5 августа 2016 г.

Первая лодка в туризме, сплаве и родео

Тема написана исходя из личного шестилетнего опыта перебора п/э лодок для сплава и родео. Но сначала я пересел с каркасника на плоскодонный надувастик с самоотливом. 

Со сплавом на п/э у мну не заладилось по разным причинам да и туризм обычный имеет своим прелести. А вот в родео я прошел путь от нулевого новичка до уверенного мало-обученного, но спокойного катальщика себе в удовольствие. В активе у меня несколько не очень стабильных элементов и .... И 12-е место из 20 на Российских соревах в Финской Лиексе... Поэтому и в самих родейных лодках я разбираюсь не сильно хуже, чем в туристских, но об этом позже и для усиления аргументации. 

И как же оно в туризме с первой лодкой?
Не буду писать по новой. Скопирую с форума сайта Ветер Перемен (ВП) несколько цитат "категоричного" и, конечно же, грамотного технаря Андрея Беспалова (АБ), приверженца каркасных лодок и вставлю ответы.

Его позиция приблизительно такая - надо сначала на каркасе на(м)учиться, а потом, со знанием дела, брать всепрощающую лодку чтоб ходить технически сложные маршруты, если потянет... 

Смысл я не переврал, но  Андрей все равно найдет (и нашел) способ придраться и вывернуть все наизнанку. Поэтому дальше от него будут цитаты(!). Ничего от себя.

Так вот, это совершенно неправильный подход. Начинать учиться в туризме надо именно со всепрощающей лодки. Получать от нее удовольствие, повышая планку, а уж потом пускаться во все тяжкие в смысле перехода на строгие каркасные лодки. Если начинать с каркасной лодки, то учебы не получится. Это будет стопор на очень долго. Гляньте просто, как беспомощно ходят "опытные" Тайменьщики там, где "немножко кривее". Так вот, и именно это вас и ожидает лет через десять. Вы не выйдете на "покривее", потому, что лодка не пустит, а учить вас будут "тайменщики", которые сами ничего не умеют, потому, лодка не давала учиться. Круг замкнулся... Это в кратце...


Кстати, этот подход мне очень-очень напоминает читанные мной на заре моего п/э каякинга обзоры лодок от каякеров-профи, которые писали, что для быстрой учебы надо сразу ходить на самых строгих лодках. Звучит красиво, но... Но в реалии для большинства это трудоемко и страшненько. И поэтому ... да-да,  долго! И мы вернулись с того, откуда начали. Долго придется учиться, иногда вплоть до бросания. Подход таких максималистов мне понятен. Он подходит для спорта высоких достижений, но для широкой общественности просто вреден.



Скрипка круче гитары, Андрей, и я с этим не спорю,
но во дворе почему-то нет скрипок...
Ты можешь гордиться, что ты скрипач...
Но в народ пошла гитара...


Эти крутые ребята (и Андрей и "биороботы" от каякинга) забыли, или принципиально не понимают, что:


обычному человеку

на Формуле-1 учиться водить машину НЕЛЬЗЯ!

на Порше-911 учиться водить машину НЕЛЬЗЯ!

на Бугатти учиться водить машину НЕЛЬЗЯ!



"Напридумывал, правда .." (АБ)
"ну это ж пофиг"... (АБ)

Как можно "напридумывать" цитаты, тупо скопированые с форума? Правда и отказываться от них, это вполне в духе словоблудия на ВП. Итак с цитатами:



Диалог

Андрей:
"Есть два пути: научиться самому, или взять лодку, которая все простит. Второй путь более простой, потому и широко распространен, но в чем тут кайф?"


Ответ:

Про лодку, которая все простит и главное, про кайф.
Кайф в том, что не умея ничего, в смысле каякера-каркасника, я ЧЕТЫРЕ раза был на Кодоре, который по меркам классического каякинга мне не положен в принципе. В твоем понимании то есть. И при твоем подходе. На Вьюне мне там действительно ничего не светит. Не светит в смысле каркасной идеалогии и последствий аварий. Это же почти 4КС. И совсем не Карелия плюс один, даже самая крутая. И тебе не светит. Без катамарана и пары обученных каякеров на постоянной страховке каркасу там делать нечего.

Но уже на втором Кодоре(2010) мы были большой командой и я из страху-ё-мого и "отважного бояльщика" образца 2009 года ЗА ГОД(!) превратился в звеньевого и страху-ю-щего. В том походе мы на всех накилялись раз 25. И только потом, только через два года, я пошел учиться в каяк-клуб, не ограничивая себя по прежнему в походных желаниях.

А кто-то, не показываю пальцем, на "правильной" лодке, имел там же весьма ощутимые проблемы. Проблемы имел зимой, когда уровень воды и ее скорость минимальны. И дистанция была меньше стандарта, потому, как самый забойный кусок, по причине обвала на дороге, мы не захватили. 15 километров самого цимуса не захватили. А по времени мы и без него едва вписались. С верхним куском (и с Вьюном) я даже сомневаюсь, успели бы? С "правильной" лодкой (и крутым капитаном в ней) мы шли медленно, чтобы соблюсти безопасность на приемлемом уровне. Можно придраться по мелочам, как это принято у "мастеров слова", но глобальная суть не изменится - чтобы на Вьюне идти Кодор, надо лодку подготавливать серьезнее, чем обычно, но главное - иметь запас по времени. И конечно уметь. С этим у Андрея все в порядке. Но мне легко представить, что б было, пойди Вьюн с нами в 2009-м. Поскольку кэп там умный, он бы просто сошел после первого порога. И правильно бы сделал. Если бы уже к этому моменту мы б не остались без Вьюна, и возможно совсем без похода... Ну так принято. Не бросать же. Да и пример был бы негативный и вместо придумывания эскиматраса, мы бы сидели на берегу и ждали бы эвакуации. Но зато Вьюн - лодка "правильная".

Еще один, вполне известный и чуть менее техничный человек, но тоже на более правильной лодке, чем наши пупындры, кильнулся там (на Кодоре) т о л ь к о о д и н раз. На верхнем участке. Дальше были спас-работы "катамараном об камень" и большую часть остального путешествия капитан шел, хромая, уже пешком. Зато его В-3.4 "конечно" крутая лодка, по сравнению с Каньоном-Спорт, которые он все равно на дух не переносил со словами "задрал своими пупындрами"...
И в следующий раз на Кодор (но зимой) тот же капитан снова пошел на той же "правильной" лодке. Зима и маленькая вода и усеченный маршрут без самых прелестей первых 15-ти километров, где как раз и были вышеописанные приключения, не выдали ему "призов".

И только к следующему году он таки круто "испортил" свой Викинг, убрав из него кильсон совсем. Но зато на этой "ацтойной" чисто пупындре и более прощающей и более подходящей под Кавказ лодке, на этот раз уже получил полное удовольствие. На Шахе. Тоже Кавказ, но без экстрима в принцыпе. Но, как я понял, любимой она все же не стала. Принципами поступаться тяжело. Понимаю.

А я(!) хочу(!) на "Кодор". В кавычках. Я не хочу ограничивать себя в "аква-парком Шахе" (в кавычках и без) с двухмесячной подготовкой, который на наших лодках ЧАЙНИКАМИ легко проходится за 5 часов с перекусом, проходится (не чайниками) не замочив матроса после часовых сборов вместе с заходом в магазин, наглядевшись красоты до ушей, а на следующий день идется уже вторая речка, а потом и нижняя Мзымта людьми, которые с головой, но без подготовки. Не теряя времени на "самонаучиться". Просто на лодке, под эти Шахе и "Кодоры" заточенной. И конечно в сопровождении более продвинутых товарищей. И с гарантией, что никакие (ну почти!) аварии ничего не изменят в планах. 

Про научиться самому.
Ты прав. В принципе.
Если ничего особенного не надо и главное, не жалко времени, то учиться самому - самое то! Лет пять понадобится, если хотя бы есть на кого смотреть. И десять, если "по видео" и книжкам.
А в каякерском клубе через полгода (и потратив 25 тыр только за занятия, не меньше) почти вся Карелия на "настоящем" каяке уже будет доступна. А осенью Кавказ - Аксаут, Зеленчук. Лаба и Белая - пожалуйста. Две последние - кусками и "может быть". И много еще чего.

Игорь (наш дивансиякер), после первого сезона в Трех Стихиях, Гранитный Каньон ходил. В компании с Лехой Шишковым. Одним из сильнейших каякеров страны. А перед этим, уже летом, Катунь среднюю на полиэтилене, Урсул и немного Мажоя (кажется). В команде RiverZoo Васи Порсева, еще одного из сильнейших каякеров страны. На тот момент. После этого ему можно по туристским меркам куда угодно и на чем угодно.
(накануне лета 2018 он спрашивал про возможность пройти Писту в одиночку ... на Векторе... Таки ЕМУ можно, хотя идея "героическая" конечно)

Для сравнения, твой "самоучка" тем же летом, когда Игорь на Мажое кое-где катался, на Суну пойдет на Ерше, к примеру. А осенью на Протву. И может следующим летом "отважится" на Калгу. А года через два дорастет до Керети. И то с приключениями. А там и до Писты недолече... А уж там есть, где поприключаться  на Ерше. Или Паше. И на Вигинге там не все аккуратно будет.

Я очень жалею, что не попал в правильный клуб раньше и ходил глухим чайником-самоучкой до 2007-го, когда попал к Космачеву, где чуть подрос и стал задумываться, что в "консерваторию" надо бы... и четыре года тянул еще.

Андрей:
А вот когда расти дальше означает переход из туризма в спорт, тогда и стоит выбирать более прощающее судно. И это будет уже совсем по другому.

Ответ:
Снова здорова... Все с ног на голову. Оппонент настойчив. Имеет право. Многократный победитель Скитульца. Не мухры-хухры. Я сам такой. Понимаю...
Только вот в чем штука, туризм это сплошь необученные люди, но которым хочется сразу(!) туда, куда хочется. "Туда" ты вероятно и называешь "спортом" в кавычках.
Тогда что называть спортом... Каширку? Скнигу? "Наше все" Вашану? Даже паводковый сплав на Поломети я спортом не назову. Но там нечего делать Илексе. Ну вот совсем нечего. И Тайменю там не место. И ершу с опытом пары лет там одна дорога - остаться без Ерша. А спортсмены-каякеры туда от скуки после зимы едут и ходят ее по два-три раза за день для заминки паводкового сезона. Экстримом я б это называл. Он там есть. Но экстрим возможен (и желаем) без спорта. Спорт подразумевает регулярные и специальные тематические тренировки. Таких в туризме нет.

Как говорится, все в доме должно быть правильно. Стройная жена. Спортивный муж. И жирный кот. А не тогда, когда все это перепутано...

Андрей:
Так устроена жизнь: человек говорит, Я ХОЧУ. Учиться - неее, ему говорят, вот лодка, на ней можно. Человек берет лодку и вуаля. А потом его хотелка приведет туда, где лодка не поможет, и есть все шансы там и остаться, т.к. нет ни навыков, ни опыта.

Ответ:
Неприличный аргумент типа "ниже пояса" и капочевидность. Красиво, но некорректно. Ниачем... Ответ адвоката прям.
Конечно да, "такой" имеет все шансы утонуть, если не дружит с головой. Но  я почему-то рассчитываю на нормальных людей. Безголовые адреналинщики есть везде... Я о них думать не хочу.

Андрей:
Одиссей, ведь, тоже каяк. Но учиться на таком проблематично, так же как учиться степу в тапочках.

Ответ:
Не знаю, как в стэпе с разными ботинками, но в спорте есть снаряга разного уровня. Для новичков, для продолжающих и для профи. Она разная не слу-чай-но! В спорте "Ершей" (в кавычках!) новичкам "для порогов" (в кавычках) не дадут.
Если чайника поставить на профессиональные горные лыжи даже на учебном склоне, то он очень скоро ... нет не научится, а навернется так, что расхочет дальше учиться.

Это иллюзия, что новичку для быстрого обучения нужно профи снаряжение. Оно специально и делается для профи. А снаряжение "начального уровня", и делается именно, чтоб новички не убились раньше времени.
В лодках это означает, что строгая лодка вполне может отбить охоту вообще этим заниматься. 

Сергей Рагимов, один из ведущих каякеров страны, на нашей первой родейной Мсте про сплавную лодку Дизель, от которой все профи писали кипятком, и до сих пор писают, сказал буквально: "Дизель способен отбить охоту от сплава". Это он сказал мне, после того, как я пожаловался, что был не в своей тарелке на Дизеле в Крыму.
Спорить с Рагимовым? Не... Я не буду. Князь Белой Воды просто так словами не бросается.
Чтобы было ясно не очень посвященному - на Дизеле очень резкие и чуткие ребра, которые не прощают ошибок с кренами в порогах со сбойками струй. А этим грешат ВСЕ новички. В результате новичок кувыркается на всех мало-мальски заметных сбойках, устает, отстреливается и все с начала. И  ему не до линий движения и какой-либо тактике. Ему б банально не кильнуться...

И да, на Одиссее учиться не правильно. Учиться надо на Маэстро или Каньоне-Спорт. На Одиссее надо получать удовольствие на простой воде и уже уметь на серьезной. Или быть талантливым новичком после сезона бассейна и ямы, как Паша из этой истории...


Монолог

Нормальное спортивное (и не только) обучение каякера правильно идет с прощающих судов на средних и затем на сложных реках с переходом (если монстрить) на строгие суда обратно на средние реки и потом уже на сложные и уж потом вперед на супер-сложные. Все другое, это насилие и неэффективность. Сам Андрей, кстати, НЕ ВИДЕЛ, но в клубах, если там заниматься постоянно, это очень заметно. 

В родео, по началу, мы мучились со "строгими" Проджектами, тогда как новичковая (прощающая) лодка, это Джексон. Просто наши инструктора этого нам не сказали. Или не настояли, стуча нам в лоб... Они просто сказали, что Проджект - самая лучшая лодка! 

ОНИ ЗАБЫЛИ ТРИ ВАЖНЫХ СЛОВА: в руках профи!

А вот дочери повезло. Ей сразу попался Джексон (хоть и старой, длинной моделии) она сразу получАла (сразу!!!) удовольствие. Даже на пипецовой ХБ (ХохлоБочке), эдакой суровой и совсем не учебной бочке под Харьковым. Место, где закаляется "характер". Колбасит там новичков не по децки. А мы с сыном и Игорь такие на Проджектах. И получали там лишь "уроки" переколбаса в изрядных количествах. Пять заездов и больше ничего не хочется.

Как только мы просекли, что к чему, то все (я, Игорь и сын) сразу сменили Проджекты на Джексоны. И стало заметно легче и пришло удовольствие, хотя мы мало чего (да ничего) умели. Но мы смогли учиться... А на мне и Игоре, на трудно-обучаемых (по возрасту) людях,  разница в лодках видна особенно ярко. Но мы потеряли драгоценные полтора года на "правильных" Проджектах...


Мы с сыном еще успели попробовать и Проджект-Х. Тоже строгая лодка. Но  пробовали уже не долго. Мы поумнели.


В 2014-м я пересел в "средний" класс. В Даггер Джитсу. Это более резкая, чем Джексон лодка. Я до сих пор с ней "договаривался", но это было не так катастрофично, как с Проджектом и после двух лет я решил таки, что вернусь в Джексон, да еще и сменю размер лодки со средней на маленькую. А для этого сброшу 7 кг. Хороший стимул...


Особо-продвинутые (целых двое) из нашего набора родео-новичков 2011(2012)  года перешли на строгие лодки Пиранью-Джед и Вайду. Вайда была быстро задвинута и Кузя (Кузьма Горшков) вернулся к Джексону. В итоге, из нашей генерации, на строгой лодке сегодня катается один(!) человек - Дима Акимов. Но он талантливый и целеустремленный. А остальные...

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ катаются и прогрессируют на "добрых новичковых" Джексонах. Он дает больше времени на реакцию и резко увеличивает количество попыток. Элементы в нем можно исполнять с достаточно грубыми ошибками кренов и за это он не так больно и быстро наказывает.

Про Дизеля я уже упоминал. Это строгая сплавная лодка для профи. После этого "правильного", но злого клубного Дизеля я купил универсальную, и гораздо более лояльную к новичку, Мамбу. Ненадолго. Сплав окончательно разочаровал. Но это было уже что-то. На Мамбе я хоть в удовольствие получал в Окуловке... 

То-есть "спасибо" талантливым и амбициозным "спортсменам", которые, как и Андрей, безапелляционно вещают с колокольни профи, забывая про обычных людей, которым сразу надо удовольствие, а потом уже тонкости техники и уже другое удовольствие.


А 
сплавляться начинать нам (новичкам) вообще надо было с "неправильного" Номада (самая "добрая" лодка десятилетия) и ему подобных.




Ваня Рыбников (топ-каякер) про Номад  самом конце самое главное)


Вернемся к туризму, где картина очень схожа...

В туризме можно сразу и БЕЗ ПРОБЛЕМ сходить туда, куда хочется, к примеру СРАЗУ на Писту, но...
на "добром" судне и с соответствующими сопровождающими, и уже потом, и если оно надо,  учиться ходить на "правильных" Рысях, Пашах, Свирях и Вьюнах и на них уже вырастать до Керети, Охты и той же Писты. Или сразу идти в профессиональный каяк-клуб и тогда все будет гораздо-гораздо быстрее. Но дороже.

Переоценка ценностей (как это случилось).

Ласточка и Нерпа против двух Тик-Таков, Тайменя и КНБ-85. 2007 год. Пупындры и немного крутая "Тушинская" команда Космачева

Мне, в свое время, продвинутый "спортивный" каркасно-надувной Тик-Так на Чирко-Кеми сразу перестал быть интересен в сравнении со встреченными на пороге (скорее всего это был Ракконен) двумя надувными лодочками. Ч-Кемь это речка едва-едва перевалившая за 2+КС.

Мы такие крутые, которые
 тренировались до того, в яму ходили, в Лосево ездили.
... осматривали порог. А мальчик подъехал вдвоем с "никакой" девочкой, оставил ее в начале, прошел порог сам, вернулся и прошел порог на лодке девочки. А мы все еще вафлили, разбирая, где бялть идти этот порог, чтоб наши каркасы не поломать.

Когда мы наконец-то прошли, мальчик успел уже поставить лагерь и залезть в палатку с подружкой.


А мы такие только закончили по очереди долгую разведку, и пошли караваном "страхуя" друг-друга этот порог... Зато круто выглядели. На "правильных" лодках. И с "правильными" пилами и топорами заодно. Мы такие крутые ... и беспомощные перед лицом каменистого порога всего-то 2+КС. 

А за порогом на берегу лежали рядышком надувные каячки -Ласточка и Нерпа. А в палаточке лежали мальчик и девочка.

Забыл сказать. Погоды стояли мерзенькие, а у ребят на надувашках был газ. То есть они еще и поесть успели, пока мы мудохались на пороге.


"Правильные" спортивно-туристические Тик-Так (две штуки), Таймень и легенда самодельного лодкостроя, КНБ-81 конструкции самого Павла Добрынина под управлением легенды советского туризма Эдуарда Космачева в паре с Николаем Коровиным, мы все были буквально унижены двумя надувнушками, глядя на которые, по началу Эдик презрительно хмыкнул. А потом замолчал...


А осенью привел нас на презентацию Каньонов.

А недавно новичок в водном туризме руководил походом вдвоем (читай - мной!) и мы были на Писте. Мы оба были на Одиссеях. Да еще как были... За ТРИ(!) ходовых дня "были". За 17 ходовых часов, не ставя такой цели. Оно само получилось. А речка не матрасная. Я кильнулся два(!) раза. Когда это было в Карелии крайний раз, я даже не упомню. 1988(!)-й наверное - киль на Охта-пороге. Единственный мой киль в Карелии. А тут Паша (новичОк) меня ловил! В смысле вполне готов был, если б я попросил. Спокойно плыл рядом.

А в начале Писты мы встретили одну группу и каное Ильмень. Совсем "правильный" семейный каркасник. Но не для Писты... Одна из самых не(!)подходящих байдарок для Писты. Он (Ильмень) был сломан (и им занимались не на скорую руку) уже после первых трех порогов. А на Писте их (порогов) за тридцать. И сложность нарастает. Мне даже интересно, а как они шли дальше? И сколько времени и сил на это ушло. Хорошее намеренное утрирование для окончания разговора про "правильные" и "неправильные" лодки для туризма.

Принципиально до этого места не вставлял ни одного фото и дал минимум ссылок. Важны слова. А кому надо - все легко ищется тут в блоге в меню и в ярлыках.


Тема закрыта. Мне добавить нечего.

И да. Суть-то где?

р
Суть в том, что выбрав "добрый" самоотливной опендек типа Т или Маэстро (Дракар, Северянка и т.п.), человек получает возможность охватить 100(!)% своих походных хотелок одной лодкой и дальше учиться, но как бы "вниз", а не "вверх". Учиться "вниз" без без настоящего тренера гораздо проще и быстрее.




Ну или берется классика надувного лодкостроя от ВВ, Каньоны-Спорт/Соло/Экстрим, если хочется повышенной эстетики. Эти тоже дают 100% возможностей.


Zindologи4еский рэйтинг 
"возможностей" лодок в обычных руках в обычных походах типа Карелия и сколько не страшно. Очень ориентировочный:

Каньоны, Т-34/47, Маэстро, Северянка, Дракар - 100%
Одиссей - 80%
Варяг, Шуя и Викинг -  45%
Щука, Тайга с Налимами  немного побольше предыдущих. Но точно, не меньше.
Илекса, Паша, Рысь, Маринка, Вьюн, Свирь и т.п.  дают человеку типа  30% того, что он на самом деле может.
Таймень, Варзуга  - 25%
Вектор и Ладога - 20% (но это прикольные проценты)

В обратной пропорции к этим процентам, но не строго, растет скорость лодок. А вот баланс этих двух цифр каждый выбирает уже по своим хотелкам и соображениям по своему.


И не надо цепляться за эти цифры, они зависят (про это даже напоминать нормальным людям неудобно, разве только "икспертам") от "прокладки", но соотношения имхо близкие.


И да - "каждый сам себе Злобный Буратино"...

Если вы таки не можете решить, с чего начать и что покупать, пишите-звоните. Помогу подобрать и продам.

3851629@mail.ru
Левашов Михаил (Zindolog)