12 октября 2021

Спасработы в караване


Байдарки Фортуна и Мерман 
можно пощупать в Москве
и оттестировать в Белых Столбах
Что такое лодка Фортуна
Контакты

***

(ситуация - сплав по бурному участку караваном сходу)

В связи с упрощением попадания не совсем подготовленных граждан на маршруты, которые им ходить рано, а ПРОЩАЮЩИЕ лодки вроде это позволяют, стоит снова вспомнить, простые правила.

В даном случае берется конкретная типичная ситуация - сплав по бурному участку караваном сходу. И это нормально, но... Но вот авария и начинаются спасработы "на ходу", которые имеют нюансы и давно отработанные приемы

Сначала смотрим как не надо

https://youtu.be/rCbJhAKOnl8?t=2357

Что тут неправильно
- Категорически бесполезно, неэффективно и опасно пользоваться морковкой из лодки, и это главное в этом конкретном видео
- Спасать должен тот, кто понимает, что делает, умеет это делать и тренировался, иначе с большой вероятностью число спасаемых увеличится на одного как минимум

А теперь простые правила, как надо (когда сплав групповой)

1. Спасаемый 
Если лодка - опендек (не обязательно самоотливной кстати) и вы владеете эскиматрасом, то
а. Предварительные тренировки позволят вывалившись, зацепить лодку за бедреный упор
б. Дождаться места потише и залезть в лодку
Вот например (даже) так, но это надо тренировать
Если колбасит, но умеренно, а самому вылезти все ж не получается, то воспользоваться помощью товарища (п.2а) и таки залезть на лодку
в. Если речка узкая, колбасит и залезть на лодку нет возможности, то либо плыть с ней, держа ее в стороне и видеть, куда плывешь (и это не просто), и ждать места потише, либо бросить лодку и выбираться на берег
г. Если речка широкая и колбасит, то аналогично п.1.в, но дождаться, когда прибьет поближе к берегу и вылезать на берег, лодку бросать
д. Если река широкая, колбасит умеренно, а вылезти самому не получилось, то воспользоваться помощью товарища (п.2б)

Если лодка - клоуздек, то 
е. Предварительные тренировки позволят вывалившись, зацепить лодку за ...что ниебуть
ж. Дождаться места потише и воспользоваться помощью товарища (п.2б) по транспортировке к берегу. И без лодки, если хоть чуть колбасит
з. Если речка узкая, то плыть с лодкой, желательно держа ее в стороне (и это не просто) и видеть, куда плывешь, и ждать места потише, чтобы бросить лодку и выбираться на берег
и. Если речка широкая, дождаться, когда прибьет поближе к берегу и там вылезать на берег, лодку бросать, или воспользоваться помощью товарища (п.2б) по транспортировке к берегу
к. Залезание в клоуздек в порогах, штука сомнительная, я не готов это обсуждать и комментировать, "это не моя планета". Имхо не надо этого делать. Лучше сосредоточиться на выходе "по частям". За "теплый и сухой" кокпит надо платить!
л. Конечно если вы умеете залезть в лодку сами или если вовремя подоспел помогающий товарищ и если ситуация позволяет, то это лучше, чем потом отдельно ловить лодку. Но имхо слишком много "если". 

2. Спасатель
Если спасаемая лодка - самоотливной опендек и спасаемый владеет эскиматрасом, то
а. Надо дождаться "умеренного" колбаса, подойти к лодке спасаемого с противоположной стороны от спасаемого (а тот ДОЛЖЕН лодку уже перевернуть обратно сам), и придержать ее ЗА БОРТ, пока тот залезет
б. Либо дать спасаемому корму и подвезти к лодке (сомнительно, что получится) и дальше  по п.2а, либо вывозить к берегу БЕЗ лодки
в. Отдельно плывущая лодка (желательно перевернутая обратно) ТОЛКАЕТСЯ к берегу ПОСЛЕ завершения сложного участка
г. Трамваем пользоваться можно лишь при умении и тренировках и ПОСЛЕ завершения сложного участка
д. Тащить на прицепе и лодку и гребца в воде - большая ошибка, неэффективно совсем, допускается только на "ровной" воде. Нужно заставить спасаемого бросить лодку - "Брось лодку, ... пожалуйста!"

Если спасаемая лодка - клоуздек, то 
е. Если ситуация позволяет и клиент умеет залезать, то помочь спасаемому залезть в лодку, подплыв в противоположной стороны и придержать ее за борт
ж. Дать спасаемому корму и вывозить к берегу БЕЗ лодки
з. См п.2в
и. См п.2г
к. См п.2д

САМЫЙ ЛУЧШИЙ СПОСОБ НА НЕШИРОКИХ РЕКАХ
Если спасатель смог оказаться ниже спасаемого по течению, а для этого он
- ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПРИБАВИТЬ (если он выше по течению)
- ДОЛЖЕН УМЕТЬ ЧАЛИТСЯ ГДЕ УГОДНО
- ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВИДЕТЬ МЕСТА СТРАХОВКИ БУДУЧИ НА ВОДЕ
Как результат - он должен зачалиться и:
л. Использовать спасконец (который должен быть в быстром доступе в каждой лодке, но не при каких переворотах не должен сам распутаться и отцепиться). Спасаемый ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ бросок (его надо окликнуть), чтобы иметь возможность его принять.
Место броска выбирается в начале улова так, что бы спасаемого прибивало к берегу в это улово. На струе снять человека со струи невозможно. Лодка спасается отдельно и "как получится", обычно ее прибивает в улово. Надувную лодку сложно потерять в обычном случае
м. Эффективный точный бросок в реалии (а не в фантазиях), это НЕ БОЛЕЕ 12(!) метров, а лучше даже 8-10. Я как-то недавно на Псезуапсе с 6-ти метров промахнулся. Мой зафиксированный процент попаданий с 15-ти метров (в спокойных условиях на соревнованиях) равен 77, за 7 ПРАгулок было 9 бросков "спасая Люсю". Повторю - и это в спокойной обстановке...

И да, я периодически покидываю спасконец, типа "обновляю" прицел

***
Как-то так, возможны нюансы, но в целом меня так и учили и спасали. Каждый пункт испробован мной на своей собственной жопе и с разных сторон "мушки"...

Михаил Левашов (ZindOlog)