володя отказался это безобразие возглавлять даже неформально. Типа демократия. Но пока проходит. Проходит, потому как народ стараемся подбирать неслучайный, вдумчивый и разумный. Эпохальность выяснится только ночью на заброске и до конца осознаеца (мной по крайней мере) в первый день сплава и подтвердится во второй.

По дороге уже там я вызвонил Сандро и в Гаграх предал ему наши предыдущие фотографии и фильмы.

Сандро, совершенно неожиданно, четвертый раз подряд, "ответил" маджаром. И процесс пошел...

На вокзале в Сухуме мы воссоединились с Евгением,

и вместе с ребятами и бойкими девчатами из МГУ поделили машины Темура

и плавно попивая маджар, двинулись в горы. Было уже три пополудни...

***


***

Продолжаю однако...
В Сухуме Темур добил нашу раскладку заказанным вином и чачей. Особенно ему удалась чача от его же деда. "Вот это для мужчин..." (с). Вино в дороге пили не все и с непривычки немного ужасались происходящему...


Дорогу после Сухума лично я (как это стало уже традицией c 2009-го года) помню плохо. Вино, по прежнему молодое, действует медленно, но верно...

Разбудил меня голос Темура - дальше дороги нет - обвал.

фото обвальчика (естественно, сделанное утром)

Поэтому мы "упали" прямо рядом, благо место оказалось удобным.
До острова ниже Канатки по прямой мы не доехали 5.6 км. А всего типа 12-ть. Печально. Но бывает.


День первый
пешеводный

Утро 4 января нас встретило слабым минусом... Не шибко бодренько, с осторожностью, вставалось

с иллюзией, что типа в запасе два недоеханных сплавных дня. Торопица некуда.
Так или иначе, но решили с лодками подойти под Канатку и оттуда сплавиться до лагеря. Пять с половиной км по прямой вверх мы шли в три приема не бегом по 40-45 минут. По дороге "эхом войны" возник этот "бронтозавр"

с "дырочкой в левом боку":

Понимая, что лагерь уже стоит и плыть по времени можно до упора, мы дошли до осторова (по этой воде - полуострова) в 1.5 км ниже Канатки,где привычный уже "водомерный камень"

показывал уровень приблизительно ниже на 40 см от нашего октябрьского 2011 и на 20-ть от уровня октября-2010. Как стало ясно в конце, удобно считать Кодор ступенями по 20 см. Ощущения принципиально разные. На Канатке, куда дошел просто пешком Володя-неадмирал тоже есть мерный камень. Но мерка там дистанционная и более грубая.
Дальше идти по времени уже не получалось. Стапель (полный, с примочками и чаем) двух Каньонов


- дело часа. Но с нами был кат. Поэтому мы вышли на воду где то в 15.20. Вьюна ребята собрали еще вчера они у нас непьющие) и просто привезли на первой попутке, прошедшей после ликвидации обвала.

Пошли не бойко, поскольку в реке воды всего-ничего (30-40 кубов от силы) и все камни повылезли на воздух. Да и Вьюн, даже в ювелирных руках, требовал повышенного внимания. А на откровенных каменных горках пару-тройку раз просто обносился...

После трех перекурообносов, при холодающей погоде без солнца за час сорок, ровно "в упоре" к 17.00 мы дошли до лагеря, где нас уже ждала "пешая часть команды" и котелки на костре. Спасибо Володя!

МГУшники тоже никуда не ушли... Катамаранный стапель, это не просто. Плюс чача опять же.

И была у нас гитара, и был вечером концерт :)))
-"Ночь прошла, настало утро ясное, солнце взошло..."
Спасибо Володе.


День второй.
От поляны в 7 км ниже Канатки до стоянки в 2-км ниже Теснины.

Встали и уже посерьезу начали сборы. Но таки вышли в 11.40
Все ж первый день с полной выкладкой. Все разложить и все такое. Вьюн и Викинг опять же - машины деликатные. Требуют уважения и не терпят пустой суеты :)

Солнышко, согласно прогноза, даже типа грело и на перекурах

было вполне комфортно. Пока оно не убегало за гору. Не торопясь идти способствовало маловодье и таки резвость воды. Уклон никто не отменял. Погода, правда, и вода (почему-то холодная до жути) не располагали к легкомысленным килям. Но вот смотреть за Вьюном и Викингом было в новинку. Володя, по его словам, реально боролся раза четыре, даже, на удивление ему самому, показал искусство опоры. Да-да, самой настоящей каякерской опоры. В исполнении Андрея с Валей это было вообще - зрелище. Типа хождения по канату. Опоры с кренами, скорость и идеальный матрос - вот оружие Вьюна. Был даже "самый" момент, когда, как это у всех мастеров бывает, Андрей перепутал право с левом… ##тут будет видео снова##
Другие бы в такой ситуации разругались бы, ну хоть на недолго. А тут лишь нежное "фи" веслом. Экипаж однако! Недаром носят звание "Абсолютных Рекордсменов" СкиТульца. Заглядение...

Где-то в 15.30, после часового перекуса с газовым чаем, на котором нас догнали МГУшники и тоже пожевали рядом, мы подошли к "Белокаменному", который осмотрели и проходили по очереди.

Путь там один - вдоль левого берега. В исполнении плоскодонных судов хоть о берег трись,

что собственно там у меня и Евгения и получилось, за что катамаран дружно выставил нам оценку "отстой". Ну да, зато сухой и без нервофф...
Менее... Нет более "правильные" плоскодонные и более закаркасенные суда позволить себе такого не могли


и заходя поцентрее, но поглубже, в конце, кто как успел, уходили влево. Ушли все :)

К 16.45 подошли к Багатской Теснине. И вот он, наш долгожданный и "неожиданный" прижим. Сейчас - во всей красе.


И нежен с виду. Как и всегда. Правда посреди образовалась мель и нет сильной струи, но картина прежняя - не зевай. На видео еще приятнее выглядит... ###тоже позже будет###

Зная точно место известной и проверенной стоянкии и время хода до нее, мы не боялись идти после Багат до пяти вечера и вот уже он - люкс в Багатах.

Даже беглый взгляд на берег говорил, что после октября тут был мощный паводок типа плюс метр с кепкой. Берег раскурочен так, что там, где не было проблем зачалиться и подняться, сейчас приходилось напрягаться.


День третий
Пороги кончились.

Ночь прошла странно... Обычно достаточный коврик пенки, сейчас не спасал от холода снизу и его пришлось удвоить подворачиванием, а в закрытых глазах мерещились огоньки, передвигающиея по лагерю. И не мне одному. Странное место. И очень красивое. Напротив - афигенские скалы с изящными складками


Дорогу реке прямо перекрывает характерная гора, из-под которой вольется Амткел.

Средненеспешные сборы


и где-то в 11.30 мы вышли.

Поскокльку воды добавилось до примерно 15-ти кубов и средний уклон уменьшился, то мы пошли шустрее. А впереди 50 км до моря.
Солнышко регулярно убегало за стены гор и хоть оно и есть, но его как бы и нет...
И вот снова каньон и в самом конце, после всяческих красот

нас ожидает "Затычка". Нечто несуразное, но неудобное по любой воде.

Но перед ней наконец и мне пришло время испытать мощь очередного прижима и это был первым и единственным случаем, когда кат-спасатель, с ехидными улыбками наперевес, оперативно рванул "на работу". Поскольку ложиться в прижиме на(!) стенки нас учили еще "в первом классе", то естественно это и было сделано. Тока в "школе" не всегда добавляют - если препятствие низкое, а скорость высокая (высокая-высокая, в главной струе как раз похоже, что почти максимально-замеренная нами по GPSу, типа 31 км/ч, сбоку поменьше), то можно и перелететь... через него (ну почти) типа споткнувшись...
Ну так почти и случилось. Продолбав всего один, но самый важный гребок на мели с резвой текухой, мну неумолимо пошел на длинный, поперек стоячий, невысокий камень (прямо за Женей):

Грести до последнего мига тоже "учили в школе", но не проскочил... Пришлось улечься на него и по инерции лодка меня почти накрыла. Именно в этот момент над бортом моего недокильнутого СПОРТА и возникли ро.., нет - лица спасателей. Они у л ы б а л и с ь ... Инстинкт подсказал, что пока меня поднимало и переворачивало, струя чуть протащила вперед и этого хватило не прижаться при возврате лодки "резким движением натренировонного в бассейне" бедра на ровный киль. Так спасатели остались не у дел. Извините, ребята! Диванкаякеры не привыкли обременять общество заботами о своём спасении... Обычно у ката тут другая работа. Ловить женщин, не давая им шанса на самоспас, ловить и иногда слегка давить мужиков, отстрелянных с клозетодекофф. И ждать. Ждать с большой буквы. Скушная, но важная обязанность. Но с катом как-то спокойнее. Особенно, когда катамарасты немного понимают в катамарастинге... Спасибо!

***
На просторах "Скитальца" нашел фразу:
-"геологи не любят альпинистов, но уважают в глубине души".
И к чему это я?
К умелым катамаранщикам...
***

Через неполных два часа после старта мы наконец, после еще пары фальш-остановок подошли к "Затычке". Я её не узнал. Вроде камней было два. Но все остальные аксессуары присутствовали: Сильный навал, справа отсекающая коса, сильный противоток у берега и поганка...
То есть ты плавно вписываешься в поворот, влетаешь в улов и расслабляешься, косясь налево, или пожимая в недоумении плечами типа "и всё?"

Ан, нет, не все - отсюда еще и выгребать надо, а то вернет "на место"...


Еще серия "Затычка", но от Вьюнистов:



И тоже, погрести бы нада...


К обеду вышли из гор и сразу за скалой "У Ахо" устроили таки обед на газу. Две горелки на стандартный овальный кан на нашу компанию - получилось. Уже второй раз...


Еще два перехода и совсем уже чтоб не затемнело, встали на левом берегу у разрушенного моста. До моря на завтра остается 12 км на пару часов не гребя...

День четвертый
Разбои дались спокойно, хотя воды "ну нет вааще". Два с половиной часа и море встретило нас бруствером камней на 300 метров уходящим влево, Кодор на последок разогнал нас в этом каменном коридоре и вынес в пологие волны м о р я....


Некоторые, у которых в каркасе люминь, решили в море не заплывать и устроили себе пешку метров на 400...

Валя, со стороны, в глубине души, конечно хотелось облегчить твою участь, но (твой) Жираф большой - ему видней :) Он любит каркасы. А они не дружат с солью.

А чуть погодя нас окружили...


- Уже привычная послевоеннаяй разруха (и нет особенных следов восстановления хоть какого)
- Ласковое и гладкое море
- Прибой умеренный
- Солнце :)
- Тепло :)

При помощи местной детворы и самостоятельно разобрали Вьюна.


"Диваны" сдуты. Кат тоже как-то разобрался почти сам.

Тимур, Сухум, вечер в саду дома под навесом. На этот раз без кафе на набережной. Нам и тут хорошо. И оказывается грейпфрукты и киви тут и ТОЖЕ и УЖЕ поспели... На закуску :)

Отъезд
Утро, опохмел, Сандро, граница, Адлер, поезд...



Немного потрындеть типа "Если бы, да кабы".
Все было бы по другому, если б мы ехали "туда" традиционно. До границы на поезде, дальше на Форде Сандро. Мы бы проскочили до обвала. Залезли бы в Ажары. И в снег... И весь Кодор - наш...


Информация для размышления
По осени 2010, без каркасной лодки и в полном опендековом составе(*) мы от Ажар до острова после Канатки шли два дня. Первый - разогревный - типа 1.5-2 часа. Но хватало. Уклон 15 м/км расслабиться не давал.
В третий день от острова за Канаткой до стоянки за Багатами - за 4-5 ходовых часов. Однажды и без обеда обошлись за 3. Это не совсем правильно, но было...
И потом шесть часов до моря.
А сейчас, за второй, третий и четвертый день, по слабой воде, мы прошли дозу двух. И это не самый технически наполненный участок. А наверху за два дня мы бы не управились.

Это я о чем?

(*) В варианте "на надувастиках-опендеках" почти весь Кодор идется сходу. В крайнем случае - "посмотр" из-за угла. Никаких просмотров непосредственно препятствий, кроме известных или явных и штучных, на усмотрение впереди идущих. Естественно, типа две трети учаснегофф должны соответствовать этой реке по своей квалификации. Не опыту вообще (20-ть лет матрасных походов даже в Карелию тут не канают), а именно способностью ладить с быстрым и неоднородным горным потоком. Опыт паводковых и особенно аномальных паводковых сплавов очень в кассу. Остальные могут чуть не дотягивать. Но чуть... На ликвидацию киля(**) у человека/группы - 100 метров. Не более. Двадцать секунд. Двадцать(!) секунд.

(**)Двадцать секунд на поймать все и зачалить или на эскиматрас, который при наличии рядом товарища, который поможет, не составляет большого труда. Но это должно быть с гарантией. Иначе лодка, и я уж не говорю о людях (подразумевается, что они на крайняк, сами выбираются на берег), уйдет "к морю" со скоростью 5 метров в секунду... Все, что уплывет самостоятельно – через 100-150 метров скрывается за поворотом ...

Глубоко убежден - (конечно чисто лично, но...) имея на хорошей каркасной лодке даже таких неординарных ребят, как Андрей и Валя в их сегодняшней кондиции, четыре дня на весь Кодор нам было бы маловато (а их кондиции, это Верхняя Вашана за день без аварий по гиперпаводку 2012-го года). Четыре дня - очень впритык. И не расслабиться. Очень много технической "работы". Сильновероятные клейка и шитье... Полные дни... Это совсем другой стиль. Это для трудолюбивых и экстремалов. Или просто упрямых. В хорошем или смысле.

Вместо послесловия...
"Диванкаякинг"  рулит!!! Каркас - ИМХО анахронизм все таки... И личный опыт следующего сезона только усилил этот мой субъективный взгляд...

И именно в этот момент КБ ВВ готовило бомбу - ПНЕВМО-ШТЕВНЕВОЙ САМООТЛИВНОЙ МОНОБОЛОННЫЙ каяко/сияк "ОДИССЕЙ-370".

И именно в этот момент родилась идея морского одиночного, путешествия по Белому морю к Соловкам и дальше на север, если соратнеги не подхватят (а они не подхватили) идею. От "берега" до Соловков в лучшем раскладе - 20 км моря. Берег - это Кузова. И до них тоже 20... Но короткими перебежками по островам от Кеми, например. Варианты там возможны.


Иллюстрат:
Мои и Евгения фотографии
Фильм Володи Рычкова пока "умер" на Яндексе и не обновлен на Ютубе ((
Зато я нашел... Это, судя по всему, тоже зима, но следующая. Вот такого нам не попадалось... Завал поперек всего(!) Кодора.

Михаил Левашов (Zindolog)