"Надувашки сдувает, они не для большой воды, по ней надо ходить на быстрых байдарках, а лучше на сияках"
Классический миф-страшилка и заблуждение. В смысле, что да, сдувает, но это не так страшно, как кажется, если самому испытать в сравнении, а не слушать "опытных" друзей (и не дай боже сиякеров). Надувные лодки вполне ходят против достаточно сильного ветра. Просто нужно большее упреждение. А про хождение в шторм, это совсем про другое. Это слабоумие и отвага... И огорчение для близких, про все это чуть ниже.
А пока...
Медленно-лодочный нетриллер с сапогом и буксиром. Пример №1
(даже неинтересно и обыденно, но показательно в сравннении с тем, что будет дальше)
Однажды в 2010-м году мы пересекали Колвицкое озеро от выхода из речки Большая. Сначала до острова 3 км строго против ветра (большой промежуточный ориентир), на всякий случай, отдохнуть. И после отдыха еще 6 км до песчаной косы против встречно-бокового ветра и волн с барашками. Нас естественно снесло. Был хороший боковой ветер с волнами, которые заливали например и мой тестовый Каньон-Пилот (несамоотливной опендек гладкой воды). Когда Пилот конкретно наполнялся водой, я просто отливался своим сапогом.
Медленно-лодочный нетриллер с сапогом и буксиром. Пример №1
(даже неинтересно и обыденно, но показательно в сравннении с тем, что будет дальше)
Однажды в 2010-м году мы пересекали Колвицкое озеро от выхода из речки Большая. Сначала до острова 3 км строго против ветра (большой промежуточный ориентир), на всякий случай, отдохнуть. И после отдыха еще 6 км до песчаной косы против встречно-бокового ветра и волн с барашками. Нас естественно снесло. Был хороший боковой ветер с волнами, которые заливали например и мой тестовый Каньон-Пилот (несамоотливной опендек гладкой воды). Когда Пилот конкретно наполнялся водой, я просто отливался своим сапогом.
Вглядитесь, как лодки заходят к плановому месту чалки, они идут от красных стрелок слева:
А пришли мы от направления перпендикулярно берегу (желтая стрелка справа). Волн на фото нет, так как это уже ветровая тень береговой косы. Олина дочь Катя (новичок и первый раз) устала бороться с волной и Володя вел ее на буксире:
За 6 км нас снесло на 500-600 метров, хотя мы конечно курс держали под углом к волне с упреждением этого сноса. И это были "тазики" СПОРТЫ. Бурноводинговые танки на 6-ти километровом отрезке и встречно-боковом ветре "снесло" на 500-600 метров. Жуткий снос! Кошмар просто...
Я обогнал своих на более быстром Пилоте метров на 200, поэтому и сфотографировал их приплызд. Кадров таких скучных приплыздов у меня обычно не бывает, я такую хрень просто не снимаю и тем более не выкладываю, фото было чисто эмоциональным, но вот неожиданно пригодилось...
Быстролодочный триллер на Большой Воде. Пример № 2 (без жертв)
Несколькими часами позже там же, в ночи, и конечно строго прямо и практически без сноса, идя с того же острова, рядом с нами зачалились три Варзуги-2. Они шли в тех же волнах.
Несколькими часами позже там же, в ночи, и конечно строго прямо и практически без сноса, идя с того же острова, рядом с нами зачалились три Варзуги-2. Они шли в тех же волнах.
В каждой набралось примерно по ванной воды...
У вас не было, никогда? Значит тут волны были круче. Фартуки и юбки у них были. А нас, напомню, снесло на 600 метров, а это 7 минут погрести.
Так вот, надо было видеть глаза девочек-матросок с этих Варзуг и особенно одной. Она конечно бодрилась в присутствии пацанов, но когда я посоветовал их командиру дальше не плыть в ночь-ветер-дождь, то ее лицо... Надо раз увидеть такое благодарное лицо, чтоб поумерить веру в безопасность "быстрых каркасов".
Так вот, я в гробу и в белых тапочках видал "быстрые" преимущества
"быстрых и несдуваемых" каркасников.
И не только каркасников
И не только каркасников
иллюстрация нашего сноса и трек Варзуг
Конечно, можно сказать, что так бывает редко. Да, конечно! Но метко. Начинаю собирать факты...
Быстролодочная трагедия на Большой Воде. Пример № 5
Триллер "юбочный" и тоже на Колвице. Пример № 3 (без жертв)
Оказывается Колвицкое озеро не только мне знакомо в данном контексте:
Оказывается Колвицкое озеро не только мне знакомо в данном контексте:
"В 1997 году в группе где я был новичком-пассажиром была ... история ... Пересекали озеро Колвица в непогоду, потому что вышли сроки похода(!!!). Километров 6-7 против волны и ветра.
Таймени и Катран. На Катране люди с небольшим опытом.
Таймени шли нормально. У Катрана через щель крепления юбки налило внутрь полную байдарку и потом перевернуло. Оставалось километра 1.5 до целевого берега. Взяли на буксир перевернутую лодку и вернулись. Шли назад полтора часа. Экипаж лежал на буксируемой лодке. Переохлаждение, но не жуткое. Если бы плыли не 5 км, а 10-20 было бы плохо." (источник)
Вот их примерный трек:
Вот их примерный трек:
Скушный нетриллер на Колвице от разумных пакрафтеров. Пример №4 (даже без потуг на НС)
Осторожные и разумные пакрафтеры в 2018-м "пересекали" Ковицкое озеро вообще вот так в сильный ветер (источник):
Осторожные и разумные пакрафтеры в 2018-м "пересекали" Ковицкое озеро вообще вот так в сильный ветер (источник):
И вспоминать особо нечего. Неинтересно...
Быстролодочная трагедия на Большой Воде. Пример № 5
Поищите сами исходники про 17 июня 2016 года, Сямозеро
Вкратце так - там были "быстрые" многовесельные лодки (каноэ). Не помогло. Случай не каякерский конечно, но все равно показательный, потому что рядом без проблем просто "сдуло" тоже многовесельные, но "небыстрые" рафты. Просто сдуло, в них никто особо не пострадал.
Сила ветра была такой, что меня в Тивдии, в 80-ти км от Сямозера, в тот день ВЫДУВАЛО с родео-вала. Вот этого:
Вкратце так - там были "быстрые" многовесельные лодки (каноэ). Не помогло. Случай не каякерский конечно, но все равно показательный, потому что рядом без проблем просто "сдуло" тоже многовесельные, но "небыстрые" рафты. Просто сдуло, в них никто особо не пострадал.
Сила ветра была такой, что меня в Тивдии, в 80-ти км от Сямозера, в тот день ВЫДУВАЛО с родео-вала. Вот этого:
Быстролодочная трагедия на большой воде. Пример № 6
Ладога 1-го октября 2023, крутая двойка Аделаида и еще целая группа "опытных" из Питерской тусовки сиякеров, найдите инфу сами...
Случайность, но примерно за неделю до трагедии я стоял рядом, на второй ступеньке на пьедестале марафона Вьюн и жал ему руку...
То есть это не чайник явно, но на Большой Воде нужно БОЛЬШЕ, чем скорость...
Вот тут Артем поднял тему, но разбор обстоятельств так и остался ТАЙНОЙ этой каякерской тусовки. А тайна проста - если ты ведешь не супер-профи на таких судах, как морские каяки и двушки, и которые достаточно легко переворачиваемые, как "неожиданно" оказывается, как и любые каркасники и гибриды, за редким исключением, то пересекать, да вообще выходить (про "300 метров от берега" будет ниже) на Большую Холодную Воду в ПЛОХУЮ ПОГОДУ, это заряженный НС
Вот тут Артем поднял тему, но разбор обстоятельств так и остался ТАЙНОЙ этой каякерской тусовки. А тайна проста - если ты ведешь не супер-профи на таких судах, как морские каяки и двушки, и которые достаточно легко переворачиваемые, как "неожиданно" оказывается, как и любые каркасники и гибриды, за редким исключением, то пересекать, да вообще выходить (про "300 метров от берега" будет ниже) на Большую Холодную Воду в ПЛОХУЮ ПОГОДУ, это заряженный НС
16 августа 2020-го года, Кандалакша, опять каякер на "настоящем" каяке, и опять не один шел, но и тут никто не смог помочь, переохлаждение. Подробности найдите тоже сами...
В следующий раз, задумываясь о пресечении больших пространств на "быстрых" лодках, вспомните про эти две последние главы и прочитайте продолжение, оно к сожалению БУДЕТ...
Будет, потому что есть каяк-индустрия, маркетинг, наивные или просто упертые руководители всяческих каяк-клубов и тусовок, таскающие своих апологетов на БОЛЬШУЮ воду, которая ИНОГДА требует НАСТОЯЩЕГО профессионализма, если уж вы выбрали "быструю" лодку типа сияк или даже простой каркасник. Потому что вам СКАЗАЛИ, что они-то вывезут, не то что во-о-о-о-н те, на "сдуваемых" пупындрах... "Иногда" не всегда наступает неожиданно, оно иногда и планируется... Вопреки здравому смыслу
А список к сожалению ожидаемо пополняется, порядок дат неважен...
Быстролодочная трагедия на большой воде. Пример № 8
Происшествие на озере Вуокса 2022 года - прям один в один с предыдущим, тот же осенний сезон, пара парней и пластиковый каяк. Только они были без группы. И тоже не смогли обратно сесть перевернувшуюся лодку...
"Я сказал, что двигаться надо к ближайшему острову в зоне видимости — до него примерно триста метров. Казалось, довольно близко. Но плыть в одежде, жилете, на мешке и в холодной воде очень сложно"
300 метров. "ВСЕГО-ТО" ТРИСТА МЕТРОВ
Быстролодочная трагедия на большой воде. Пример № 9
19 апреля 2024 года (разбор от профи сиякерского сообщества)
Разбор этого же НС на форуме Ветер Перемен очень показательно показывает, почему ЭТО будет повторяться по одному и тому-же сценарию, сценарию выбора лодки, которая в определенных условиях не дает шансов на самоспас и обрекает на замерзание. Потому что
19 апреля 2024 года (разбор от профи сиякерского сообщества)
Разбор этого же НС на форуме Ветер Перемен очень показательно показывает, почему ЭТО будет повторяться по одному и тому-же сценарию, сценарию выбора лодки, которая в определенных условиях не дает шансов на самоспас и обрекает на замерзание. Потому что
- "Раз уж море (Большая Вода), значит морской каяк - сияк, какие еще варианты!??"
Вывод совершенно банальный, прагматичный и неприемлемый для поклонников сиякинга:
- выходя в реальное море (ледяную воду, льды, на любую непляжную воду, нестабильную погоду), а не на пляж в Химках или типа того или на Тверской марафон и другие соревы) с вашими умениями (с моими тоже кстати), вы СРАЗУ ЖЕ, УЖЕ, ПРЯМ ЩАЗ находитесь в состоянии отложенного ЧП, а стало быть вам УЖЕ нужно спасательное судно, вместо сияк-понтов )))
Вывод совершенно банальный, прагматичный и неприемлемый для поклонников сиякинга:
- выходя в реальное море (ледяную воду, льды, на любую непляжную воду, нестабильную погоду), а не на пляж в Химках или типа того или на Тверской марафон и другие соревы) с вашими умениями (с моими тоже кстати), вы СРАЗУ ЖЕ, УЖЕ, ПРЯМ ЩАЗ находитесь в состоянии отложенного ЧП, а стало быть вам УЖЕ нужно спасательное судно, вместо сияк-понтов )))
Быстролодочная трагедия на большой воде. Пример № 10
Июль 2025, групповая необъяснимая попытка пройти на Соловки с Кузовов в заранее известную плохую погоду
"Он пошел на скоростном каяке-одиночке"
фото из интернета на совести редакции V1.RU
"Каяк, в котором шел Виктор, был обнаружен 22 июля на острове Шуй. Недалеко от него был найден и второй, двойной каяк. Его нашли расколотым, рядом с ним лежала женская сумка" (источник)
Настоящий каяк не вывез...
И еще двух новичков не вывезла Варзуга (с фартуком!), которых фактически ЗАСТАВИЛИ идти в шторм.
Настоящий каяк не вывез...
И еще двух новичков не вывезла Варзуга (с фартуком!), которых фактически ЗАСТАВИЛИ идти в шторм.
Умные там тоже были и отказались от планов руководителя, уехали раньше наступления шторма и остались живы, и вроде даже без приключений
Причина - самонадеянность руководителя
"Отец одной из спасенных уверял — практически (практически! бл###) все участники группы были опытными туристами и знали, как действовать в сложной ситуации, но стихия оказалась сильнее".
Что ЗНАЛИ, допускаю, но... Наивно полагать, что тренировали. Тем более - все (вспомним про "практически"). Группой. И в условиях, приближенных к таким условиям. Много ходили - да. Но это НИЧЕГО не значит перед лицом Стихии и холодной воды +9С. А вокруг стояла ЖАРА. Кто в такую погоду думает, что в воде жизни на полчаса? И прогноз никого не остановил
Еще раз, главная имхо-причина - мнение профи, которые не могут спуститься "с небес на землю" и посмотреть реальности в глаза, что "правильные" лодки для Большой Воды, это только сияки. ВСЕГДА. Это следствие проф-деформации, читаем:
"Если туристы шли на морских байдарках, имеющих отсеки плавучести, то в умелых руках переход по морю в 20 км вполне безопасен».
И люди верят.
Еще там же:
И люди верят.
Еще там же:
"Лодка (байдарка Вуокса) неплохая, имеет надувные баллоны, но не морского класса, ее тяжело ставить на ровный киль при перевороте. Эта байдарка больше подходит для рек и озер " - главный тренер сборной Архангельской области по гребному слалому, Дмитрий Амосов
Как и многие другие такие спецы (в слаломе - не сомневаюсь), все внимание отдают эскимосскому перевороту. Другого они не знают. ПОЧЕМУ-ТО "не знают", что даже "правильную" морскую ДВОЙКУ поднять на ровный киль эскимосом в реальном шторме анриал вообще совсем. Единичку можно, но раза три-четыре. И то, если ты настоящий профи, который это тренировал ГОДАМИ.
То есть все, что сказал Дмитрий Амосов, в переложении на реалии называется просто опасная ДИЧЬ. Умелые руки и массовый сияк-туризм не живут вместе.
То есть все, что сказал Дмитрий Амосов, в переложении на реалии называется просто опасная ДИЧЬ. Умелые руки и массовый сияк-туризм не живут вместе.
Дичь изнутри, от "автора" НС
История получила продолжение...
На лицо каякерское сообщество во главе с человеком, не отдающим себе отчета о реалиях, сообщество "оптимистичных розовых очков", и я не удивлен, встречал...
Грамотный сухой разбор
Особенно полезно было прочитать, что каяк SeaBird Discovery 430 назван как "условно подходит для моря, при выходе в идеальных условиях в штиль" и объяснение про заблаговременную технику самоспаса
То есть чтоб не доводить дело до самоспаса и при ухудшении условий,
нужно заранее "сдаться" и превратить связку каяков в "спасательное судно", при этом все каяки должны иметь средства связки и на корме и на носу. Тут точно нужна чуйка и опыт руковода.
- И ЭТО КОНЕЧНО НАДО ТРЕНИРОВАТЬ
- ВСЕЙ КОНКРЕТНОЙ ГРУППОЙ
Думаю даже на гладкой воде и несколько раз, до похода. Идеально повторить сразу, при первом выходе. Тем более перед выходом в переменную погоду.
Для меня это новое, но сразу понятное. Но слышу про это в первый раз и про такие тренировки не слышал
Подумал - это ж ТАК СКУШНО! Другое дело - купание и залезание.
АЛЬТЕРНАТИВА
Пора вспомнить, как я, и именно этим маршрутом, в 2012-м ходил на Соловки.
Придя на Кузова, я примеривался целый день, отдыхая от первой части похода по Северной Шуе, смотрел на спокойное небо и тщательно все продумывал, поскольку
- был один
- и на море был в первый раз. За год до этого лишь пол дня немного поплавал по островам Сидоров-Кишкин в районе губы Чупа в идеальную погоду (поэтому и ушел один).
История получила продолжение...
На лицо каякерское сообщество во главе с человеком, не отдающим себе отчета о реалиях, сообщество "оптимистичных розовых очков", и я не удивлен, встречал...
Грамотный сухой разбор
Особенно полезно было прочитать, что каяк SeaBird Discovery 430 назван как "условно подходит для моря, при выходе в идеальных условиях в штиль" и объяснение про заблаговременную технику самоспаса
То есть чтоб не доводить дело до самоспаса и при ухудшении условий,
нужно заранее "сдаться" и превратить связку каяков в "спасательное судно", при этом все каяки должны иметь средства связки и на корме и на носу. Тут точно нужна чуйка и опыт руковода.
- И ЭТО КОНЕЧНО НАДО ТРЕНИРОВАТЬ
- ВСЕЙ КОНКРЕТНОЙ ГРУППОЙ
Думаю даже на гладкой воде и несколько раз, до похода. Идеально повторить сразу, при первом выходе. Тем более перед выходом в переменную погоду.
Для меня это новое, но сразу понятное. Но слышу про это в первый раз и про такие тренировки не слышал
Подумал - это ж ТАК СКУШНО! Другое дело - купание и залезание.
АЛЬТЕРНАТИВА
Пора вспомнить, как я, и именно этим маршрутом, в 2012-м ходил на Соловки.
Придя на Кузова, я примеривался целый день, отдыхая от первой части похода по Северной Шуе, смотрел на спокойное небо и тщательно все продумывал, поскольку
- был один
- и на море был в первый раз. За год до этого лишь пол дня немного поплавал по островам Сидоров-Кишкин в районе губы Чупа в идеальную погоду (поэтому и ушел один).
Но... У меня тут были:
- бурноводный танк Одиссей 370
- бурноводный танк Одиссей 370
- оттренированные навыки и опыт хождения на нем и на подобных судах Кавказских 4КС (ну почти) - три раза на тот момент
- и напутствие МЕСТНОГО рыбака-гида, который сам на Соловки на Тайменях гонял группы. Он случайно зашел ко мне в лагерь на Немецком Кузове, увидав Одиссея...
Внимание, опыт "практического" моряка, в оценке возможностей Одиссея:
- А что ему будет!!!? Ну сдует маленько, если дунет. Перевернуть его невозможно в здравом уме. Иди, не беспокойся...
Ну я и сходил
Трек
4 июля 2023 года
"Турист из Усть-Илимска 1,5 часа дрейфовал на резиновой лодке после шторма на Байкале. И был спасен.
Его товарищ на байдарке пока не найден" (источник)
"Установлено, что на прогулку по водоему отправились два человека – один плыл на резиновой лодке, второй – на байдарке: люди прибыли на Байкал из Усть-Илимска. Спустя время путешественники попали в шторм и потеряли друг друга из виду." (источник)
Тело нашли, спустя неделю.Очень похоже на трагедию на Сямозере 2016-го в смысле, что и там и там лодки ДВУХ принципиально разных типов и тот же разный исход для каждого типа.
А когда есть сходные по деталям ЧП, то это уже ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, которую Н А Д О воспринимать как данность, а не как паранойю отдельных личностей типа меня
Сухой остаток от одного умного человека:
"У пакрафтера фактически были часы на выживание, теоретически в запасе дни и недели (в зависимости от водоема, условий ). У байдарочника скорее всего - минуты"
Сухой остаток от одного умного человека:
"У пакрафтера фактически были часы на выживание, теоретически в запасе дни и недели (в зависимости от водоема, условий ). У байдарочника скорее всего - минуты"
Каякерский триллер на Баренцевом море, лето 2025. Пример №12 (без жертв)
Хроника
Второй известный мне заснятый случай успешных спасработ в реальном маршруте в реальном шторме, не тренировка
В сухом остатке - без сомнений сильная группа, готовая на "все 99%", но...
- спасработы на самом деле шли до самого берега и только там ситуация стабилизировалась чаем и спальниками. То есть с одной стороны далеко не уплывали, что разумно и понятно, с другой стороны НА ВОДЕ стабилизации не было в помине, барышня замерзла так, что отходила несколько часов в тепле и с едой
НЕ АЛЬТЕРНАТИВА, НО ПОКАЗАТЕЛЬНО
"Когда-то тридцать -- двадцать лет назад начиная или заканчивая свои походы в Лосево - в основном одним экипажем - и никогда "водой" спецом не занимаясь (просто походы и походы которые сами тебя "учат", я даже помыслить не мог сунуться на своем брезентовом еще "Таймене" с подругой или братом в Лосевский порог ..
А буквально месяц назад с условной Т- 28М со всеми упорами, ручками, спинками и пр. просто приехал, потренировал эскиматрас на нижнем озере, добившись устраивающей и "надежной" схемы, и совершенно без проблем прошел этот порог разными траекториями даже не ожидая, что все окажется "так просто". На выходе на поганке кильнуло даже разок, но и это было скорее "весело" - просто вылез "по тренированному" да и все ))
Не перестаю всему этому искренне удивляться и радоваться )" (источник)
В СУХОМ ОСТАТКЕ
В СУХОМ ОСТАТКЕ
Надувашка в шторм имеет "предохранитель" и "стабилизатор" ситуации:
Предохранитель - если что, она рано скажет "не могу" и остановит(ся)
Стабилизатор - надувашка, это уже спасательное судно. Сразу... Особенно с самоотливом. Потому что она допускает походы с препятствиями до 4КС (если уметь)
- Гипотермия и что с ней делать. Руководство каякерам и просто водникам
- Лишний раз про то, что даже Викинг 4.7 подвержен заливам воды, если его насиловать и переть в шторм, пост №81
- Надувная байдарка (даже без самоотлива) не тонет. Шторм на Суккозе. И все. Вспомните в этой ситуации "быстрые" Варзуги. С фартуком (см. выше). А самоотливная надувная байдарка не заливается в принципе. Хотя в шторм разумные люди не плавают, но вот то, что на видео заснято - для меня и самоотливной лодки только повод посильнее погрести. Это для надувашки не шторм. Это всего-то затруднение. А для Таймени это повод БЫСТРО СВАЛИВАТЬ. БЫСТРО! А еще лучше переждать. Не выходить. Билет на поезд можно купить и еще один. А вторую жизнь купить не удастся. Вам обычно есть кого расстраивать, если вы не сирота и не "чайлдфрик".
- Надувная байдарка (даже без самоотлива) не тонет. Шторм на Суккозе. И все. Вспомните в этой ситуации "быстрые" Варзуги. С фартуком (см. выше). А самоотливная надувная байдарка не заливается в принципе. Хотя в шторм разумные люди не плавают, но вот то, что на видео заснято - для меня и самоотливной лодки только повод посильнее погрести. Это для надувашки не шторм. Это всего-то затруднение. А для Таймени это повод БЫСТРО СВАЛИВАТЬ. БЫСТРО! А еще лучше переждать. Не выходить. Билет на поезд можно купить и еще один. А вторую жизнь купить не удастся. Вам обычно есть кого расстраивать, если вы не сирота и не "чайлдфрик".
- КАРКАСНАЯ страшилка от "самой" Марины Галкиной (глава "Шторм на море")
Берегите себя и не обольщайтесь "скоростью" лодки, она не всегда вывезет
Михаил (ЗиндОлог) Левашов