30 декабря 2015

Илекса vs Вектор и Шуя vs Ладога


Байдарки Фортуна и Мерман 
можно пощупать в Москве
и оттестировать в Белых Столбах
Что такое лодка Фортуна
Контакты

***
Или таблетка от болезни "моя лодка быстрее"
по объективным данным,

Вопрос
Какая одноместная лодка лучше подходит для следующих условий:
- реального дальнего маршрута
- рядового водника-неспортсмена
- на два дня и больше
- по гладкой воде типа озеро немерянной площади
- или это широкая равнинная река типа Оки
при единственном нестандартном условии, что
- гребуны не камикадзы и в шторма и жопы намеренно не лезут
И это нестандартное условие я нахожу разумным. Почему нестандартное? А потому, что вариант "проехать Башкаус на RZ-85" я не рассматриваю

Ответ (первая попытка)
Казалось бы Вектор?! Ну или Ладога.
Красота и стремительность. Качество исполнения достойное. Абсолютно правильные лодки от слов совсем и без но. Обе подходят одназначно... И я так думал...

Главной характеристикой лодки почему-то считаются ее чистые скоростные качества, все остальное потом. Для гладкой воды (и собранной лодки) это вроде бы верно, но...!

Гладко было на бумаге, но забыли про овраги


1. Илекса vs Вектор

Простой расчет на один день, простой, но Zindo-логичный

Исходное положение:
У вас Илекса, у вашего товарища Вектор. Вы собрались в однодневный совместный выход. Вы на стапеле и вы знаете, что ваш товарищ на Векторе на ходу всячески демонстрирует "силу". То есть вам всегда объявляется гонка. Так устроены люди, это данность за редким исключением.
Хорошо, но тогда договоритесь, что и стапель и погрузка в эту "гонку" тоже входят. Если он умный, то на этом все "соревнования" кончатся раз и на всегда.
Если нет, то
- либо это ваш с ним последний выход
- либо с этим придется смириться
- либо надо ТОЖЕ ПОКУПАТЬ Вектор
Но об этот позже и еще раз будет поближе к концу.

О чем речь? Речь о демонстрация "силы" перед тем, кто не может ей ответить в прямую. А "сила" в нашем случае, это всего лишь более быстрая лодка, что не есть достижение, это просто выбор байдарки. 

Но как только вы поменяете правила игры, эта сила превратится в тыкву, ситуация поменяет знак и наступит конфуз. И нередко обида. Некоторые это несут в себе всю жизнь, даже не осознавая...

Поэтому прежде, чем сказать "моя лодка быстрее", задумайтесь.
И если вам такое говорят - тоже задумайтесь.

Итак, "меняем знак":
Вы договориваетесь, что стапель и разгрузка в эту "гонку" тоже входят.

Для прямолинейно-мыслящих повторю: "соревнование" включает и стапель, и загрузку,  "медленная" лодка на стапеле сразу уплывает после сборки и загрузки

1. А теперь считаем:

Нормальный человек Илексу соберет в сумме за 16 минут. Тот же (Валера, тот же!) нормальный человек Вектор-1 (без руля!) соберет за 29. Разница - 13 минут.
Предположим, что упаковка Илексы и Вектора занимают одинаковое время и мы его не учитываем, что на самом деле не так, чем быстрее плодка, тем она ДОЛЬШЕ загружается, поскольку она как правило сложнее. Но пусть...

И если со стапеля Илекса уйдет сразу по сборке и загрузке, не дожидаясь "быстрого" Вектора, то вычислим время, которое надо Вектору, чтобы догнать Илексу***.

*** Догнать Вектором Илексу - запомним этот момент, именно для пары Вектор-Илекса есть нюанс, о котором позже

Пропускаю промежуточные выкладки
T=dT*Vв/(Vв-Vи)
где

T - время до встречи
dT - разница времени на стапель/загрузку
Vв - скорость Вектора (или любой более быстрой лодки в общем случае)
Vи - скорость Илексы 
(или любой менее быстрой лодки в общем случае)

И предположим (что есть неверно кстати для этой пары***), что разница в скорости простой гребли в "походном маршрутном темпе", или другое название "караванная скорость" у них 0.7 км/ч, то есть Вектор едет 7.0 (это реальная походная скорость по стоячей воде, промеренная многократно), а Илекса 6.3 (ну допустим, хотя это не так***). Илекса медленнее на 10% (или на11%, как считать, но разница 10% в разнице картинку принципиально не меняет)

Тогда это 130 (сто тридцать) , то есть ДВА ЧАСА (2.16, если точно), Илекса за это время пройдет дистанцию в 13,5 километров. Прямехонько до обеда в обыкновенном выходе на 25 км, потому что это половина пути и от завтрака уже прошло 4-5 или даже шесть  часов).

Ремарочка - у большинства групп 80 км, это дистанция почти ВСЕГО(!!!) ЛЕТНЕГО ПОХОДА в Карелию, зачем им БЫСТРАЯ байдарка? Побыстрее СБЕЖАТЬ с воды? 

Передохните. Глоток чаю...

2. А теперь добавлю реалий:

На самом деле готовить гермы и грузить (и настале тоже, вернемся к п.1) Вектор вдвое дольше Илексы (как минимум), гермы меньше, их больше, их сбор дольше, чудес не бывает. И это примерно 20 минут разницы. Если вы в многодневке, то это КАЖДЫЙ следующий день 20 минут этой разницы в загрузке. Фору 20-ть минут в километры догоняния пересчитайте сами.

Заметили, что получилось? Формулирую:

Zindologическое правило "одной минуты задержки...":
Каждая минута задержки на старте равна 1-му км "догонять", при 10%-й положительной разнице в скорости у догоняющей лодки. 

Непривычно? Но "ёжик есть". Вы заранее уравниваете правила игры, лишая "гонщиков" их главного козыря.

А они обижаются? Комплексуют? Значит что-то не так. Сами решите, что.

Однажды был сделан эксперимент на одной гонке, где никто не догнал Щуку при общем старте "из рюкзака" на дистанции около 17 км. На "Осенней Протве 2013" и прям официально. А потом в 2019-м, с тем же результатом

Еще один пример, как оно бывает, для проверки формулы, если что.... Я на Фортуне 1+ вышел на 10 минут раньше Стайера  и он догонял меня 9.3 км. А Стайер это "почти" Вектор - 460х68, Фортуна - 360х88, разница скоростей - 14%, Стайер 8.14, Фортуна 7.0 (на самом деле -1.5 км, если без реки)


Как я понимаю Вл. Владимирович не упирался, но и не тупил, шел так же как я, слегка но нажимая чуть выше комфортного темпа, а я пил пиво и перекуривал слегка

В виде отвлечения - хорошие и позитивные люди, но зачем в таких походах громоздкие Вектора, я не понимаю. 50 (пятьдесят) километров за 4 (четыре) дня.
12.5 в день, Карл!

Кстати, миф про медленные "тупые надувашки" так же рассыпается в прах, как только там появляется реальная реальность в виде неких препятствий которые сильно задерживают "быстрых" каркасников...

Так какая же лодка из этих двух, Илекса или Вектор, тут лучше подходит, если так посмотреть? А я именно так смотрю.

Дополним картинку разницей вдвое в стоимости и разницей в весе 4 кила как минимум, и нетаскаемой упаковкой, а возимой, в отличии от Илексы.

Для объективности напомню, в суровых условиях (куда лезть без понимания и умения ващета не надо), волна, ветер, большие просторы, Вектор конечно предпочтительнее

*** На последок сладкое  - я вас обманул
Ну не обманул, просто тогда, в 2015-м, когда я писал этот текст, наука черенкология 
еще не родилась и я не знал, что...
Для пары Вектор-Илекса на первом же заседании "кафедры черенкологии" обнаружилась многократно перемеренная неожиданность:
- Вектор "на черенке" обгоняет Илексу всего на 0.1 км/ч, черенковая скорость Вектора намерена нами в 7.5км/ч, а у Илексы она 7.4
А что это значит, если заставить Вектор догонять Илексу после 13-ти минутной задержки на сборку - можете посчитать сами.

Вывод частый 1:
Для обычного похода Илекса гораздо предпочтительнее Вектора, поскольку
- скорость та же
- она легче на треть
- она дешевле вдвое
- она собирается быстрее вдвое 

Вывод частый 2:
Если вы, принимая этот подход, идете один сам по себе, то вы, всегда(!) будет обгонять любую команду хотя бы с одним Вектором. Они не уедут от вас, потому, что они дольше грузятся и не на столько быстрее едут, как они думают или им сказали.

А вот если вы в одной команде с Векторами и т.п. и вас постоянно тролят за медлительность, то это как раз метод разок проучить и поставить на место тех, кто вас не ждет на ходу, копаясь при этом на стапеле, загрузке или на препятствиях. Более того, ваш выигрыш будет ошеломительным, поскольку большапя команда по определению собирается медленнее, если нет специальной задачи.
Но тут нюанс - если такая необходимость возникает, стоит задуматься, а вам нужны такие соратнеги?
И это вполне жизненно, вспомните, а не замечалось ли?
Или может сами грешите...? 

Вывод общий
Если у вас нет желания "переделывать мир", то вы:
- либо вынужденно КУПИТЕ ВЕКТОР, а в общем случае байдарку, которая будет как самая быстрая в вашей компании, где принят общий старт
- либо это надо принять, не комплексовать и ловите дзен...
- либо будете грести интенсивнее, что не есть плохо кстати...
- либо чаще станете ходить одной байдаркой или одним экипажем, но это совсем другая история

А если вы собрались гонять на соревнованиях, то конечно лучше Вектор (или Ладога).


2. Шуя-1 vs Ладога

Я тут на одном форуме посравнивал Шую-1 и Ладогу и вот что полусмешно и полусерьезно получилось:

цитата (чья, неважно, типичная):
- "Если чё, Ладога бегает быстрее."

ответ (мой):
Зашибись, сравним, что за это "быстрее" мы имеем:

- Если чё, Ладога почти в двое дороже. Не аргумент для многих? Хорошо... А вторую Илексу на разницу если купить. Б/у прям немного. За 85% цены?
- Если чё, Ладога собирается втрое дольше. Срулем вообще неприлично дольше.
- Если чё, Ладога типа в 1.7(!) раза тяжелее. На 10 кил...
- Если чё, Ладога идет не так уж и быстрее. Ну на 0.7-1 км быстрее "в среднем по больнице", если не фантазировать. Сказки про 10 км в час оставим продавцам, наивным и сказочникам. 
- Если чё, Ладогу грузить в три раза сложнее (дольше). Шую загрузить - 1 минуту. Кто Ладогу загрузит за три? Выходи строиться (Андрей? Валера?). У мну есть фотка, как я помогаю(!) в корму Викинга засуяривать гермочку, будучи залезшим тудой по грудь. Да чтоб я кого-то попросил помочь грузить Одиссея?!!!

Итого, сложим эти "если чё"
Ладога-1 проигрывает 2+3+1.7+3=9.7 пунктов Шуе-1 при 0.1 км/ч (в лучшем случае) выигрыше в скорости. А по мне, так это звучит, что Ладога по потребительским свойствам в общем случае В ДЕСЯТЬ РАЗ ХУЖЕ. И выигрывает только если ну вот нада плыть по ОЧЕНЬ бурному озеру, что бывает почти никогда, когда проще один раз в пятнадцать лет этот день посидеть на берегу.
Это конечно странный метод  сложения яблок с апельсинами (Андрей, я это признаю), но как-то же надо эти цифры собрать все вместе. Они ведь РЕАЛЬНЫ? Осязаемы?

3. Сухой остаток:
Если команда имеет разные лодки, то те, у кого Вектора или типа того, должны ВСЕГДА помнить, что на стапеле их некоторые ждали столько, сколько они на своих Векторах до обеда точно не догонят, если б те их не ждали на стапеле. Поэтому убегать вперед и демонстрировать "класс" просто неэтично. Так собственно и живут все нормальные команды. Они неосознанно соблюдают неписанную хартию разноскоростных лодок. Но я регулярно наблюдал, наблюдаю и читаю проблемы и споры на тему "тормозов" и "торопыг". А они часто даже этого не понимают. И дело не в конкретных лодках, а в "торопыгах". Вспомните метро и очередь к эскалатору. Всегда (всегда!) найдутся те, кто захочет встать на него раньше вас, подойдя сбоку и влезая... 

Но все это тонко и сходу понять не просто. Понимаю.

И да, конечно дело не в конкретных лодках в описанной узко-конкретной задаче. Кое-где Т-28 будет быстрее Одиссея, а ВФ обгонит Смену. Но это уже другая, хотя и очень похожая тема. 

Еще один момент:
Получается по первой части, что Илекса это идеальная гладководная каркасно-надувная ПВДэшница, которую каждую неделю не лень и очень приятно таскать на воду. В отличие от Вектора, который имеет смысл (и сомнительный, как показывает расчет) на ровных непетляющих больших акваториях и тому, кто любит "ну чиста паганять". То есть Вектор, это лодка двух выходов в год максимум, а Илекса - солдат на все случаи ПВДэшной и походной  жизни на равнине. 

Момент про Шую и гибриды...
Имхо Шуя еще удобнее Илексы грузится, а скорость у ей не меньше Илексы. И весит столько же. Не верьте паспорту Илексы - она весит 13.700! Как и Шуя... 
Ну и остальные гибриды типа Викинга и Варяга, это чуть более медленные, но более универсальные гладководницы, но с еще более расширенными возможностями.
Кстати еще интереснее Олонка, если вы весите до 75-ти кг, но там есть нюанс недостаточной остойчивости, но это другая история

А в 2024-м появился Зенит от Вольного Ветра
И Шуя переместилась на третье место на (моём) пьедестале "лучшей оперативной ПВДэшки" в весовой категории 11-15 кг, уступая Зениту Трэвел и Экспедишн первые два места

Так, что получается, что...
Вектор и Ладога, это узко-специализированные лодки для: 
- эстетов-одиночек или мало-реальных полностью-Векторо-Ладоговых групп 
- гребцов-дальнобойщиков с походами больше двух дней и дневной нормой больше 40 км
- дальнобойщиков с общим пробегом где-то после 160 км за поход
- участников гонок
Таки вы один из них? Тогда Вектор и Ладога, это лодки для вас, наслаждайтесь, я серьезно.

А еще Векторо-Ладога имхо не для новичков. Начинать стоит с Илексы. Ну или с гибридных Викинга, Гарпуна, Шуи, Варяга и Ангары

Карочь, если надо "скользить" в одиночку, то берите смело Илексу или Шую-1 вместо Вектора и Ладоги. И гляньте на Зенит попутно...

П.С. Особенно приятно, что такой подход можно проиллюстрировать на лодках одной фирмы, никого не обижая в смысле конкуренции. Ай да я!

************************************************************
- А в 2018-м году на рынок вышел ... Гарпун 4.5
- А в 2019 м уже есть и такие мнения: Гарпун 4.5 vs Шуя-1 - "Знакомый хотел продать ее (Шую) и купить Гарпун 45. На ноябрьские удалось совершить совместный поход (с весны планировали, но все не выходило). Гарпун и ходче, и компактнее в собранном виде, но товарищ посмотрел, сколько в него входит, как я гружусь и решил, что менять Шую он точно не будет" (источник). Скорость уступила Удобству!
- А в 2020-м году на рынок вышли Гарпун 3.7 и Олонка, не менее шустрые  ПВДэшницы, чем Илекса, если хотеть каркасы
- А если не хотеть каркасы, то есть Щукари 310 и 340, которые НЕ отстают  (если по вышеописанной схеме) от Г и Ш, но вес 5-7 кг и скегирование, делают их очень желанными ПВДэшками.
- И я уже писал про Зенит, это ОЧЕНЬ интересная лодка

Не сломать бы голову при выборе )))
Михаил Левашов (Zindolog)