12 мая 2017 г.

Аккорд (2010) vs Каньон-СПОРТ (2008)

из архива 2010

сравнение двух "одноклассников"


25-26 сентября 2010 года на слете ТКТ-Перово-МВК в Леоново  ДиванкаякерЫ и некоторые судьи приняли участие в тестировании недавно купленного мной Аккорда и его сравнении с такими уже родными и привычными нам Каньонами-СПОРТ.

Купил я Аккорд на свои кровные для того чтобы:

- самому судить о монобалонниках, а не полагаться на мнение компетентных товарищей;
- иметь судно для СОЛО-путешествий средних спортивных категорий, у которого нет проблем с баллонами (так говорят те же авторитеты);
- ходить чуточку быстрее и легче. По обещаниям  сайта ТТ, эта лодка должна была быть быстрее всех своих надувных братьев и сестер в подклассе ОПЕНДЕКОВ. ЖПСом даже мерили***... Конечно за счет снижения маневренности, но этой маневренности у таких надувах и так хоть отбавляй. Добавить скорости захотелось после лета-2010, когда на Кольском и в Карелии на Большой, Колвице, Писте, Кепе и Кеми я нагреб на СПОРТЕ в сумме порядка 220 км. Да и любимое весеннее ралли СкиТулец 2011 не за горами, всего-то полгода...
- используя поддержку и технологию фирмы "Вольный Ветер", самому сделать эту и позже такую лодку лучше. Ну по крайней мере не хуже. Не боги горшки обжигают. Или вынудить ВВ сделать. Важно чтоб была, а чья - дело десятое.

Комплектация моего Аккорда:
- усиленные баллоны
- короткая надувная палуба
- две псевдопалубы (нос/корма).
- 6-шт полуколец (приклеил выданные в ТТ готовые сам) для крепления носо/кормовых петель и сидушко-упоров.

Для удобства установил модернизированную мной спинку от Каньона-2, перевел задний крепеж упоров на эту спинку с фиксацией ее намертво к баллонам, как уже использую на своих СПОРТах два сезона. Постепенно окружающие начинают требовать себе то же сидение, взамен штатных надувных. Значит верной дорогой идем...

Комплектация меня:
- 65 кг

Сидушку сначала установил так, чтоб центр массы гребца был посередине лодки. Первые же метры на воде показали, что внутри перед кормой образуется волна, бьющая в соединение бортов и она серьезно тормозит лодку.
Подвинул сидушку на 10 см. вперед (в СПОРТАХ у меня именно так).
Вроде бы стало получше.

А потом стало не до того - начались соревнования на короткой трассе ТВТ.

Первая попытка на Каньоне-СПОРТ.
Между попытками прошло два часа и силы восстановились.
Вторую попытку я пошел на Аккорде.
Дальше была командная гонка, на которой мы построились так:
Первой шла барышня на пластике, затем два СПОРТА с юношами, занявшими в личке (как потом оказалось) типа 5-6 места. И замыкал я на Аккорде с мыслью, что от меня они не уйдут по определению и ворота времени мы минимизируем. И весло у меня, к стати, не полиэтилен, как у них, а АК от Ватерлоджи. Кто понимает - оно заметно эфективнее. И дороже.
Не вдаваясь в подробности, после старта я все время пытался их догнать, а они от меня уходили и уходили. На воротах времени меня ждали, а по их прохождении они от меня уехали.
Почуяв нелогичность, и отдышавшись после финиша, я пошел узнавать результаты...

Теперь самое интересное и тогда казавшееся неожиданным:

В первой попытке на СПОРТЕ я нагреб на 2-е место с результатом 3.05 мин.
На Аккорде мне понадобилось 3.21 мин.
Разница 16 секунд. Для объективности надо разложить: 5 секунд на косяк в одних воротах (залез на Аккорде в куст неудачно) и 5 секунд на разницу в маневренности на трех обратных воротах. На мягких маневрах в прямых воротах и змейках разницы не ощущалось. Боковое притяжение эффективно приблизительно одинаково.
Итак: 16-(5+5)=6 секунд преимущества СПОРТА именно в скорости. (На 3-х минутах. Вроде бы ничтожно - 3.33 %. Но это на пустом Аккорде.)

Я не поверил. 
***Обещалось другое. Отдышавшись,  уговорил шедшего впереди на командной гонке Илью помочь прояснить ситуацию и после закрытия соревнований поменяться лодками.
Поменялись лодками (и веслами), прошли первую связку ворот и за ними длинную прямую. Теперь Илья на Аккорде от меня оторваться не смог и даже поотстал. Гребли мы естественно на совесть. Все делалось на совесть.

Всем, кому я давал пробовать пройтись на Аккорде, говорили одно и то же - чувствуются "тормоза". Тормоза "живут" в ловушке для воды, которая получается из-за опущенности кормы. Просто корма тащит воду плугом как бульдозер, только сзади.

Признаюсь, я такого не ожидал.

Испытания на обычной караванно-походной скорости, расчитанной на 6-7 ходовых часов, мы не проводили. Для этого нужны эти 6-7 ходовых часов. Но все еще впереди.

Большая бочка мёда

Моноболонник. Надувается Аккорд вдвое легче и быстрее. А так-как в него, из-за клапанов и чисто физических свойств материала, можно нагнать больше воздуху, то на воде поддувать не пришлось. Каньоны поддувал. И что безоговорочно понравилось в Аккорде, так это жесткая надувная палуба -  перспективная заготовка однако... Есть о чем подумать.

Мелочи доводки

Пяточного упора конечно не хватает (опять, но как показали следующие четыре года, для Питера это вообще хронически). А однажды (в 2017-м уже) я нашел цитату, в которой Сергей Петров прямо пишет, что приделанные к дну (принятые во всем мире) пяточники ему не нравятся просто. Вот интересно, а давно автор Аккорда на своей лодке ходил в многодневку, где как раз и становится понятно, что удобнее. И что пяточник не блажь. Но это проблемы не мои - себе я что-нибудь придумаю. Собственно уже придумал, дело в реализации.

Про спинку я вообще не говорю. Это тоже всеобщая болезнь. Никто нормально спинки не делает. Все что-то выдумывают. А сами конструктора обычно в маршруты лет сто уже не ходят, а на тестах в ближайшем пруду неудобства спинки (как и пяточного безупорья) не поймешь. На Легорах что-то человеческое видел на СкиТульце. Но сам Легор меня не заинтересовал. А спинка, да, сделана добротно... 

Испытание на серьезном сплаве

Чтобы до конца разобраться в своем отношении к Аккорду, наверное именно на нем пойду в конце октября на Кодор в составе "сборной" команды тест-пилотов и друзей фирмы Вольный Ветер в окружении Каньонов. Хочется сравнить ощущения с прошлогодними.
Сравнил...
  

Итоги по Аккорду по следам Кодориады 2010

День 1
Лирическо-техническое, и как оказалось, еще и политическое отступление . 
Аккорд вполне вписался в компанию СПОРТОВ под ревнивым взглядом кое-кого из числа их производителей. И это не директор:).
Сидушко-упор (уже привычно) и упор для пяток (по скольку его там пока нет) я приделал к Аккорду сам и своей конструкции.
Мне показалось, что Аккорд менее кусаем, чем СПОРТ. Крутится конечно труднее, что не сильно принципиально при маневренности любой надувашки, а  вот если идти, например, на боковом притяжении с небольшим углом атаки в сторону улова, то он даже легче СПОРТА сходит со струи и вгрызается в улов... Странная техника, но надежная.

День 2
Лирическо-техническое и политическое отступление. Часть вторая
Поскольку уже идет второй день нашей Кодориады, уже можно сделать вывод – Аккорд это хорошая бурноводинговая машина. Меньше СПОРТА кусается и лучше его запихивается в улова. Хотя все те-же товарищи, которые ревнивые, утверждают, что это я за год стал более крут. Ну, скромно говоря таки да, но не на столько уж, чтоб почти без крена безнаказанно заходить в улова ТУТ.
Но есть два специфических момента.
Первый (исправляемый) - дыра в носу между самим носом и короткой палубой – это регулярный фонтан в морду лица и сбой «прицела», и, как правило, очень не вовремя. Тут и так в глазах рябит от обилия всего, а приходится еще и отплевываться и промаргиваться.  Дыру эту надо заделывать. 
И второй (не исправляемый, просто это надо учитывать) – с одной стороны из-за своей конструкции Аккорд в валах заметно лучше СПОРТА держит направление и не соскальзывает с курса. Это создает ощущение езды в танке по горкам. Но, естественно, за это есть и плата  - если надо резко отвернуть, то это на нем делается заметно труднее. Поэтому я уже несколько раз таранил камни бортом в ситуациях, когда по старой памяти на СПОРТЕ бы ушел. Ну да, привык...
И вот я опять не вструялся в струю,
И камни тараню, а мог бы уйти…
И тока сквозь зубы тихонько ворчу:
"Аккорд, ты ж хороший… Крутись, мать твою!"
 
День 3
... Кильнулся... Эскиматра(х)снулся. И сразу прочувствовал еще один нюанс Аккорда. Из-за его "прилипчивой" геометрии он переворачивается (отрывается) обратно чуть труднее СПОРТА. Но зато залезать в него обратно можно более резко и грубо.

Выдержка из приложения про наши суда:
Надувной каяк Аккорд от Тайм Триала (ТТ) - 1 штука
Аккорд - добротный моноболонный надувастик. Удобнее и быстрее (чем СПОРТ) надувается/сдувается. Капитан-очевидность ...
Отлично (лучше СПОРТов, что естественно) держит форму. А в остальном, все примерно как в предыдущем пункте про СПОРТы.
Я его купил за месяц до этого похода. Попробовал на Тушинско-Перовском слете и решил взять испытать на Кодор. Пришлось установить на него сидушко-упоры своей конструкции и пяточный упор от СПОРТа. Без этого было бы крайне неуютно. Сидушко-упоры получились даже лучше чем на моих двух СПОРТах. Главным образом из-за изначальной жескости Аккорда. А вот пяточный упор требует доработки - не удалось надежно зафиксировать.
Короче - Аккорд понравился. Выше  описано почему. И что нужно менять и дорабатывать, там (и ниже) тоже есть.

*** Маленькая ложка дёхтя :(

К сожалению, Аккорд, при всех его плюсах, имеет один неистребимый недостаток – он медленнее СПОРТов, особенно в загруженном состоянии, что делает плавание на нем в их окружении (а это мои личные реалии) неуютным. Все время надо напрягаться, чтоб хотя бы не отстать. При правильном понимании этого в схоженной команде это не критично, Но... При выполнении функции звеньевого или адмирала – это просто конфуз. Чтоб занять полагающееся лидеру место, надо втопить и еще попросить остальных не нажимать или вообще пропустить начальство вперед. Не царское это дело – просить. А если поднял фотоаппарат, то все - безнадежно отстал. А на порогах в нашей "тройке" у ведомого мной и менее опытного Вити Гририбова, как положено у новичка, включался "мотор". И он меня начинал догонять. Согласитесь, задавать курс с интарвалом в 2-3 метра от ведомого на реке в 50 кубов - толку мало. А уехать нет никакой возможности. Машинка "не едет".

И еще. В прошлом году я легко, увидев море, рванул и выплыл в него первым. В этом году на финишном рывке длиной метров 400 меня обогнал Миша Вазюлин на СПОРТЕ, хотя гребет он заведомо не быстрее меня. В нашей Кодорской компании конкуренцию по скорости мне пожалуй мог составить только Андрей Василенко (2-е место на СкиТульце-2010).
Но я отставал от всех.

*** В ТТ говорят, что надо поставить длинную палубу и тогда Аккорд "полетит". Не верю :) Не с чего ему "полететь"
А еще я нашел видео, где очень хорошо виден фонтан воды в корме: тынс (отметка 0:36)
И как с этим бороться - понятно. Подымать нос и особенно корму. Ход за ТТ. (увеличивать диаметр до 35-ти я не додумался... Это жесть )

Теперь про пяточный упор.
Решение есть давно:
Это фото лодки Максима Сысоева -  его почившего ВФ :(
В том же ТТ и сделано вероятно. А почему не ставится серийно - вопрос вопросович вопросов. У производителей бывают странные капризы. И это не прерогатива ТТ. В Вольном Ветре я тоже знаю много чего, что сделать - плевое дело, но не делается.

Снова мёд

Увидав воочию комплект Корсакова Юрия (что на видео) и подумавши еще, понял, что у Аккорда еще есть один ломовой плюс: есть вариант - палубу оставить дома, а при весе стандартных баллонов 6.2 кг, получается 6-ти с половиной  килограмовая (300 грамм веревочек - псевдопалуба), надувная, самоотливная, неубиваемая, устойчивая и очень вместительная лодка для пешеводников, где воды меньше пешки, или вода течет. Щука отдыхает. Каньон тоже. Но появилась Тайга.

Аккорд-2012

В 2012 году ТТ выпустил новый Аккорд, который на СкиТулец привез Володя Логинов (hunter-turist). Мы над ним поэксперементировали.
В варианте "как задумано" - дно в четыре редана, это лодка для больших и длинноруких людей. Ширина за 1 метр сильно. Для витязей сильно за 100 кг и роста за 180. Опять странная лодка...
В варианте с трех-реданным дном это уже хорошая лодка, заметно лучше 2010 модели. Опять, же - моноболонник, жескость и все такое. И уже нормальная ходкость. По ощущениям - на уровне Каньона-СПОРТ. Сравнить очно сил не было.
А с зауженной палубой, если сделать только два редана (три отсека), или, как мы с Володей , веревочками, и как это Юра Корсаков делал еще в 2010-м, он вообще полетел. То-есть сильно лучше варианта 2010. Если не обращать внимание на 35 см диаметр баллонов.
Я рад.
Но 35 см ...

Михаил (Zindolog) Левашов