27 октября 2024

Большая Вода и "быстрые" лодки (байдарки). Список случаев и трагедий, микро-анализ

"Надувашки сдувает, они не для большой водыпо ней надо ходить на быстрых байдарках, а лучше на сияках"

Классический миф-страшилка и заблуждение. В смысле, что да, сдувает, но это не так страшно, как кажется, если самому испытать в сравнении, а не слушать "опытных" друзей (и не дай боже сиякеров). Надувные лодки вполне ходят против достаточно сильного ветра. Просто нужно большее упреждение. А про хождение в шторм, это совсем про другое. Это слабоумие и отвага... И огорчение для близких, про все это чуть ниже.

А пока...
 Медленно-лодочный нетриллер с сапогом и буксиром. Пример №1 
(даже неинтересно и обыденно, но показательно в сравннении с тем, что будет дальше)
Однажды в 2010-м году мы пересекали Колвицкое озеро от выхода из речки Большая. Сначала до острова 3 км строго против ветра (большой промежуточный ориентир), на всякий случай, отдохнуть. И после отдыха еще 6 км до песчаной косы против встречно-бокового ветра и волн с барашками
. Нас естественно снесло. Был хороший боковой ветер с волнами, которые заливали например и мой тестовый Каньон-Пилот 
(несамоотливной опендек гладкой воды). Когда Пилот конкретно наполнялся водой, я просто отливался своим сапогом.

Вглядитесь, как лодки заходят к плановому месту чалки, они идут от красных стрелок слева:


А пришли мы от направления перпендикулярно берегу (желтая стрелка справа). Волн на фото нет, так как это уже ветровая тень береговой косы. Олина дочь Катя (новичок и первый раз) устала бороться с волной и Володя вел ее на буксире:


За 6 км нас снесло на 500-600 метров, хотя мы конечно курс держали под углом к волне с упреждением этого сноса. И это были "тазики" СПОРТЫ.  Бурноводинговые танки на 6-ти километровом отрезке и встречно-боковом ветре "снесло" на 500-600 метров. Жуткий снос! Кошмар просто...
Я обогнал своих на более быстром Пилоте метров на 200, поэтому и сфотографировал их приплызд. Кадров таких скучных приплыздов у меня обычно не бывает, я такую хрень просто не снимаю и тем более не выкладываю, фото было чисто эмоциональным, но вот неожиданно пригодилось...

 Быстролодочный триллер на Большой Воде. Пример № 2 (без жертв) 
Несколькими часами позже там же, в ночи, и конечно строго прямо и практически без сноса, идя с того же острова, рядом с нами зачалились три Варзуги-2. Они шли в тех же волнах. 

В каждой набралось примерно по ванной воды...

У вас не было, никогда? Значит тут волны были круче. Фартуки и юбки у них были. А нас, напомню, снесло на 600 метров, а это 7 минут погрести. 

Так вот, надо было видеть глаза девочек-матросок с этих Варзуг и особенно одной. Она конечно бодрилась в присутствии пацанов, но когда я посоветовал их командиру дальше не плыть в ночь-ветер-дождь, то ее лицо... Надо раз увидеть такое благодарное лицо, чтоб поумерить веру в безопасность  "быстрых каркасов".

 Так вот, я в гробу и в белых тапочках видал "быстрые" преимущества 
 "быстрых и несдуваемых" каркасников.
 И не только каркасников 


Мы даже не заметили проблемы, идя на "медленных" самоотливных тазиках,  а девочек на  "быстрых" лодках довели почти до истерики

иллюстрация нашего сноса и трек Варзуг

Конечно, можно сказать, что так бывает редко. Да, конечно! Но метко. Начинаю собирать факты...

 Триллер "юбочный" и тоже на Колвице. Пример № 3 (без жертв) 
Оказывается Колвицкое озеро не только мне знакомо в данном контексте:
"В 1997 году в группе где я был новичком-пассажиром была ... история ... Пересекали озеро Колвица в непогоду, потому что вышли сроки похода(!!!). Километров 6-7 против волны и ветра.
Таймени и Катран. На Катране люди с небольшим опытом.
Таймени шли нормально. У Катрана через щель крепления юбки налило внутрь полную байдарку и потом перевернуло. Оставалось километра 1.5 до целевого берега. Взяли на буксир перевернутую лодку и вернулись. Шли назад полтора часа. Экипаж лежал на буксируемой лодке. Переохлаждение, но не жуткое. Если бы плыли не 5 км, а 10-20 было бы плохо." (источник)
Вот их примерный трек:



 Скушный нетриллер на Колвице от разумных пакрафтеров. Пример №4 (даже без  потуг на НС) 
Осторожные и разумные пакрафтеры в 2018-м  "пересекали" 
Ковицкое озеро вообще вот так в сильный ветер (источник):


И вспоминать особо нечего.  Неинтересно...

 Быстролодочная трагедия 
на Большой Воде. Пример № 5 
Поищите сами исходники про  17 июня 2016 года, Сямозеро 
Вкратце так - там были "быстрые" многовесельные лодки (каноэ). Не помогло. Случай не каякерский конечно, но все равно показательный, потому что рядом без проблем просто "сдуло" тоже многовесельные, но "небыстрые" рафты. Просто сдуло, в них никто особо не пострадал.
Сила ветра была так
ой, что меня в Тивдии, в 80-ти км от Сямозера, в тот день ВЫДУВАЛО с родео-вала. Вот этого:



 Быстролодочная трагедия на большой воде. Пример  № 6 
Ладога 1-го октября 2023, крутая двойка Аделаида и еще целая группа "опытных" из Питерской тусовки сиякеров, найдите инфу сами...



Случайность, но примерно за неделю до трагедии я стоял рядом, на второй ступеньке на пьедестале марафона Вьюн и жал ему руку...


То есть это не чайник явно, но на Большой Воде нужно БОЛЬШЕ, чем скорость...
Вот тут Артем поднял тему, но разбор обстоятельств так и остался ТАЙНОЙ этой каякерской тусовки. А тайна проста - если ты ведешь не супер-профи на таких судах, как морские каяки и двушки, и которые достаточно легко переворачиваемые, как "неожиданно" оказывается, как и любые каркасники и гибриды, за редким исключением, то пересекать, да вообще выходить (про "300 метров от берега" будет ниже) на Большую Холодную Воду в ПЛОХУЮ ПОГОДУ, это заряженный НС

 Быстролодочная трагедия 
на большой воде. Пример № 7 
16 августа 2020-го года, Кандалакша, опять каякер на "настоящем" каяке, и опять не один шел, но и тут никто не смог помочь, переохлаждение. Подробности найдите тоже сами...

 В следующий раз, задумываясь о пресечении больших пространств на   "быстрых"  лодках, вспомните про эти две последние главы и прочитайте   продолжение, оно к  сожалению БУДЕТ... 

Будет, потому что есть каяк-индустрия, маркетинг, наивные или просто упертые руководители всяческих каяк-клубов и тусовок, таскающие своих апологетов на БОЛЬШУЮ воду, которая ИНОГДА требует НАСТОЯЩЕГО профессионализма, если уж вы выбрали "быструю" лодку типа сияк или даже простой каркасник. Потому что вам СКАЗАЛИ, что они-то вывезут, не то что  во-о-о-о-н те, на "сдуваемых" пупындрах... "Иногда" не всегда наступает неожиданно, оно иногда и планируется... Вопреки здравому смыслу

А список к сожалению ожидаемо пополняется, порядок дат неважен...

 Быстролодочная трагедия 
на большой воде. Пример № 8 
Происшествие на озере Вуокса 2022 года - прям один в один с предыдущим, тот же осенний сезон, пара парней и пластиковый каяк. Только они были без группы. И тоже не смогли обратно сесть перевернувшуюся лодку...
"Я сказал, что двигаться надо к ближайшему острову в зоне видимости — до него примерно триста метров. Казалось, довольно близко. Но плыть в одежде, жилете, на мешке и в холодной воде очень сложно"
300 метров. "ВСЕГО-ТО" ТРИСТА МЕТРОВ
Ирония совпадение, я говорил про те же 300 метров и совсем про другое (но благополучное) путешествие, не знав  тогда про Вуоксу на Ютубе (или на Рутубе)

 Быстролодочная трагедия на большой воде. Пример № 9 
19 апреля 2024 года (разбор от профи сиякерского сообщества)
Разбор этого же НС на форуме Ветер Перемен очень показательно показывает, почему ЭТО будет повторяться по одному и тому-же сценарию, сценарию выбора лодки, которая в определенных условиях не дает шансов на самоспас и обрекает на замерзание. Потому что 
- "Раз  уж море (Большая Вода), значит морской каяк - сияк, какие еще варианты!??"

Вывод совершенно банальный, прагматичный и неприемлемый для поклонников  сиякинга:
выходя в реальное море (ледяную воду, льды, на любую непляжную воду, нестабильную погоду), а не на пляж в Химках или типа того или на Тверской марафон и другие соревы) с вашими умениями (с моими тоже кстати), вы СРАЗУ ЖЕ, УЖЕ, ПРЯМ ЩАЗ находитесь в состоянии отложенного ЧП, а стало быть вам УЖЕ 
нужно спасательное судно, вместо сияк-понтов  )))

 Быстролодочная трагедия на большой воде. Пример № 10 
Июль 2025, групповая необъяснимая попытка пройти на Соловки с Кузовов в заранее известную плохую погоду

"Он пошел на скоростном каяке-одиночке"

фото из интернета на совести редакции V1.RU

"Каяк, в котором шел Виктор, был обнаружен 22 июля на острове Шуй. Недалеко от него был найден и второй, двойной каяк. Его нашли расколотым, рядом с ним лежала женская сумка" (источник)
Настоящий каяк не вывез...
И еще двух новичков не вывезла Варзуга (с фартуком!), которых 
 фактически ЗАСТАВИЛИ идти в шторм.
Умные там тоже были и отказались от планов руководителя, уехали раньше наступления шторма и остались живы, и вроде даже без приключений

Причина - самонадеянность руководителя
"Отец одной из спасенных уверял — практически (практически! бл###) все участники группы были опытными туристами и знали, как действовать в сложной ситуации, но стихия оказалась сильнее".
Что ЗНАЛИ, допускаю, но... Наивно полагать, что тренировали. Тем более - все (вспомним про "практически"). Группой. И в условиях, приближенных к таким условиям. Много ходили - да. Но это НИЧЕГО не значит перед лицом Стихии и холодной воды +9С. А вокруг стояла ЖАРА. Кто в такую погоду думает, что в воде жизни на полчаса? И прогноз никого не остановил

 Еще раз, главная имхо-причина  - мнение профи, которые не могут спуститься "
с небес на землю" и посмотреть реальности в глаза, что "правильные" лодки для Большой Воды, это только сияки. ВСЕГДА. Это следствие проф-деформации, читаем:
"Если туристы шли на морских байдарках, имеющих отсеки плавучести, то в умелых руках переход по морю в 20 км вполне безопасен».
И люди верят.
Еще там же:
"Лодка (байдарка Вуокса) неплохая, имеет надувные баллоны, но не морского класса, ее тяжело ставить на ровный киль при перевороте. Эта байдарка больше подходит для рек и озер " - главный тренер сборной Архангельской области по гребному слалому, Дмитрий Амосов
Как и многие другие такие спецы (в слаломе - не сомневаюсь), все внимание отдают эскимосскому перевороту. Другого они не знают. ПОЧЕМУ-ТО "не знают", что даже "правильную" морскую ДВОЙКУ поднять на ровный киль эскимосом в реальном шторме анриал вообще совсем. Единичку можно, но раза три-четыре. И то, если ты настоящий профи, который это тренировал ГОДАМИ.
То есть все, что сказал Дмитрий Амосов, в переложении на реалии называется просто опасная ДИЧЬ. Умелые руки и массовый сияк-туризм не живут вместе.
Дичь  изнутри, от "автора" НС
История получила продолжение...
На лицо каякерское сообщество во главе с человеком, не отдающим себе отчета о реалиях, сообщество "оптимистичных розовых очков", и я не удивлен, встречал...

Грамотный сухой разбор
Особенно полезно было прочитать, что каяк SeaBird Discovery 430 назван как "условно подходит для моря, при выходе в идеальных условиях в штиль" и объяснение про заблаговременную технику самоспаса

То есть чтоб не доводить дело до самоспаса и при ухудшении условий,
нужно заранее "сдаться" и превратить связку каяков в "спасательное судно", при этом все каяки должны иметь средства связки и на корме и на носу. Тут точно нужна чуйка и опыт руковода.
- И ЭТО КОНЕЧНО НАДО ТРЕНИРОВАТЬ
- ВСЕЙ КОНКРЕТНОЙ ГРУППОЙ
Думаю даже на гладкой воде и несколько раз, до похода. Идеально повторить сразу, при первом выходе. Тем более перед выходом в переменную погоду.
Для меня это новое, но сразу понятное. Но слышу про это в первый раз и про такие тренировки не слышал

Подумал - это ж ТАК СКУШНО! Другое дело - купание и залезание.


АЛЬТЕРНАТИВА
Пора вспомнить, как я, и именно этим маршрутом, в 2012-м ходил на Соловки.
Придя на Кузова, я примеривался целый день, отдыхая от первой части похода по Северной Шуе, смотрел на спокойное небо и тщательно все продумывал, поскольку
- был один
- и на море был в первый раз. За год до этого лишь пол дня немного поплавал по островам Сидоров-Кишкин в районе губы Чупа в идеальную погоду (поэтому и ушел один).
Но... У меня тут были:
- бурноводный танк Одиссей 370



- оттренированные навыки и опыт хождения на нем и на подобных судах Кавказских 4КС (ну почти) - три раза на тот момент
- и напутствие МЕСТНОГО рыбака-гида, который сам на Соловки на Тайменях гонял группы. Он случайно зашел ко мне в лагерь на Немецком Кузове, увидав Одиссея...
Внимание, опыт "практического" моряка, в оценке возможностей Одиссея:
- А что ему будет!!!? Ну сдует маленько, если дунет. Перевернуть его невозможно в  здравом уме. Иди, не беспокойся... 
Ну я и сходил
Трек

 Байдарочная трагедия "контрастов" на большой воде. Пример № 11 
4 июля 2023 года
"Турист из Усть-Илимска 1,5 часа дрейфовал на резиновой лодке после шторма на Байкале. И был спасен.
Его товарищ на байдарке пока не найден(источник)
"Установлено, что на прогулку по водоему отправились два человека – один плыл на резиновой лодке, второй – на байдарке: люди прибыли на Байкал из Усть-Илимска. Спустя время путешественники попали в шторм и потеряли друг друга из виду." (источник)
Тело нашли, спустя неделю.

Очень похоже на трагедию на Сямозере 2016-го в смысле, что и там и там лодки ДВУХ принципиально разных типов и тот же разный исход для каждого типа.
А когда есть сходные по деталям ЧП, то это уже ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, которую Н А Д О воспринимать как данность, а не как паранойю отдельных личностей типа меня

Сухой остаток от одного умного человека:
"У пакрафтера фактически были часы на выживание, теоретически в запасе дни и недели (в зависимости от водоема, условий ). У байдарочника скорее всего - минуты"

 Каякерский триллер на Баренцевом море, лето 2025. Пример №12 (без жертв) 
Хроника
Второй известный мне заснятый случай успешных спасработ в реальном маршруте в реальном шторме, не тренировка
В сухом остатке - без сомнений сильная группа, готовая на "все 99%", но...
- спасработы на самом деле шли до самого берега и только там ситуация стабилизировалась чаем и спальниками. То есть с одной стороны далеко не уплывали, что разумно и понятно, с другой стороны НА ВОДЕ стабилизации не было в помине, барышня замерзла так, что отходила несколько часов в тепле и с едой

НЕ АЛЬТЕРНАТИВА, НО ПОКАЗАТЕЛЬНО
"Когда-то тридцать -- двадцать лет назад начиная или заканчивая свои походы в Лосево - в основном одним экипажем - и никогда "водой" спецом не занимаясь (просто походы и походы которые сами тебя "учат", я даже помыслить не мог сунуться на своем брезентовом еще "Таймене" с подругой или братом в Лосевский порог ..
А буквально месяц назад с условной Т- 28М со всеми упорами, ручками, спинками и пр. просто приехал, потренировал эскиматрас на нижнем озере, добившись устраивающей и "надежной" схемы, и совершенно без проблем прошел этот порог разными траекториями даже не ожидая, что все окажется "так просто". На выходе на поганке кильнуло даже разок, но и это было скорее "весело" - просто вылез "по тренированному" да и все ))
Не перестаю всему этому искренне удивляться и радоваться )" (источник)

В СУХОМ ОСТАТКЕ
Надувашка в шторм имеет "предохранитель" и "стабилизатор" ситуации:
Предохранитель - если что, она рано скажет "не могу" и остановит(ся)
Стабилизатор - надувашка, это уже спасательное судно. Сразу... Особенно с самоотливом. Потому что она допускает походы с препятствиями до 4КС (если уметь)

ПРИЛОЖЕНИЕ
- Гипотермия и что с ней делать. Руководство каякерам и просто водникам
- Лишний раз про то, что даже Викинг 4.7 подвержен заливам воды, если его насиловать и переть в шторм, пост №81
Надувная байдарка (даже без самоотлива) не тонет. Шторм на Суккозе
. И все. Вспомните в этой ситуации "быстрые" Варзуги. С фартуком (см. выше). А самоотливная надувная байдарка не заливается в принципе. Хотя в шторм разумные люди не плавают, но вот то, что на видео заснято - для меня и самоотливной лодки только повод посильнее погрести. Это для надувашки не шторм. Это всего-то затруднение. А для Таймени это повод БЫСТРО СВАЛИВАТЬ. БЫСТРО! А еще лучше переждать. Не выходить. Билет на поезд можно купить и еще один. А вторую жизнь купить не удастся. Вам обычно есть кого расстраивать, если вы не сирота и не "чайлдфрик".
- КАРКАСНАЯ страшилка от "самой" Марины Галкиной (глава "Шторм на море")

 Берегите себя и не обольщайтесь "скоростью" лодки, она не всегда вывезет 

Михаил (ЗиндОлог) Левашов